Interfax-Russia.ru – МАК, засомневавшись в безопасности Boeing-737, попытался приостановить сертификат типа у всех модификаций самолетов, но затем отозвал свое письмо.
О том, что Межгосударственный авиационный комитет (МАК) отозвал сертификат типа у всех модификаций самолетов Boeing-737 (Classic и NG), эксплуатируемых российскими авиаперевозчиками, накануне "Интерфаксу" рассказал источник в одной из авиакомпаний.
Позже в МАК заявили, что были вынуждены отозвать сертификат типа у обеих модификаций Boeing-737 в связи с позицией Росавиации по делу об авиакатастрофе в Казани.
В комитете напомнили, что фактически с первого дня работы комиссии по расследованию катастрофы самолета Boeing-737, происшедшей 17 ноября 2013 года, руководство Росавиации неоднократно называло вероятной причиной происшествия отказ системы управления рулем высоты. В связи с чем разработчику и изготовителю самолета предлагали срочно доработать систему.
Со своей стороны МАК не нашел признаков отказа систем самолета Boeing-737, и в апреле проект окончательного отчета по результатам расследования авиакатастрофы в Казани подписали все члены комиссии без замечаний, включая представителя Росавиации. Однако спустя два месяца представитель Росавиации в комиссии отозвал свою подпись, а руководство агентства вновь назвало причиной происшествия отказ рулевого привода системы управления рулем высоты из-за конструктивных недостатков самолетов типа Boeing-737.
"Вызывает серьезную озабоченность, что длительное время, заявляя о серьезных недостатках самолетов типа Boeing-737, непосредственно влияющих на безопасность полетов, Росавиация не информировала об этом авиакомпании и надзорные органы России. Если данное мнение Росавиации компетентно, то вызывает тревогу, что более 20 млн пассажиров самолетов семейства Boeing-737 длительное время подвергались существенным рискам", - говорится в заявлении МАК.
МАК отмечает, что за более чем годовую переписку с Федеральной авиационной администрацией США и комиссией по расследованию о небезопасности эксплуатации самолетов Boeing-737, "Росавиация не реализовала своего права, предусмотренного Воздушным кодексом России, на введение ограничений эксплуатации самолетов". При этом, напоминают в комитете, поскольку лайнеры находятся в Ирландском и Бермудском реестре, "российское государство не несет за них ответственность с точки зрения поддержания летной годности".
"Учитывая данный факт, а также отсутствие конкретных действий Росавиации в рамках своей компетенции по введению ограничений в эксплуатацию самолетов Boeing-737, Авиарегистр МАК был вынужден приостановить действие в Российской Федерации выданных им в процессе валидации сертификатов типа на самолеты семейства Boeing 737", - заявляют в комитете.
В свою очередь Росавиация обратила внимание, что отзыв комитетом сертификата типа на Boeing-737 не может остановить эксплуатацию этого самолета в российских авиакомпаниях. "Запрет на полеты того или иного типа воздушного судна может ввести только специально уполномоченный на то федеральный орган исполнительной власти, который такого решения не принимал", - отметили в Росавиации.
Вместе с тем, Росавиация решила провести совещание с участием авиакомпаний-эксплуатантов Boeing-737, председателя МАК Татьяны Анодиной и председателя Авиационного регистра МАК Владимира Беспалова. К участию в совещании пригласили и представителей Boeing.
В Boeing уверены, что авиационные власти РФ примут решение об эксплуатации в стране самолетов семейства Boeing-737 только исходя из интересов безопасности пассажиров и эффективности авиакомпаний.
"Что касается вопросов, которые могут быть по отдельным техническим проблемам: мы всегда работаем в контакте с авиационными властями России, я лично уже 20 лет работаю с Федеральной авиационной службой. Я абсолютно уверен, что руководители этой службы и министерства транспорта достаточно быстро и профессионально примут необходимые решения, которые будут приняты только в интересах безопасности наших пассажиров и эффективности наших авиакомпаний", - заявил президент Boeing в РФ и СНГ Сергей Кравченко в эфире телеканала "Россия 24".
