Россия / Точка зрения 19 апреля 2010 г. 18:13

Компенсация за "живой" щит

Interfax-Russia.ru – ГИБДД восстанавливает автомобили, принадлежащие участникам "живого" щита на МКАД.

Сотрудники ГИБДД Москвы передали участнику инцидента на МКАД Николаю Королеву отремонтированный автомобиль ГАЗ-3110. На "Волге", пострадавшей в ДТП, заменили левый порог и две двери. Кроме того, отрихтовали и покрасили два передних крыла и заднее левое крыло. Это второй автомобиль, который ГИБДД Москвы отремонтировала участникам "живого" щита на МКАД. Москвичу Станиславу Сутягину восстановленный автомобиль Mercedes возвратили 11 апреля. И, судя по всему, ремонтом автовладелец доволен. "Все сделали хорошо. Претензий у меня нет", - сообщил "Интерфаксу" Сутягин.

Правда, владельцу покалеченной 5 марта машины пришлось ждать ремонта почти месяц - Mercedes поставили на ремонт лишь 3 апреля. Тогда как, по словам пострадавшего, сотрудники правоохранительных органов обещали, что принадлежащий ему автомобиль, поврежденный при задержании преступника на МКАД, отремонтируют уже 13 марта.

В столичном ГУВД такую задержку объяснили необходимостью дождаться результатов экспертизы. "До окончания экспертизы прокуратура не рекомендовала нам ремонтировать этот автомобиль", - пояснила "Интерфаксу" пресс-секретарь начальника ГУВД Москвы Жанна Ожимина. По ее словам, как только Сутягин принес в Госавтоинспекцию решение об окончании исследований, на следующий день его автомобиль поставили на ремонт в один из сервисных центров "Мерседес-Бенц".

Напомним, что распоряжение отремонтировать поврежденные автомобили за счет органов внутренних дел дал глава МВД РФ Рашид Нургалиев. Со своей стороны официальный представитель столичного ГУВД Виктор Бирюков сообщил "Интерфаксу", что ремонт оплатит московская милиция.

Помимо этого автовладельцев, выставленных в качестве "живого щита", наградили грамотами "за самоотверженные действия при задержании особо опасных преступников". Впрочем, Сутягин счел себя недостойным грамоты ГАИ. По его словам, выбора у него не было, ослушаться дорожных инспекторов он не мог, а значит, о подвиге и сознательном решении помочь милиции речь тоже идти не должна.

"Текст, который был написан в грамоте, не соответствует действительности. Если бы я взял эту награду, я бы признал, что действовал сознательно", - пояснил "Интерфаксу" автовладелец.

Тем не менее, водитель поврежденного Mercedes принял настенные часы от руководства столичного ГИБДД. "В качестве сувенира и как память о том, что я побывал в здании московского УГИБДД", - уточнил Сутягин.

Кстати, водителя, рассказавшего СМИ о "живом щите" на МКАДе, в милиции называют злостным нарушителем правил дорожного движения - за последние три года Сутягин 18 раз привлекался к административной ответственности за нарушение ПДД.

Впрочем, Сутягин и не отрицает нарушений ПДД. "Мы все не без греха, - сказал он "Интерфаксу". - Нарушаю. Специально этого никогда не делаю. Спешу, иногда бываю невнимательным. Но никогда не договариваюсь с инспекторами, пытаясь нарушить закон, взяток не даю. Поэтому, видимо, и такое большое количество протоколов".

По поводу своего задержания по подозрению в управлении транспортным средством в состоянии алкогольного или наркотического опьянения владелец Mercedes сказал, что такой инцидент действительно был, но ему удалось доказать свою невиновность, поэтому его и не лишали прав.

Вместе с тем, нарушения ПДД Сутягиным ни в коем случае не извиняет действия инспекторов ГИБДД, превысивших свои полномочия в инциденте с "живым щитом". В ГИБДД, конечно, признают неправоту своих сотрудников, однако склонны говорить о "недооценке последствий ситуации" дорожными инспекторами, а не о превышении полномочий.

Со своей стороны и министр внутренних дел Рашид Нургалиев назвал недопустимым использование автомобилей граждан в качестве "живого щита" для задержания правонарушителей.

В связи с инцидентом московское управление СКП РФ по факту злоупотребления должностными полномочиями сотрудниками ГИБДД возбудило уголовное дело по ст.285 УК РФ.

В свою очередь, начальник ГУВД Москвы Владимир Колокольцев отстранил от должности непосредственного начальника инспекторов, объявил строгий выговор главе УГИБДД Сергею Казанцеву, а также принес извинения автовладельцам, чьи машины использовались в качестве преграды для задержания преступников.

Между тем Федерация автовладельцев России (ФАР) требует отставки Казанцева. "Мы считаем, что начальник столичного УГИБДД генерал-майор Казанцев не может оставаться на должности, так как не способен контролировать соблюдение сотрудниками своего ведомства законодательства РФ", - рассказал "Интерфаксу" лидер московского отделения ФАР Сергей Канаев.

ФАР уже дважды проводила в Москве пикеты за отставку начальника столичного УГИБДД – 25 марта и 3 апреля. Правда, мартовский пикет практически сразу пресекли бойцы ОМОН, задержавшие девятерых участников акции.

Со своей стороны активисты ФАР подали в прокуратуру Москвы заявление с просьбой дать правовую оценку действиям сотрудников милиции, не допустивших пикета, и подали в префектуру ЦАО столицы очередное уведомление о проведении аналогичного пикета 3 апреля. Эта акция, в которой приняли участие около 30 активистов движения, прошла без инцидентов.

О том, что инцидент на МКАДе не следует рассматривать как частный случай, заявил "Интерфаксу" и первый замглавы комитета по правовым и судебным вопросам Совета Федерации Михаил Капура. "Это болезнь, и проблема не в том, что гаишник поставил машину с пассажирами в качестве "живого щита", проблема в том, что он вообще допустил такую мысль. В этом заключается корень зла", - подчеркнул Капура.

По его словам, "люди в форме фактически посылают рядовых граждан на смерть". "Министр Нургалиев говорит о том, что гаишники сработали непрофессионально, напротив, они сработали очень профессионально - как преступники, для которых закон - не указ", - констатировал Капура.

Он считает, что граждане имеют законное право не подчиняться неправомочным требованиям сотрудников ГИБДД. "Более того, в таких случаях следует незамедлительно писать заявление в прокуратуру", - считает сенатор. "В действиях сотрудников ГИБДД налицо злоупотребление своими должностными обязанностями и создание угрозы жизни гражданам, то есть несколько составов преступления, по которым предусматривается уголовное наказание", - сказал Капура.

В свою очередь спикер Совета Федерации, лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов считает, что инцидент с "живым" щитом на МКАД лишь подтверждает необходимость проведения кардинальной реформы милиции.

Он заметил, что это исключение является нетипичным случаем, но работа милиции в целом оценивается обществом как раз по таким "исключениям", которых становится так много, что они уже превращаются в правила. "Все эти вопиющие факты давно уже стали аргументом в пользу незамедлительного реформирования жизненно важной для страны системы. Эти же "исключения", из которых упорно не делаются выводы, доказывают, что реформа МВД не может и не должна быть внутриведомственным делом", - убежден Миронов.

Однако, по его словам, реформирование нужно проводить не по принципу "хотели как лучше, получилось как всегда", а начинать с принятия федерального закона о правоохранительной службе. "В этом законе необходимо закрепить правовой механизм парламентского и общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел, четко прописать права милицейских сотрудников, гарантии, в том числе и социального характера", - считает Миронов.

При этом он подчеркнул, что реформа МВД должна происходить под общественным контролем: "В контроле за деятельностью МВД нужно большее участие граждан и общественности, и только тогда мы сможем добиться реальных результатов в реформе МВД".

Обозреватель Анастасия Николаева