Interfax-Russia.ru – На металлургическом заводе в Челябинской области прогремел взрыв самодельной мины.
Недаром в России принято считать, что понедельник – день тяжелый. В понедельник, 20 июня, в самом начале рабочего дня на территории металлургического завода в городе Аша (Челябинская область) раздался взрыв.
Сначала в ГУ МЧС по Челябинской области сообщили, будто взорвался баллон, заправленный кислородом. "В 8:10 (местного времени) на телефон центрального пункта пожарной связи поступило сообщение о разгерметизации баллона в листопрокатном цехе N1 на ОАО "Ашинский металлургический завод". Баллон технологического назначения, небольшого диаметра, предположительно с кислородом", - говорилось в сообщении пресс-службы ведомства.
Однако руководитель пресс-службы ОАО "Ашинский металлургический завод" ("АМЗ") Лев Селезнев опроверг эту версию происшествия. Он сообщил, что взрыв произошел рядом с входом в листопрокатный цех. Кроме того, по мнению представителя предприятия, на территории завода сработало взрывное устройство неизвестного происхождения. "Наш руководитель службы безопасности прибыл на место происшествия раньше полиции и представителей МЧС, - пояснил Interfax-Russia.ru Селезнев. – Поэтому мы с самого начала не сомневались, что версия со взрывом баллона несостоятельна".
Взрыв на таком серьезном предприятии, как металлургический завод – само по себе ЧП. Но в результате инцидента в реанимации городской клинической больницы оказался сотрудник завода. "Пострадал начальник цеха, который совершал утренний обход территории. Он госпитализирован с тяжелыми травмами", - рассказал представитель ОАО.
Сотрудники полиции немедленно оцепили листопрокатный цех. Кроме оперативно-следственной группы ОВД на место происшествия прибыла газовая и газоспасательная служба ОАО "АМЗ". На усиленный вариант несения службы перевели пожарных.
Сотрудники силовых структур допускали вариант, что за первым взрывом последуют новые, а также не сбрасывали со счетов информацию заводчан о взрывном устройстве. Для того чтобы проверить, нет ли на территории завода взрывчатых веществ, в Ашу прибыл ОМОН из Златоуста и сотрудники ФСБ из Трехгорного. На следующий день появилась информация о том, что на заводе все-таки сработало взрывное устройство.
Возможно, версия с кислородным баллоном появилась еще и потому, что несколько месяцев назад на заводе было ЧП, связанное именно с кислородом. В последний день марта здесь разгерметизировался трубопровод, по которому кислород поступал в один из цехов. В результате незначительные травмы получили два работника предприятия. Однако, как подчеркивают на заводе, мартовское происшествие "носило чисто технологический характер", ни о какой диверсии или покушении речи не шло.
Между тем, июньский взрыв, как выяснилось, был явно направлен против конкретного человека – начальника листопрокатного цеха. "Следственными органами Следственного комитета России по Челябинской области по данному факту возбуждено уголовное дело, предусмотренное ч.3 ст.30, п."е" ч.2 ст.105 УК РФ (покушение на убийство, совершенное общеопасным способом) и ч.1 ст.222 УК РФ (незаконное изготовление боеприпасов)", - сообщает Следственное управление СК России по Челябинской области.
По информации ведомства, самодельная мина была снабжена радиоуправляемым взрывателем.
"Можно сказать, что взрыв мог быть покушением на жизнь начальника цеха, - пояснил Interfax-Russia.ru старший помощник руководителя следственного управления СК РФ по Челябинской области Владимир Шишков. – Версия со взрывом кислородного баллона подтверждения не нашла". По его словам, на предприятии работает оперативно-следственная группа, в которую входят следственные работники, в том числе сотрудники аппарата следственного управления, оперативные сотрудники ГУ МВД по Челябинской области и регионального управления ФСБ России. Проводится комплекс неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.
Дело осложняется тем, что в понедельник и во вторник пострадавший находился в реанимации и не мог давать показания. Как рассказали Interfax-Russia.ru в городской больнице Аши, пострадавший был доставлен с переломом бедра и рваными ранами конечностей. Ему была сделана операция, состояние пострадавшего медики оценивают как удовлетворительное.
Кому и зачем понадобилось устраивать радиоуправляемую ловушку, как взрывное устройство пронесли на завод или же его можно было изготовить, не выходя с предприятия? Ответы на эти вопросы будут получены только после завершения расследования.
Надо сказать, "АМЗ" – одно из старейших металлургических предприятий Челябинской области, давшее жизнь Аше. Листопрокатный цех (ЛПЦ) N1 начал работу в 50-х годах прошлого века. Сейчас предприятие интенсивно обновляется – в апреле этого года утвержден окончательный план реконструкции прокатного производства. Модернизация потребует 11 млрд рублей, причем по проекту действующие мощности не будут останавливать выпуск толстолистового проката. Впрочем, версию мести со стороны конкурентов металлурги отметают.
"Действительно, в производственном цикле листопрокатный цех N1 – важнейшее звено, - говорит руководитель пресс-службы завода Лев Селезнев. – И руководить таким цехом – большая ответственность. Но на производстве есть план, есть ответственность перед партнерами. В день взрыва цех продолжил работу в штатном режиме, отгрузка продукции прошла в плановых объемах. Из отпуска в срочном порядке был отозван заместитель пострадавшего начальника цеха". А со среды на прокатном стане цеха начались плановые ремонтные работы.
Если же мина предназначалась именно начальнику цеха лично, то вопросов возникает еще больше. Пострадавший – не директор предприятия, не топ-менеджер, не крупный акционер, которого выгодно было бы запугать, чтобы завладеть его пакетом акций. Как сообщили на предприятии, он и цех-то возглавил сравнительно недавно, около двух лет назад.
"Нашему сотруднику всего 30 лет, начальником этого цеха он стал два года назад, до этого работал на другом участке, - рассказал Лев Селезнев. – На хорошем счету, квалифицированный специалист, с задатками хорошего руководителя. Так что строить предположения, почему при взрыве пострадал именно он, до конца расследования бессмысленно".
К сегодняшнему дню ничто на территории завода не напоминает о происшествии. Металлурги работают в плановом режиме. Но о пострадавшем товарище не забывают. Во всяком случае, руководство завода готово, при необходимости, оказать начальнику цеха, который пока находится в больнице, всю возможную помощь.
Обозреватель Елена Глушкова