Россия / Точка зрения 19 августа 2013 г. 18:33

Активное избавление

Interfax-Russia.ru – Запрет для российских чиновников на зарубежные счета вступил в силу. Самым "массовым" исход из власти оказался в Совете Федерации.

Закон, запрещающий иметь активы и счета за границей высокопоставленным чиновникам, парламентариям, судьям, сотрудникам правоохранительных органов, военнослужащим и ряду других категорий госслужащих, вступил в силу 19 мая. По сути, правила распространяются на всех лиц, "принимающих по долгу службы решения, затрагивающие вопросы суверенитета и национальной безопасности РФ".

Чтобы остаться на госслужбе или сохранить свой мандат, в течение трех месяцев было необходимо ликвидировать свои активы в иностранных банках. Несоблюдение данного запрета с 19 августа грозит "досрочным прекращением полномочий, освобождением от должности или увольнением в связи с утратой доверия".

Примечательно, что отказаться от работы во власти решились не многие. Так, единственным чиновником правительства, который добровольно покинул свою должность, исполняя требования закона, стал замминистра связи Денис Свердлов. В интервью "Коммерсанту" он подтвердил, что именно принятие закона, который запрещает чиновникам определенных должностей, а также их супругам и несовершеннолетним детям, иметь счета в иностранных банках, стало причиной его отставки.

"У моей жены такой счет есть, и, к сожалению, она не имеет возможности закрыть его. В этом году у нас будет юбилей свадьбы, 15 лет, у нас трое детей. Я считаю, что мои желания и амбиции не должны ограничивать семью, поэтому вынужден пойти на понижение в должности. Я останусь работать в министерстве в роли советника министра", - сообщил Свердлов.

Что касается депутатов Госдумы, то, как минимум, 39 парламентариев должны были к 19 августа решить проблему выбора между работой во власти и зарубежными счетами. Однако, как сообщили "Интерфаксу" в Госдуме, никто из депутатов к установленному законом сроку пока не написал заявления о сдаче мандата по причине нежелания или невозможности избавиться от своих зарубежных активов.

Информация о наличии у ряда парламентариев активов или недвижимости за рубежом была обнародована 5 июля на заседании думской комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе депутатов. Впрочем, тогда члены комиссии отказались уточнить, какое количество депутатов, и кто именно имеет активы за рубежом, то есть являются потенциальными кандидатами на сдачу мандата.

Хотя недвижимость за границей депутатам и чиновникам иметь можно, однако все данные - и, прежде всего, об источниках средств, за которые она была приобретена, - следовало предоставить в дополнение к своей декларации.

Теперь же, как пояснил председатель думского комитета по регламенту Сергей Попов, парламентарии, не сумевшие закрыть счета за границей или не пожелавшие с ними расстаться, должны будут написать заявление на имя спикера Госдумы Сергея Нарышкина. В этом случае комитет подготовит постановление о добровольном сложении полномочий депутата, которое впоследствии вынесут на рассмотрение совета нижней палаты.

Пожалуй, наиболее "массовым" исход из власти наблюдался в Совете Федерации. Еще на стадии обсуждения закона сенатор Андрей Молчанов, в течение последних лет возглавлявший комитет по экономической политике верхней палаты российского парламента, решил не испытывать судьбу и сделал выбор в пользу бизнеса - его избрали председателем совета директоров "Группы ЛСР".

Затем решил уйти семидесятитрехлетний сенатор Николай Ольшанский (входит в список 200 богатейших бизнесменов России по версии журнала Forbes). В своем заявлении о досрочном снятии полномочий Ольшанский просил учесть его возраст и состояние здоровья и освободить от полномочий члена верхней палаты.

Следом за ним ушел из верхней палаты парламента Виталий Малкин, которого заподозрили в том, что он якобы имеет не только российское, но и израильское гражданство.

Совфед также покинул сенатор Андрей Гурьев (входит в десятку богатейших людей России, он и члены его семьи являются бенефициарами около 63% акций ОАО "ФосАгро"). Источник, близкий к "ФосАгро", пояснил "Интерфаксу", что Гурьев планирует возглавить совет директоров компании.

Это решение "далось мне нелегко, я много думал", признался экс-сенатор журналистам после отставки.

"Я принял решение в пользу бизнеса и считаю это правильным. Но в то же время я благодарен моим коллегам по палате, и работа сенатором стала для меня этапной вехой моей биографии", - заключил Гурьев.

Следующим вернуться в бизнес решил первый замглавы комитета по финансовым рынкам верхней палаты Дмитрий Ананьев. Он занимался бизнесом до избрания в Совфед и входил в число самых богатых сенаторов. За прошлый год, как свидетельствует его декларация, обнародованная на сайте верхней палаты, доход Ананьева составил более 699,68 млн рублей (вместе со своим братом он владеет ОАО "Промсвязьбанк"). В комитете по регламенту уточнили, что свое решение о снятии полномочий Ананьев мотивировал "собственным желанием". Срок его полномочий истек за сутки до вступления в силу запрета на зарубежные счета.

