Interfax-Russia.ru – Продление сроков пребывания Черноморского флота РФ в Крыму неизбежно активизирует процесс его обновления, уверены эксперты.
Договоренность президентов Украины и России о базировании Черноморского флота (ЧФ) в Крыму до 2042 года, о которой Interfax-Russia.ru писал на минувшей неделе, и которую ратифицировали во вторник парламенты двух стран, делает практически неизбежным обновление корабельного состава флота. В этом убеждены как в руководстве Минобороны РФ, так в среде военных аналитиков. При этом модернизация будет медленной, но верной, ожидают эксперты.
Старые кораблики
Не секрет, что главная проблема ЧФ РФ – это возраст кораблей. Большая их часть, в том числе флагман – ракетный крейсер "Москва", уже перешагнули тридцатилетний рубеж. В настоящее время в Севастополе дислоцируется более 30 кораблей, чей срок службы превышает 30-40 лет. Среди действующих кораблей ЧФ даже значится спасательное судно "Коммуна", которое спустили на воду еще в далеком 1913 году…
В начале апреля источник в штабе ЧФ сообщил "Интерфаксу" о том, что из боевого состава Черноморского флота в ближайшее время могут вывести "по старости" несколько крупных кораблей. "Готовятся к списанию большой противолодочный корабль "Очаков" и дизельная подводная лодка Б-380 "Святой князь Георгий", построенная в 1982 году. Это – старые и морально устаревшие корабли, чей перманентный ремонт и поддержание на плаву обходится флоту очень дорого", - рассказал собеседник агентства.
Среди других потенциальных кандидатов на списание – большой противолодочный корабль "Керчь", госпитальное судно "Енисей", морской транспорт "Тургай", кабельное судно "Сетунь" и морской транспорт вооружения "Генерал Рябиков".
Если спишут "Очаков" и "Керчь", на Черноморском флоте из кораблей первого ранга останется только ракетный крейсер "Москва".
Напомним, что в настоящее время основу ЧФ составляют: флагман флота – уже упомянутый выше крейсер "Москва", 2 больших и 4 малых противолодочных корабля, 9 малых ракетных кораблей и ракетных катеров, 3 сторожевых и 7 больших десантных кораблей, а также 2 дизель-электрические подлодки (обе не "на ходу") и 4 тральщика.
В то же время, в действующем ныне соглашении между Украиной и Россией о статусе и условиях пребывания ЧФ РФ на территории Украины, принятом в 1997 году, говорится, что Россия может единовременно размещать в Крыму до 388 кораблей, в том числе 14 подводных дизельных лодок. Очевидно, что такой численный дефицит наша страна даже теоретически не могла восполнить за прошедшие 10-15 лет.
Впрочем, проблема до недавнего времени была не только в деньгах, которых на строительство или закупку военных кораблей, как известно, нужно очень и очень много. Проблема заключалась еще и в неопределенности вокруг сроков базирования ЧФ РФ в Севастополе и в позиции официального Киева, который при малейших слухах о модернизации российского флота сразу же заявлял об угрозе своей национальной безопасности.
Еще несколько месяцев назад – до смены президента на Украине – пресс-секретарь МИД этого государства Василий Кирилич утверждал, что модернизация ЧФ на территории Украины возможна только "после подписания соответствующих соглашений с украинской стороной". После 21 апреля подобных претензий от украинского внешнеполитического ведомства быть уже не могло. Теперь остается понять, чем и когда Черноморский флот будут усиливать.
Оперативные меры по перевооружению
Сразу оговоримся, что по данным штаба ЧФ, поступление на флот новых кораблей в 2010 году не планируется. А вот в 2011-2012 годах пополнения будут почти наверняка, независимо друг от друга заявили различные источники.
Так, на замену "старичкам" ЧФ РФ могут прийти два фрегата проекта 22350, строящихся на петербургском ОАО "Северная верфь". "К сожалению, российский Черноморский флот в ближайшие годы может оказаться чисто номинальной боевой составляющей. Чтобы того не допустить, необходимо принять оперативные меры по его техническому перевооружению. В частности, в качестве одного из этапов перевооружения рассматривается возможность вхождения в состав ЧФ двух строящихся на "Северной верфи" фрегатов проекта 22350", - заявил "Интерфаксу" представитель Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) в день подписания соглашения о продлении сроков базирования ЧФ в Севастополе.
В пресс-службе компании "Интерфаксу" уточнили, что в настоящее время строительство фрегатов "Адмирал флота Горшков" и "Адмирал флота Касатонов" идут в соответствии с графиком работ. Готовность головного фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков", заложенного на стапеле "Северной верфи" в 2006 году, составляет 27,7%. "Строительство головного фрегата ведется в соответствии с генеральным графиком. В частности, на стапеле завершено формирование корпуса, ведется монтаж главных механизмов и двигателей, монтаж и цифровка газовых турбин", - рассказали в пресс-службе.
Также в рамках установленного графика идут работы по строительству первого серийного фрегата проекта 22350 "Адмирал флота Касатонов", закладка которого состоялась в ноябре прошлого года. "Здесь ведется изготовление закладных блоков, начата сборка на стапеле", - уточнили в пресс-службе.
В соответствии с контрактом, сроки выполнения работ по первому фрегату – конец 2011 года, а по второму – 2012 год.
Вместе с тем, боевой состав Черноморского флота в ближайшие годы будет также усилен и новыми подлодками и корветами. "В ближайшие пять лет в состав ЧФ, как минимум, войдут два новых корвета. В те же сроки планировалось пополнить флот тремя подлодками. Решение о продлении сроков пребывания ЧФ на Украину, безусловно, будет способствовать усилению боевого состава флота", - сообщил на днях "Интерфаксу-АВН" источник в главном штабе ВМФ России.
"Своевременная реализация шагов по усилению боевого состава ЧФ расширит его возможности по эффективному реагированию на новые угрозы безопасности в средиземноморском регионе, включая акваторию Черного моря", - отметил источник. Он уточнил, что на ЧФ ожидаются поставки корветов проекта 20380, а также подводных лодок проекта 677 типа "Лада" и модернизированных субмарин проекта 877 типа "Варшавянка".
"Украина" нужна России
Между тем, резкая "оттепель" в отношениях между Москвой и Киевом означает для России не только возможность оснащать свой флот в Севастополе новыми единицами, спущенными с российских верфей, но и возможность строить и ремонтировать наши корабли на украинских предприятиях.
Зерна подобного сотрудничества уже брошены в благодатную почву. 15 апреля украинская государственная компания "Черноморский судостроительный завод" (Николаев) и российское ОАО "Производственное объединение "Северное машиностроительное предприятие" (Северодвинск) заключили договор о сотрудничестве в сфере судостроения. Стоит отметить, что Николаев – один из главных центров военного кораблестроения бывшего СССР, здесь в прошлом веке были построены десятки военных кораблей, в том числе для ЧФ РФ.
Как говорится в сообщении пресс-службы "Смарт-холдинга", в который входит Черноморский судозавод, сотрудничество предприятий предполагает обмен специалистами и повышение их квалификации, обмен опытом в сфере инновационных технологий, взаимное продвижение продукции и услуг, содействие в привлечении заказов. "Мы возлагаем большие надежды на сотрудничество с российским гигантом судостроения. Пришло время восстанавливать утраченную кооперацию в области судостроения, и наше партнерство с "Севмашем" – первый этап в этом направлении", - выражает оптимизм гендиректор украинского предприятия Дмитрий Мордовенко.
Тем временем руководство Николаевской облгосадминистрации старается поддержать начавшееся оживление двустороннего сотрудничества в судостроении. Как сообщил глава региона Николай Круглов в понедельник на встрече с трудовым коллективом николаевского предприятия "Судостроительный завод им. 61 коммунара", он уже обсудил тему совместного судостроения с генконсулом РФ в Одессе Александром Грачевым, а также направил официальное приглашение посетить Николаев российскому послу на Украине Михаилу Зурабову.
В свою очередь, российские парламентарии подтверждают, что новое соглашение по ЧФ открывает перспективные возможности строительства российских кораблей на украинских верфях. "Условия украинских верфей позволяют российской стороне ставить вопрос о том, чтобы мы могли строить серьезные корабли именно на них, и мы хотели и хотим это делать, и соглашение по Черноморскому флоту открывает этому дорогу", - сказал член комитета Госдумы по обороне Михаил Ненашев 23 апреля.
Депутат отметил, что сотрудничество между Россией и Украиной по линии судостроения и судоремонта включает именно совместное производство кораблей, а не их лакировку и покраску. Он сказал, что во времена президентства Виктора Ющенко Россия и Украина долгие годы вели безрезультатные переговоры по достройке в Николаеве нового ракетного крейсера. "На николаевском судостроительном заводе стоит ракетный крейсер "Украина" (ранее "Адмирал Лобов" – ИФ) – такого класса, как "Москва" и "Устинов", нам этот корабль нужен, и он может быть принят в состав ВМФ России", - сказал Ненашев, подчеркнув, что новое соглашение "открывает дорогу конкретной договоренности по достройке этого корабля и передаче его России".
На госпредприятии "Судостроительный завод имени 61 коммунара" подтверждают – на балансе ГП находится ракетный крейсер "Украина", и он готов по меньшей мере на 90%. Строительство этого корабля началось на заводе еще в 1984 году, с мая 1992 года крейсер сооружался по заказу Минобороны Украины. В 2005 году министры обороны Украины и РФ в Москве приняли решение не достраивать крейсер. При новых обстоятельствах "Украина" получит шанс уже вскоре прописаться в Севастопольской бухте в качестве боевой единицы ЧФ РФ.
Неизбежность модернизации
Отечественные и украинские эксперты едины во мнении о том, что новое межгосударственное соглашение может подарить Черноморскому флоту России новую жизнь. Потому что иначе продление его базирования в Крыму не имело бы смысла. "Продление срока базирования ЧФ в Севастополе означает автоматическое разрешение на его модернизацию, поскольку если говорили, что корабли до 2017 года могут заржаветь, то пребывание до 2042 года без модернизации вообще невозможно", - заявил журналистам главный редактор телерадиокомпании "Бриз" Военно-морских сил Украины Мирослав Мамчак.
Так же считает и бывший первый заместитель главкома ВМФ России адмирал Игорь Касатонов. "Черноморский флот теперь будет развиваться и иметь перспективу, как и все остальные флота нашей страны. Это тем более важно, что по заявлению военного руководства, начиная с 2011 года флот начнет пополняться новыми кораблями", - сказал Касатонов.
В то же время, как считают некоторые эксперты, огромный по численности флот на Черном море России в общем-то и не нужен. По мнению главного редактора журнала "Национальная оборона", члена Общественного совета при Минобороны РФ Игоря Коротченко, современная военно-морская группировка должна быть "достаточно компактной, но в то же время обладать огневой мощью для нейтрализации возможных угроз".
В интервью радиостанции "Эхо Москвы" он выразил убежденность в том, что соглашение Януковича и Медведева – "крупный внешнеполитический успех России". "В пункты базирования флота вкладывались огромные деньги в течение десятилетий. И создать аналогичную инфраструктуру было бы сложно", - полагает Коротченко.
Что касается будущего переоснащения ЧФ, то эксперту желательные пополнения флота видятся так: до 8 корветов типа "Стерегущий" и фрегатов типа "Адмирал Горшков", до 12 минных тральщиков типа "Александрит", 6-8 малых артиллерийских кораблей типа "Буян", около дюжины ракетных катеров типа "Скорпион", а также 8-10 малых подводных лодок.
Главред "Национальной обороны" в беседе с журналистами также не исключил, что в Крыму будет базироваться и первый построенный по заказу России французский вертолетоносец типа "Мистраль". Более того, некоторые специалисты уже допускают, что в будущем строительство "мистралей" можно будет организовать неподалеку – на судостроительных предприятиях в Николаеве, которые в принципе позволяют строить суда такого класса.
Кстати, сколько бы не критиковали этот вертолетоносец эксперты, его в Черном море пару лет назад России очень не хватало, отмечают в ВМФ. "Если бы во время конфликта с Грузией у нас имелся корабль типа "Мистраль", Черноморский флот выполнил бы свою задачу за 40 минут, и не понадобились бы 26 часов, как это было тогда", - заявлял ранее командующий МВФ РФ Владимир Высоцкий.
Впрочем, естественно, упор при переоснащении Черноморского и других флотов России, как и в предыдущие годы, будет делаться на отечественного производителя. Тем более что он в последние годы благодаря активной господдержке и новым заказам заметно "ожил". 20 апреля об этом сообщил премьер-министр РФ Владимир Путин. Он привел данные о том, что рост производства в судостроении в 2009 году составил 31,6% – больше, чем в любом другом секторе "оборонки".
С другой стороны, Россия заплатит очень высокую цену за то, чтобы ее флот оставался в Крыму почти до середины XXI века. Напомним, это будут ежегодные газовые скидки Киеву на $3-4 млрд и выплаты арендной платы после 2017 года почти по $100 млн "живыми" деньгами. Остается надеяться, что у нашего государства хватит возможностей не только купить будущее для Черноморского флота в Севастополе, но еще и обеспечить это будущее достойной жизнью и боевой мощью.
Обозреватель Сергей Нагорный