Interfax-Russia.ru – Автомобилисты России получили в свое распоряжение виртуальную книгу жалоб и предложений от ГИБДД.
Госавтоинспекция МВД России готова общаться с участниками дорожного движения в режиме он-лайн. Как сообщается на официальном сайте ГИБДД МВД РФ, граждане теперь могут высказывать свои предложения по улучшению работы службы через интернет.
Для этого достаточно зайти на сайт gibdd.ru, выбрать в меню раздел "Прием обращений", а затем найти необходимый регион. Форма обращения требует обязательного заполнения ряда полей с информацией о заявителе, в том числе необходимо указывать анкетные данные, почтовый адрес и, по желанию, другую контактную информацию.
"Практика общения с населением через интернет получает все большее распространение, и наше ведомство идет в ногу со временем, - цитирует пресс-служба ГИБДД МВД РФ слова главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации генерал-полковника милиции Виктора Кирьянова. - Через открытую на нашем сайте Общественную приемную любой участник дорожного движения может напрямую обратиться к руководителям как департамента ОБДД, так и региональных подразделений Госавтоинспекции. Все обращения будут регистрироваться, а отправители обязательно получат исчерпывающий ответ на вопрос, просьбу или жалобу".
Вообще-то у участников дорожного движения в целом, и водителей автотранспорта в частности достаточно возможностей сообщить о нарушениях со стороны автоинспекторов, и не только в ГИБДД, но и в органы прокуратуры, например. У граждан также есть возможность получить консультацию или выступить с предложением. Во всех региональных подразделениях ГИБДД есть так называемые телефоны доверия, сотрудники дежурной части обязаны регистрировать все сообщения о правонарушениях и т.д. Другое дело, что государственные структуры анонимные обращения не рассматривают, а россияне зачастую не желают указывать в жалобе свои персональные данные.
"Я не совсем понимаю, зачем ГИБДД этот новый сервис, - заявил Interfax-Russia.ru представитель Федерации автомобилистов России (ФАР) в Свердловской области Кирилл Форманчук. – Никто не препятствует гражданину обращаться в ГИБДД, МВД, прокуратуру, в любое ведомство. Хоть в письменном виде, хоть по телефону, хоть в форме электронного письма. Есть правоохранительный портал Российской Федерации, там уже существуют формы электронных обращений в различные федеральные службы".
По словам Форманчука, вопрос не в том, что некуда обратиться, а в том, что люди боятся жаловаться. "К нам в ФАР тоже поступают такие обращения. Звонят по телефону, просят рассказать о злоупотреблениях. А когда предлагаешь написать официальный запрос, обратившиеся отвечают, что боятся. Боятся, что не пройдут техосмотр или боятся преследований со стороны сотрудников ГИБДД".
Со своей стороны руководитель межрегиональной общественной организации автомобилистов (МООА) "Свобода выбора" Вячеслав Лысаков считает возможность электронного обращения к высшему руководству Госавтоинспекции России очень перспективной, особенно в части борьбы с коррупционными преступлениями.
"Мы пока отстаем от многих стран технически и информационно. В наших ведомствах до сих пор главенствует бумажный документооборот. Поэтому жалоба или обращение в электронном виде для автовладельцев – это возможность оперативно связаться с руководством ГИБДД, просигнализировать о неблагополучии", - считает он. Как пояснил Interfax-Russia.ru лидер движения автомобилистов России, ему самому и его коллегам по движению неоднократно приходилось обращаться в соответствующий департамент Госавтоинспекции РФ по обращениям автовладельцев. "Мы сигнализируем о том, что такие-то сотрудники, как нам сообщают, нарушают закон. И получаем ответ, что если бы у них было хотя бы несколько жалоб, то ими занялась бы служба собственной безопасности, другие надзорные органы. Но жалоб нет".
К сожалению, констатировал Лысаков, автомобилисты в массе своей предпочитают жаловаться на необоснованные наказания и поборы со стороны сотрудников ГИБДД "соседям по гаражу или на профильном форуме". А следовало бы обращаться к руководителям ведомства. Теперь, по мнению руководителя МООА "Свобода выбора", сам факт прохождения обращения через центральный аппарат ГИБДД заставит руководителей на местах внимательнее разбирать жалобы автомобилистов.
"Копия ответа представляется руководству, значит, формально отписаться в ответ на жалобу будет сложнее", – резюмирует Лысаков. И если по каждому случаю вымогательства взятки со стороны инспектора ГИБДД будет написана жалоба, то с коррупцией внутри Госавтоинспекции бороться будет проще, считает он.
Справедливости ради надо сказать, что практика электронных обращений уже апробирована и с успехом используется во многих регионах России. Региональные управления ГИБДД обязаны иметь электронную страничку, при этом в меню должна быть предусмотрена ссылка, ведущая к форме электронного обращения. При этом пользователя сервиса предупреждают об ответственности.
"Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений. В случае, если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесенные в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с автора", - говорится, например, в разделе "Жалобы и предложения" сайта УГИБДД ГУВД по Челябинской области. При этом анонимные обращения во внимание не принимаются, регистрация электронных обращений занимает три дня, а обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
Тем не менее, электронная форма общения с представителями правоохранительных органов все больше входит в практику, причем именно на местах. Как сообщили Interfax-Russia.ru в отделе пропаганды безопасности дорожного движения УГИБДД ГУВД по Тюменской области, ежедневно на сайт ведомства в раздел "Прием обращений граждан" поступает три-четыре электронных письма.
"Обращения не анонимные, с полными координатами граждан, - отметила начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения тюменского управления ГИБДД подполковник милиции Анжела Борисова. – И эти обращения приносят ощутимую пользу. Причем это не только жалобы, но и конкретные предложения по реорганизации движения на дорогах области".
По словам Борисовой, инициативы граждан учитываются, когда принимаются решения по установке "лежачих полицейских", светофоров, разметке пешеходных переходов и т.д.
Аналогичная картина и в других регионах Уральского федерального округа. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе с января по сентябрь в окружное управление ГИБДД пришло 83 электронных обращения от жителей Ямала. "Мониторинг этого раздела нашего сайта проводится ежесуточно, - рассказали Interfax-Russia.ru в отделе пропаганды ведомства. – На утренней пересменке все обращения передаются начальнику управления, то есть работа с ними начинается не позже, чем через 24 часа после поступления".
Кстати, как отметили сотрудники пресс-службы, о коррупции сотрудников ГИБДД и других нарушениях граждане все-таки предпочитают сообщать по телефону доверия. А по электронной почте поступает больше предложений по оптимизации движения и усилению безопасности на дорогах. Недавно, например, по одному из таких предложений была переоборудована остановка общественного транспорта.
В Госавтоинспекции МВД РФ также обещают с максимальным вниманием относиться к электронным письмам, будь то жалобы или предложения. "Все обращения, направленные в установленном порядке, будут обязательно рассмотрены в соответствии с действующим законодательством, - подчеркивает в информации на официальном сайте ведомства главный государственный инспектор безопасности дорожного движения РФ Виктор Кирьянов. - Уверен, что общение "он-лайн" водителей и Госавтоинспекции поможет в деле повышения безопасности на наших дорогах и будет способствовать возрождению дружеского диалога между ГИБДД и гражданами".
Кстати, в будущем такой диалог сможет сослужить хорошую службу и сотрудникам ГИБДД. Ведь без помощи граждан разыскать нарушителя, совершившего тяжелое правонарушение, иногда очень трудно, если вообще возможно.
Обозреватель Елена Глушкова