Interfax-Russia.ru – Свердловские власти и заявочный комитет ЭКСПО-2020 призывают бизнес помочь в продвижении заявки Екатеринбурга на проведение Всемирной универсальной выставки.
Всемирную универсальную выставку ЭКСПО-2020 называют еще "интеллектуальной олимпиадой", и получить право на ее проведение – такая же архисложная задача, как в свое время была у Сочи, боровшегося за Зимние олимпийские игры-2014. Тогда город Сочи победил на "честном слове", пообещав за семь лет отстроить всю необходимую инфраструктуру. В случае победы Екатеринбурга в конкурсе на право проведения ЭКСПО у города также будет семь лет.
До часа икс, когда из пяти городов мира будет выбран один, который и примет у себя выставку ЭКСПО-2020, еще целых полтора года. Однако, если не начать активно "продвигать" Екатеринбург в мировом сообществе сейчас, то конкуренцию с другими городами-претендентами ему будет выдержать довольно сложно, сошлись во мнении представители власти и бизнеса, собравшиеся на бизнес-форуме "Будущее города". Пока же в Екатеринбурге еще даже не определена площадка, где участники ЭКСПО могли бы представить свои новейшие разработки.
ЭКСПО будет проходить в течение полугода, и за это время место проведения выставки могут посетить более 20 млн гостей. Если бы данное событие состоялась завтра, то Екатеринбург с его 1,4 млн жителей не справился бы с таким потоком. Поэтому очевидно, что в случае победы город ожидает большая стройка.
По мнению председателя совета директоров AVS Group Валерия Савельева, для того чтобы подготовить Екатеринбург к приему выставки ЭКСПО-2020, необходимо изменить подход к транспортной логистике и превратить город в транспортно-логистический хаб. На бизнес-форуме председатель совета директоров AVS Group заявил, что такая трансформация принесет Свердловской области 70 млн рублей чистой прибыли. При этом, по словам бизнесмена, в бюджете области заложено 5 млн рублей на разработку документации по логистике.
Пока же этот недостаток Екатеринбурга (отсутствие необходимой инфраструктуры) можно превратить в преимущество. "С нашей точки зрения должен быть Екатеринбург, который трансформируется. Если мы покажем, как 1,5-миллионный город может за короткий срок измениться, во всем этом будет смысл", - пояснил на бизнес-форуме полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов в Свердловской области Андрей Бриль.
Такая трансформация обойдется российскому бюджету в $10 млрд. Из них, как сообщил на "Будущем города" генеральный директор АНО "Заявочный комитет ЭКСПО-2020" Эрик Бугулов, $7 млрд составят непосредственно вложения в инфраструктуру. В случае, если Екатеринбург опередит своих соперников - Аюттхая (Таиланд), Дубай (ОАЭ), Измир (Турция) и Сан-Паулу (Бразилия) – масштабные изменения будут просто необходимы.
"То, что заложено еще в советское время, обеспечивало текущее развитие и постепенно проедалось, но сейчас инженерная инфраструктура должна быть реконструирована и развиваться на новом уровне", - обрисовал ситуацию заместитель главы администрации Екатеринбурга Александр Высокинский.
При этом он отметил, что Екатеринбург привлекает в основном коммерческие инвестиции. Осталось только направить их в нужное русло, например, на строительство парковок или на строительство метрополитена и развитие общественного транспорта.
"Вложения в какие отрасли дадут наибольший эффект для горожан и бизнеса? Прежде всего, это отрасли, в которые город вкладывает средства… При этом готовы рассматривать различные варианты от частно-государственного партнерства до концессий", - пояснил свою мысль Александр Высокинский, признав и важность того, чтобы бизнес как российский, так и зарубежный, комфортно чувствовал себя в Екатеринбурге, а на это уйдут годы.
В свою очередь генеральный директор некоммерческого партнерства "Атомстройкомплекс" (один из крупнейших застройщиков в городе) Валерий Ананьев на бизнес-форуме указал на существующие ключевые, по его мнению, негативные моменты, к примеру, дефицит земли. Так, участки под застройку продают на аукционах в одном месте, а инженерные сети, социальную инфраструктуру строят в другом.
Он также подчеркнул, что если Екатеринбург выиграет конкурс на проведение ЭКСПО-2020, то дефицита в застройщиках не будет. "Хотелось бы, чтобы не мешали партнеры из других стран и областей, но понимаем, что придется конкурировать… Главное, чтобы деньги пришли, а кому строить, их осваивать, мы найдем", - оптимистично заявил Валерий Ананьев.
В тоже время не только крупный, но и малый бизнес настроен на сотрудничество с заявочным комитетом ЭКСПО-2020. Например, комитет и Союз малого и среднего бизнеса Свердловской области даже подписали на бизнес-форуме соглашение о взаимодействии. Правда, в чем конкретно будет заключаться это взаимодействие, пока не ясно.
"Малый бизнес нам поможет, с одной стороны, пропагандировать идеи ЭКСПО, с другой - мы должны взять те идеи, которые волнуют малый бизнес, но не можем их взять с потолка", - заявил директор заявочного комитета Эрик Бугулов.
Президент свердловского союза малого и среднего бизнеса Анатолий Филиппенков в свою очередь отметил, что у малого бизнеса есть очень много проблем, но благодаря соглашению он получит поддержку власти и, вероятно, новых партнеров.
Мнение Филиппенкова, как показывает социологический опрос, проведенный по заказу мэрии города, разделяет большинство представителей бизнеса. На сайте горадминистрации сообщается, что около 95% бизнесменов Екатеринбурга поддерживают заявку России.
Между тем, член Совета Федерации от Свердловской области, бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий заявил, что одним из условий победы в конкурсе является то, как население города воспринимает идею проведения выставки. "Это не только вопрос заявочного комитета, это вопрос и всех нас, насколько мы будем активны и ответственны", - подчеркнул экс-мэр.
Он рассказал, что в мире Екатеринбург знают плохо и, чтобы исправить ситуацию, министерство иностранных дел довело до своих представительств за рубежом информацию о заявке города на ЭКСПО, но соответствующих материалов у представительств нет. По словам Аркадия Чернецкого, вся информация есть в интернете, но он не уверен, что партнерам стоит давать адреса местных интернет-ресурсов, потому что информация на них может повредить имиджу города.
"Я не призываю прекратить некую критику, а призываю повысить ответственность за ту информацию, которую публикуем. Давайте прекратим огульно хаять город. Эту информацию сегодня может прочитать весь мир", - добавил бывший мэр.
В то же время у бизнеса в случае победы Екатеринбурга в заявочном конкурсе, есть все шансы остаться "за бортом". В проекте программного заявления бизнес-форума отмечается, что, как показывает опыт Сочи и Дальнего Востока, где идут масштабные стройки, основной объем работ получают подрядчики из других регионов.
"Локальные компании, налогоплательщики, зарегистрированные в Свердловской области, должны получить приоритет в подготовке крупных проектов. Мы рассчитываем, что власти смогут учесть их интересы", - говорится в проекте заявления.
Впрочем, Екатеринбург еще не выиграл конкурс на проведение ЭКСПО-2020, и, чтобы это произошло, поддержка бизнеса ему необходима уже сейчас.
Обозреватель Александра Качалова