При этом топ-менеджер убежден, что Boeing-737 - "это один из самых безопасных типов самолетов в гражданской авиации, один из самых популярных".
"Каждую минуту в небе находится 2 тыс. самолетов, примерно четверть всех пассажиров мира летает на 737-х самолетах", - сказал он, добавив, что, безусловно, эти самолеты играют очень большую роль в эффективной работе авиационной отрасли России.
По словам Кравченко, сейчас в мире эксплуатируется 6,5 тыс. судов типа Boeing-737, из них в РФ - 150 самолетов, 230 - в 39 авиакомпаниях в странах СНГ.
Самый большой парк самолетов этого типа у авиакомпания "ЮТэйр" (50 самолетов), в авиакомпании "Глобус" (входит в группу S7) 13 таких самолетов, у "Аэрофлота" - 9, у его дочернего лоукостера "Победа" - 12, у "Оренбургских авиалиний" - 15 лайнеров Boeing-737. Кроме того, самолет этого типа эксплуатируют "Нордавиа", "Роял Флайт", "Северный ветер", "Таймыр", "Якутия", "Ямал".
Одним из крупнейших эксплуатантов Boeing-737 в РФ также являлась авиакомпания "Трансаэро", у которой 26 октября был отозван сертификат эксплуатанта. В парке этой авиакомпании было 47 самолетов этого типа.
Некоторые эксперты связывают решение МАК об отзыве сертификата типа у всех модификаций Boeing-737 с отзывом лицензии у "Трансаэро". Примечательно, что председатель МАК Татьяна Анодина владела 3% акций этого авиаперевозчика. Она же является матерью крупнейшего акционера (46,55%) "Трансаэро" Александра Плешакова.
Так, топ-менеджеры "Аэрофлота" не могут объяснить это решение "не чем иным, как местью со стороны Плешаковых", заявил "Ведомостям" близкий к госкомпании человек.
"Неделю назад был отозван сертификат "Трансаэро" - крупнейшего эксплуатанта Boeing-737 в России. И вот, по сути, акционер компании решает остановить эти самолеты – вывод делайте сами", - говорит федеральный чиновник.
Вполне вероятной считает такую версию и главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. "Это, возможно, некая такая месть за то, что государство отказалось в трудную минуту финансово поддержать авиакомпанию "Трансаэро", и компания вынуждена была пойти по пути банкротства", - заявил он в эфире радиостанции "Коммерсантъ FM".
По его мнению, назревает серьезный отраслевой конфликт: "У нас совершенно неэффективная система управления отраслью, слишком много структур занимаются управлением, а в итоге, когда доходит до ответственности, никто ни за что не отвечает, и все кивают друг на друга".
"Самое интересное, что расследованием катастрофы в Казани занимался именно МАК, не Росавиация. Сейчас ссылаясь на Росавиацию, МАК, по сути как бы пытается все свалить с больной головы на здоровую, а именно МАК занимался, и должен, и обязан заниматься расследованием авиакатастроф, именно он определяет, в чем причина катастрофы, и действительно ли является это системной проблемой, и нужно приостанавливать эксплуатацию самолетов", - отмечает Гусаров.
Вместе с тем, считает он, российские власти, чиновники и представители Boeing смогут договориться, иначе "это просто приведет к невероятному транспортному коллапсу и к банкротству огромного количества достаточно крупных авиакомпаний".
Какое решение было принято на совещании по поводу отзыва сертификата типа у модификаций Classic и NG самолетов Boeing-737 не известно, однако совладелец компании S7 Наталия Филева сообщила журналистам, что "МАК отозвал свое письмо, оно ничего не значит". При этом, по ее словам, комитет подготовил другое письмо, правда, она не уточнила его сути.
В свою очередь глава Росавиации Александр Нерадько сообщил журналистам, что приглашенные представители МАК не прибыли на совещание.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook