Россия / Точка зрения 17 июля 2015 г. 16:52

Годовщина авиатрагедии

Interfax-Russia.ru – Малазийский Boeing-777 разбился на Украине год назад. Эксперты до сих пор не знают, что стало причиной катастрофы, однако ряд стран упорно обвиняют Россию в содействии трагедии.

Мир вспоминает крушение на Украине 17 июля 2014 года малазийского Boeing-777. В годовщину трагедии в Нидерландах наполовину приспустили флаг, а в Австралии провели церемонию в память о жертвах авиакатастрофы.

К посольству Нидерландов в Москве несут цветы, хотя, кажется, что в России проводить специальные мероприятия, чтобы вспомнить о трагедии, не нужно – ее последствия ощущаются до сих пор. Хотя виновник крушения не установлен, почти сразу после катастрофы власти Великобритании попросили ЕС ужесточить санкции против российского ВПК. Именно с момента падения самолета против России начали вводить реальные ограничения, которые отразились, прежде всего, на банковском секторе экономики. Между тем, Украина санкциям Запада не подвергается, хотя доказательств ее невиновности нет.

Именно год назад началось открытое противостояние ЕС, США и России (хотя санкции вводились и до этого момента, но большинство западных СМИ считало их "пустячными").

Ровно год назад власти Украины обвинили в трагедии ополченцев, якобы действовавших при поддержке российских военнослужащих. Ополченцы категорически опровергали свою причастность к крушению Boeing-777, заявив, что его сбили украинские военные.

Кто сказал "Бук"

Между тем, почти за год расследования специалистам не только не удалось установить виновного, но даже со 100%-ной уверенностью сказать, с помощью какого оружия был сбит пассажирский самолет. Boeing мог быть сбит как ракетой типа "земля-воздух", так и ракетой "воздух-воздух", считает заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Олег Сторчевой.

"Могу сказать, что сам вижу, как факторы, указывающие на поражение самолета ракетой "земля-воздух", так и на ракету "воздух-воздух", - отметил замглавы Росавиации.

Эту информацию подтвердила голландская сторона. По словам представителя Генпрокуратуры Нидерландов Вим де Брюна, международной группе следователей "по-прежнему не удалось установить, был ли сбит малайзийский Boeing ракетой класса "земля-воздух" или "воздух-воздух".

По словам Сторчевого, при изучении версии о поражении лайнера ракетой класса "земля-воздух" необходимо учитывать данные, представленные концерном ПВО "Алмаз-Антей". Он напомнил, что специалисты концерна пришли к выводу, что если самолет был поражен ракетой ЗРК, то это мог быть только комплекс "Бук М1", и пуск ее мог быть осуществлен из района населенного пункта Зарощинское в Донецкой области.

"Хотел бы подчеркнуть, что исследования концерна "Алмаз Антей" - это не подтверждение того, что воздушное судно было сбито именно ракетой "Бук-М1", а рассмотрение одной из возможных версий катастрофы. Другие варианты поражения самолета при этом не отвергаются и не снимаются", - сказал Сторчевой.

Между тем, в Следственном комитете России считают приоритетной версию о попадании в лайнер ракеты класса "воздух-воздух" не российского производства.

"Что касается приоритетной версии, то у нас есть данные, в том числе, основанные на результатах экспертиз, что самолет был сбит ракетой типа "воздух-воздух". Более того, эксперты предполагают, что установлен тип ракеты, и что эта ракета не российского производства", - заявил "Интерфаксу" официальный представитель СКР Владимир Маркин.

Пока эксперты считают преждевременным выделять единственную версию произошедшего, поскольку специалисты не могут прийти однозначно к какому-либо заключению.

При всей неоднозначности расследования настораживает и тот факт, что российские эксперты "находятся в неравном положении" по отношению к представителям других стран, рассказал министр иностранных дел России Сергей Лавров.

"Доступ к информации, которая есть у этой международной группы, является различным: некоторые члены получают доступ ко всем документам и материалам, нашим экспертам дают эту информацию дозировано", - пояснил российский министр журналистам.

Как бы то ни было, окончательные результаты международного уголовного расследования причин крушения малайзийского самолета ожидаются лишь в следующем году, заявил представитель Генпрокуратуры Нидерландов Вим де Брюн.

