Interfax-Russia.ru – Греческий танкер с российским экипажем на борту захватили пираты у берегов африканского Того. Береговой охране не удалось отбить судно.
Судно Energy Centurion под флагом острова Мэн (Великобритания), принадлежащее греческой компании Golden Energy Management, группа пиратов захватила 28 августа недалеко от берегов Того (Западная Африка). По данным Agence France-Presse, нападение на танкер, перевозивший дизельное топливо, произошло примерно в 30 км от столицы Того - города Ломе.
Экипаж успел подать сигнал тревоги, на который откликнулся патруль береговой охраны, попытавшийся отбить судно у налетчиков. Однако освободить танкер не удалось, и пираты скрылись, уведя судно в сторону Бенина.
По информации МИД РФ, катера тоголезской береговой охраны преследовали захваченный пиратами танкер, но догнать его им не удалось. Проследовав в территориальные воды Бенина, Energy Centurion ушел от патрульных катеров бенинских ВМС в сторону Нигерии.
По данным греческой компании-судовладельца, сейчас танкер находится под контролем пиратов у берегов Нигерии. Компания также сообщила, что она связалась с кораблем французских ВМС, который находится неподалеку. Российские посольства в регионе в тесном контакте с местными компетентными службами также принимают все возможные меры по обеспечению безопасности находящихся на танкере россиян.
На борту судна находятся 23 гражданина Российской Федерации и один (капитан) – Греции. Судовладельцам удалось сразу после пиратской атаки связаться с капитаном, который сообщил, что "угрозы для жизни экипажа нет".
В компании уверены, что речь идет не о захвате заложников, а о грабеже - на танкере находится 50 тыс. тонн дизельного топлива и бензина.
Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) сообщает, что моряки нанимались на судно через круинговое агентство Alpha Marine Crew Services в Новороссийске. Пока нет информации, есть ли на судне коллективный договор, и сообщали ли морякам о том, что они будут ходить в зоне, где действуют пираты.
В РПСМ напоминают, что на это требуется согласие моряка, и не знать об этом в круинге не могли. Дело в том, что с 1 апреля 2012 года территориальные воды Бенина и Нигерии признаны зоной повышенного риска. Такое решение было принято в Токио на Международном переговорном форуме (IBF) Совместной переговорной группой судовладельцев (JNG) и Международной Федерацией транспортных рабочих (ITF). Поводом для этого послужило увеличение числа нападений на торговые суда и похищений членов экипажей.
Участники IBF пришли к соглашению, что во время следования через Гвинейский залив у моряков должны быть те же преимущества и меры защиты, что и при прохождении Аденского залива или территории близ Сомали.
Так, членов экипажа необходимо заранее предупредить о маршруте следования судна, и они имеют право отказаться от опасного рейса. Если моряки готовы работать в зоне повышенного риска, на судне должны быть усилены меры безопасности, а также каждый член экипажа должен получать бонус в размере 100% базовой ставки и удвоенную компенсацию в случае смерти или потери трудоспособности.
Эти правила действуют каждый день, во время которого судно находится в зоне повышенного риска IBF.
Примечательно, что захваченное судно направлялось в порт Ломе, где в это время проходит американо-тоголезская конференция, посвященная борьбе с пиратством.
Кстати, произошедшее 28 августа нападение далеко не первое в текущем году у берегов Того. Так, в апреле было совершено вооруженное нападение на танкер SCF Provider, принадлежащий Совкомфлоту, который также находился на рейде порта Ломе. Тогда отбиться от пиратов экипажу судна помогла береговая охрана, которая приехала на место происшествия спустя три часа. По информации компании, во время нападения экипаж судна, согласно действующей инструкции, укрылся в специально оборудованном помещении. Экипаж не пострадал, груз также остался в сохранности.
Однако, по информации Российского профессионального союза моряков, пираты, забрав добычу, покинули судно сами. После этого капитан SCF Provider связался с портовыми службами и рассказал о случившемся.
В принципе, такое поведение вполне характерно для гвинейских или нигерийских пиратов, которые, в отличие от сомалийских, как утверждают эксперты, редко захватывают заложников и чаще всего довольствуются грабежом судов.
"Пираты Западной Африки не имеют возможности уводить в прибрежные бухты захваченные суда и держать их там до получения миллионных выкупов, так как в отличие от Сомали какое-то подобие власти и закона в странах Гвинейского залива все-таки имеется", - отмечает главный редактор "Морского бюллетеня" Михаил Войтенко.
По его словам, обычно эти истории заканчиваются в течении 1-3 суток, как правило, благополучно. "Пираты отпускают захваченное судно почти сразу, основательно его ограбив и захватив с собой нескольких заложников из экипажа. Как правило, нам не сообщают, как именно, на каких условиях и за какой выкуп (если он вообще имеет место) пираты отпускают захваченных заложников", - уточняет эксперт.
Именно по такому сценарию осенью прошлого года произошло нападение пиратов на судно с россиянами в Атлантике - 8 октября 2011 года на танкер, находившийся в дрейфе в безопасной зоне в 90 милях от порта Лагоса (Нигерия) в Гвинейском заливе, напали 14 вооруженных неизвестных. На борту танкера было 40 тыс. тонн дизельного топлива.
В состав экипажа танкера входили 20 моряков, в том числе четверо россиян. В результате нападения повару судна повредили веко, а буфетчик и матрос получили ушибы. Злоумышленники похитили личные деньги и вещи членов экипажа танкера на общую сумму более 30 тыс. долларов, после чего скрылись.
По подсчетам британского Королевского института международных отношений, морское пиратство обходится мировой экономике в $7-12 млрд в год. Эта сумма складывается из ущерба, нанесенного экономике, выплат выкупов и применения мер безопасности в опасных районах.
Но если до недавнего времени наибольший ущерб мировой экономике наносили пираты, действующие у побережья Сомали, то в последнее время опасными с точки зрения морского пиратства стали прибрежные воды Нигерии, Гвинейский залив и Малаккский пролив.
Так, по данным Международного морского бюро (International Marime Bareau, IMB), только в первой половине 2012 года в Гвинейском заливе в Атлантическом океане было зафиксировано 32 случая пиратских нападений, включая пять случаев захвата судов. Тогда как в 2011 году пираты лишь 25 раз пытались захватить суда в этом заливе.
Тем не менее, по расчетам IMB, в первой половине 2012 года количество нападений пиратов на суда в мире уменьшилось на 54% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, за первые шесть месяцев этого года IMB зафиксировало в общей сложности 177 случаев нападений пиратов, тогда как за аналогичный период прошлого года было отмечено 266 случаев.
Такое сокращение общего числа нападений связывают с тем, что страны мира проводят военные операции по борьбе с пиратством у берегов Сомали, а также с усилением охраны судов, нанимающих частных вооруженных охранников.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".