На днях Совет Федерации покинул и Сергей Бажанов (основной акционер Международного банка Санкт-Петербург - владеет 89,02% акций, 14 августа избран президентом банка). Как пояснили "Интерфаксу" в комитете по регламенту верхней палаты парламента, он решил сложить полномочия по собственному желанию, но данное решение, скорее всего, связано со вступившим в силу законом о запрете на владение госслужащими счетами в иностранных банках и ценными бумагами иностранных компаний.

"Скорее всего, наш коллега Бажанов принял для себя решение сосредоточиться на бизнесе. Вопрос о снятии полномочий будет рассмотрен на первом заседании верхней палаты, которое запланировано на 25 сентября", - уточнил собеседник агентства.

Впрочем, силы расстаться с властью в себе нашли далеко не все. Так, сенатор Сулейман Керимов (по итогам 2012 года занял 20-е место в российском списке журнала Forbes, его состояние было оценено в $7,1 млрд) предпочел передать права на свои активы в благотворительный фонд Suleyman Kerimov Foundation.

Как пояснял "Интерфаксу" помощник сенатора Алексей Красовский, при избрании в Совет Федерации Керимов в соответствии с действующим законодательством прекратил участие в управлении бизнесом и передал принадлежащие ему активы в доверительное управление трастовых компаний, находящихся в зарубежной юрисдикции. В апреле же Керимов принял решение о передаче бенефициарных прав, связанных с данными компаниями, благотворительному фонду.

По его словам, фонд Suleyman Kerimov Foundation был зарегистрирован в Швейцарии несколько лет назад, однако его основная благотворительная деятельность всегда была связана с Россией. Фонд реализует крупные проекты в области медицины, образования, культуры, спорта и общественной деятельности.

Кроме того, об избавлении от активов за рубежом отчитался Виктор Пичугов. "Я никуда не собираюсь уходить из Совета Федерации. Все свои зарубежные счета я закрыл и начал этот процесс еще в октябре прошлого года, как только впервые об этом было заявлено. Также мной решен и вопрос с иностранными ценными бумагами и активами. У меня с этим никаких проблем нет, поэтому перед законом я чист. Я человек публичный, законодатель федерального уровня и обязан подчиняться тем законам, которые мы принимаем", - заявил Пичугов "Интерфаксу" еще в апреле.

При этом он призвал не расценивать такой шаг как попытку "цепляться за должность или власть". "Но раз я нахожусь сегодня во власти, я не считаю правильным не делать то, что говорит и делает президент. Если ты с этим не согласен, то уходи в оппозицию и переходи в совершенно другой статус", - пояснил сенатор, добавив, что если будет принят закон о запрете на владение зарубежной недвижимостью, то он все-таки сложит с себя полномочия парламентария и перейдет в статус простого гражданина.

По словам спикера верхней палаты парламента Валентины Матвиенко, на данный момент в Совете Федерации больше нет сенаторов с зарубежными активами. "Как видим, члены палаты продемонстрировали уважение к закону и готовность соблюдать его, а не искать способы обойти его", - заявила она, добавив, что на данный момент обращений, в которых бы говорилось о несоблюдении тем или иным сенатором этого закона, также нет.

Вместе с тем, отставки из-за зарубежных активов коснулись не только федеральных чиновников. По этой причине пост депутата и председателя думы Чукотского автономного округа покинул российский миллиардер Роман Абрамович. В прошлом году с состоянием $12,1 мдрд бизнесмен попал на 9 место в рейтинге Forbes "Богатейшие бизнесмены России 2012" и на 68 место в мировом рейтинге Forbes 2012 года. С 2003 года Абрамович владеет английским футбольным клубом "Челси" (Chelsea), который приобрел за 140 млн фунтов стерлингов.

Кстати, вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов считает, что именно ситуация в регионах и на среднем уровне станет наиболее важным показателем работы закона о запрете на владение зарубежными счетами. "Если на федеральном уровне лучше развиты СМИ, есть возможность более точно представлять те или иные нарушения, то в случае с регионами ситуация очень сложная, очень проблемная", - пояснил политолог "Коммерсант FM".

"То, что ряд российских ответственных чиновников регионального уровня имеют дачи в Италии, Испании, где бы то ни было, и что самое важное - серьезные счета на этих территориях - это, конечно же, как минимум, очень серьезный вопрос по отношению к этим активам", - считает Абзалов.

В свою очередь источник "Ъ" в администрации президента утверждает, что когда закон начнет действовать, "проблемные декларации будут проверять на каждом из уровней власти - начиная с муниципалитетов и заканчивая правительством и администрацией".

Причем, в Кремле считают, что тема зарубежных активов нуждается в некоторой юридической проработке, поскольку законодательство содержит лазейки, позволяющие чиновникам уходить от прямого соблюдения нормы.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"