"Расследование продолжается. Скорее всего, его итоги будут только в следующем году, но не исключено, что до конца этого года мы опубликуем промежуточные результаты нашей работы", - сказал он "Интерфаксу".

Требуют трибунала

При том, что официальных результатов расследования нет еще и в проекте, ряд западных стран и Украина настаивают на созыве международного трибунала, намереваясь таким образом квалифицировать крушение как угрозу международному миру и безопасности, а не как уголовное дело.

"Это преступление представляет собой угрозу для всего международного содружества. Справедливость должна быть восстановлена, и готовность защищать базовые ценности должна быть продемонстрирована. Настоящий акт жестокости не может иметь прощения в современном мире", - говорит президент Украины Петр Порошенко в опубликованном на официальном сайте президента обращении.

Малайзия, выступившая с инициативой о создании международного трибунала для уголовного преследования ответственных за крушение Boeing-777 компании Malaysia Airlines под Донецком, 15 июля официально представила на рассмотрение Совета Безопасности ООН проект резолюции о его создании.

"Делегация Малайзии внесла проект резолюции по крушению Boeing. Дата рассмотрения пока не определена", - заявил в эфире телеканала НТВ пресс-секретарь постоянного представительства РФ при ООН Алексей Зайцев.

Идею создания международного суда по малайзийскому авиалайнеру поддержала не только Украина, но и Евросоюз.

"Те, кто непосредственно или косвенно виновен в уничтожении самолета рейса MH17, должны быть привлечены к ответственности и преданы суду в соответствии с резолюцией СБ ООН 2166", - говорится в заявлении верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности ЕС Федерики Могерини.

Идею одобрила также Великобритания.

"Ради 298 невинных людей, которые лишились жизни, должно свершиться правосудие. Для этого необходим международный трибунал", - говорится в заявлении главы МИД Великобритании Филипа Хаммонда.

В поддержку создания трибунала также выступают Австралия, Нидерланды, Малайзия, Бельгия и Украина, отмечают западные СМИ.

Преждевременная инициатива

Обеспокоенность России вызывает не желание ряда стран созвать международный трибунал, а то, что реальные результаты расследования Запад, похоже, не волнуют. РФ выступает против того, чтобы квалифицировать крушение малайзийского Boeing как угрозу международному миру и безопасности, заявил глава МИД РФ Сергей Лавров.

"Проекты, которые связаны с созданием этого трибунала (по делу о крушении малазийского Boeing на Украине - ИФ), тексты которых сейчас появились, вызывают очень много вопросов (…) Главное, что эта катастрофа квалифицируется как угроза международному миру и безопасности, хотя резолюция 2166 такой квалификации не содержала", - сказал он журналистам.

Российский министр обратил внимание на то, что СБ ООН никогда не квалифицировал такие катастрофы с воздушными судами как угрозу международному миру и безопасности. Он вспомнил такие примеры, как случай 1988 года, когда американцы по ошибке сбили иранский пассажирский самолет, и 2001 года, когда украинские военные сбили российский пассажирский самолет.

По словам Лаврова, инициатива о создании трибунала по делу о крушении малазийского Boeing была выдвинута "почти после годового бездействия, после годовой ситуации, когда многочисленные обращения России в СБ ООН о необходимости активизировать его роль в этом вопросе (расследования обстоятельств крушения лайнера - ИФ)".

Президент России Владимир Путин в телефонном разговоре с премьером Нидерландов назвал инициативу об учреждении международного трибунала контрпродуктивной и преждевременной.

"Акцентировано, что для принятия решения о судебных механизмах и привлечении к наказанию виновных в этом преступлении необходима активная работа по завершению международного расследования, которое должно быть тщательным и объективным, носить независимый и всесторонний характер - в полном соответствии с положениями резолюции 2166 Совета Безопасности ООН, принятой 21 июля 2014 года по инициативе России", - сообщили в пресс-службе Кремля.

Как бы то ни было, Россия имеет право наложить вето на решение о созыве международного трибунала, правда, пока не известно, станет ли она это делать. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков ушел от ответа на вопрос о том, будет ли Россия блокировать в СБ ООН проект этой резолюции.

"Предрекать вето - это дело неблагодарное, но, по крайней мере, глава российского государства изложил свою позицию", - заявил он журналистам.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook