Interfax-Russia.ru – Обновленная броневая техника отечественных производителей остается по-прежнему востребованной в вооруженных силах России.
О том, что Минобороны РФ отказывается от закупок военной техники и вооружений отечественного производства, начальник Генштаба (НГШ) ВС РФ, генерал армии Николай Макаров заявил 14 февраля.
Заявление высокопоставленного военного касалось как легкого стрелкового оружия, так и бронетехники. "У нас очень сложная ситуация с Сухопутными войсками. Мы практически остановились в покупке всей техники Сухопутных войск потому, что нас не устраивает ни один образец", - сказал генерал журналистам. По его словам, эмбарго на закупки продлится пять лет. За это время конструкторы должны будут выдать на-гора новые разработки и решения. Минобороны РФ устами начальника Генштаба РФ пообещало финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
При этом Макаров отметил, что некоторые элементы продукции отечественных предприятий ОПК военных, в общем, устраивают. Например, танк Т-90С, который изготавливают на Уралвагонзаводе (УВЗ) в Нижнем Тагиле (Свердловская область). В частности, нет претензий к устройству башни танка. В то же время степень защиты людей у российской бронетехники крайне низкая. И это касается не только танков, но и боевых машин пехоты (БМП).
В частности, модернизированные модификации БМП-2 и БМП-3 производят на ОАО "Курганмашзавод". Но, как сообщили в руководстве предприятия, российская армия не закупает курганские бронемашины. "У нас нет гособоронзаказа на нашу продукцию. Мы работаем с Рособоронэкспортом и выполняем заказы только по этой линии", - заявил собеседник Interfax-Russia.ru.
Российские танкостроители также активно работают на экспорт. Как сообщает агентство "Интерфакс-АВН" со ссылкой на газету "Ведомости", Россия намерена поставить в Алжир и в Туркменистан 150 ракетно-пушечных танков Т-90С. Кроме того, по данным газеты, помимо контракта с Туркменистаном переговоры о поставках Т-90 ведутся с Казахстаном, Азербайджаном и Индонезией.
"Объем поставок военной техники на экспорт в денежном выражении в этом году возрастет в семь раз в сравнении с прошлым годом", - сообщил Interfax-Russia.ru заместитель генерального директора УВЗ по взаимодействию со СМИ и органами государственной власти Алексей Жарич. Он отметил, что заявления руководителя Генштаба РФ о пятилетнем эмбарго на закупки российской бронетехники панических настроений на предприятии не вызвали.
"Танк Т-90С – это экспортная модификация танка, в российские войска мы поставляли Т-90А, - отметил заместитель гендиректора УВЗ. – Что касается заявлений об отказе от закупок наших танков, то Дмитрий Рогозин в тот же день выступил с возражениями на эти заявления".
Действительно, вице-премьер России Дмитрий Рогозин счел оценки Николая Макарова некорректными.
"Если у НГШ есть претензии к танкам или к иной технике, он может высказывать их в профессиональной среде нашим конструкторам и промышленникам. Не стоит нашим военачальникам вести спор с военной наукой и промышленностью с помощью СМИ. Есть масса иных способов решать вопросы", - написал Рогозин в своем микроблоге. При этом он отметил, что в НАТО подобное представить себе сложно.
"НГШ - не единственный, кто принимает решения о закупках вооружений и военной техники. Армия и флот будут перевооружаться планово", - добавил он.
Интересно отметить, что в конце января представители УВЗ планировали приехать в Екатеринбург как раз на танке Т-90С, чтобы провести митинг в поддержку Владимира Путина. Но участие боевой техники в митингах запрещено законом, поэтому танк на привокзальной площади Екатеринбурга, где проходил митинг, не появился.
Кстати, у памятника Уральскому добровольческому танковому корпусу, как сообщает газета УВЗ "Машиностроитель", собрались рабочие с предприятий из нескольких среднеуральских городов, всего до 15 тыс. человек.
На следующий день после заявлений НГШ Николая Маркова о пятилетнем эмбарго на закупки военной техники и вооружений российского производства председатель правительства РФ Владимир Путин встретился с министром обороны России Анатолием Сердюковым и генеральным директором ОАО "Уралвагонзавод" Олегом Сиенко.
Министр обороны заявил премьеру, что совместно с генеральным директором УВЗ были проработаны вопросы глубокой модернизацией танка Т-72.
"На сегодняшний день мы имеем контракт на 170 машин, это более 6 млрд рублей. Он успешно исполняется, и мы здесь договорились, что вполне возможно, что старый завод может открыть ещё дополнительные мощности для того, чтобы увеличить глубокую модернизацию существующего парка танков, - отметил министр. - По сути, он уже подходит к тому новому танку, который мы хотим получить в рамках наших ОКР (опытно-конструкторские работы – ИФ), которые мы уже подписали с заводом, и надеемся, что в 2013 году получим первый образец".
Со своей стороны Олег Сиенко заверил Владимира Путина, что УВЗ способен справиться с заявленными объемами.
"Владимир Владимирович, мы сегодня развернули вторую площадку в Омске специально под глубокую модернизацию, под расширение модернизационных мощностей. Безусловно, мы готовились к этому, сейчас просчитываем возможность увеличения до 50% по объёму, и надеюсь, что благополучно в этом году эти объёмы освоим", - заявил генеральный директор УВЗ.
Глубокая модернизация выводит Т-72 на уровень Т-90. Опытный образец Минобороны РФ желает получить от танкостроителей уже в следующем году с тем, чтобы с 2015 года новые танки уже пошли в войска.
Начальник Генштаба Николай Макаров вскоре опроверг заявления о том, что Минобороны в ближайшие пять лет якобы не будет закупать бронетехнику российского производства. Напротив, по его словам военное ведомство загрузило "Уралвагонзавод" на 4 года вперед.
Так, 15 февраля он заявил журналистам, что Минобороны РФ в рамках Государственного оборонного заказа (ГОЗ) "выделило огромные средства как на разработку принципиально новой техники, так и на модернизацию существующей, финансирование идет ритмично".
"В соответствии с решением министра обороны у нас создана бюджетная комиссия, в которую входят министр и все заместители. В нее вносятся предложения о закупке той или иной продукции. Она принимает решение - закупать или не закупать, если закупать, то в каком количестве. После принятия решения идет контрактация", - пояснил начальник Генштаба.
"Никто не ставил задачу приостановить работу того или иного предприятия, работы хватит на всех. ГОЗ был, есть и будет", - заявил он. Что касается "Уралвагонзавода", то, есть понимание, что такое предприятие должно иметь стабильный заказ.
"На ближайшие 4 года он загружен заказами на модернизацию нескольких сотен танков, - сказал начальник Генштаба. - Он приводит их к уровню современных танков. Мы на 100% оплатили ведущиеся там НИОКР". Говоря о новых разработках "Уралвагонзавода", Николай Макаров отметил, что "нас устраивают имеющиеся у них заделы, там идет активная исследовательская работа".
Судя по всему, в ближайшие годы не только нижнетагильские танкостроители будут загружены до предела. Новые модификации вооружения и военной техники российская армия потребует и от других предприятий отечественного ОПК.
Обозреватель Елена Глушкова