Interfax-Russia.ru – Полеты космических туристов к МКС могут возобновить уже в 2015 году. Путешественников пересадят на американские корабли, а Россия начнет подготовку к одной из лунных миссий.
История космических полетов американских шаттлов подошла к концу летом 2011 года, когда челнок "Атлантис" завершил свою миссию и отправился на "вечный покой" в космический центр имени Кеннеди во Флориде. За время его полетов изменилось очень многое, но главное – к тому времени космос стал доступен непрофессионалам.
Первой космической туристкой могла стать американская учительница Криста Маколиф, которая вошла в состав экипажа "Челленджера" - его миссия трагически оборвалась на 73 секунде полета. На этом попытки американцев отправить в космос туристов были заморожены, но в начале нулевых первый турист Дэннис Тито был включен в состав экипажа российского корабля "Союз". Начиная с 2001 года погостить на МКС смогли только семеро эксцентричных миллионеров, которые нашли средства на подобный аттракцион.
Несмотря на то, что туристы с самого начала путешествовали на российских кораблях, закрытие программы шаттл могло временно приостановить и коммерческие полеты. Отказавшись от собственных челноков, США стали выкупать места в российских ракетах, чтобы доставить на орбиту астронавтов. И места для туристов попросту не осталось.
Тем временем в России обсуждали возможность создания резервного "Союза", который можно было бы частично использовать для космического туризма. Также рассматривали возможность организации годичного пребывания космонавтов на орбите – в этом случае полеты к МКС по-прежнему проводили бы четыре раза в год, а освободившиеся места могли отдать туристам.
Правительство США также не сидело, сложа руки, и выделило около $1,1 млрд на развитие проектов компаний The Boeing company, Space Exploration Technologies (SpaceX) и Sierra Nevada Corp (SNC).
Так SNC получила $212,5 млн на доработку космического корабля Dream Chaser. Самый большой контракт НАСА заключило со всемирно известной компанией Boeing. Ей выделили $460 млн для продолжения работ над кораблем CST-100, интерес к которому проявляла и ракетно-космическая корпорация "Энергия".
НАСА также заключило контракт с компанией SpaceX, выделив на доработку систем аварийного прекращения пуска первого коммерческого грузового корабля Dragon $440 млн. Дело в том, что пробный полет Dragon несколько раз переносили из-за неполадок в топливной системе. Но первый официальный старт (состоялся 8 октября 2012 года) прошел штатно.
Интерес к такому необычному виду туризма поддерживала и компания Space Adventures – своего рода туроператор, который организует путешествия в космос. В 2012 году она объявила о продаже очередного тура одному очень известному человеку, имя которого до сих пор держится в секрете. Тогда предполагали, что к звездам отправится автор культовых фильмов "Титаник" и "Аватар" – режиссер Джеймс Кэмерон. Однако в компании заверили, что Кэмерон пока останется на Земле.
По данным источника агентства "Интерфакс-АВН" в ракетно-космической отрасли, новым туристом может стать 43-летняя певица Сара Брайтман. Якобы она уже приезжала в Россию и получила допуск медицинской комиссии для тренировок в центре подготовки космонавтов. Предполагают, что она посетит к МКС уже в 2015 году.
Однако к этому времени новый "Союз" построить не успеют. Окончательные сроки пока не называют. Известно только, что первый пилотируемый запуск новой российской ракеты должен состояться до 2025 года. За десять лет до этого (до 2015 года) вблизи поселка Углегорск в Амурской области завершат строительство нового космодрома "Восточный", который сможет принять новую ракету (она будет весить почти в три раза больше нынешнего "Союза").
Возможно, к тому времени новый американский грузовик Dragon, в который за 10 лет уже вложили $1,6 млрд, успеют "обкатать" и переделать для управляемых полетов. Однако и это еще под вопросом, ведь "Союз" зарекомендовал себя как надежная ракета, а кораблю Dragon еще предстоят серьезные испытания.
"Для того чтобы тот же "Фалкон" (новая американская ракета, выводящая космический грузовик Dragon - ИФ) набрал статистику, которая сегодня есть у "Союза" и "Протона", должно пройти немало времени. Наша задача за это время оптимизировать затраты, сделать так, чтобы по критерию "стоимость-надежность" наши ракеты оказались не менее эффективны, чем у наших конкурентов", - отметил глава Роскосмоса Владимир Поповкин.
Тем не менее, российские эксперты с сожалением отметили, что новый американский корабль современнее российских. Как пояснил агентству "Интерфакс-АВН" редактор-обозреватель журнала "Новости космонавтики" Игорь Лисов, в некоторых функциях американская новинка опережает наш корабль.
"Скажем, система обеспечения сближения и стыковки на "Союзах" очень старая, к сожалению. Уже и на европейском корабле ATV, и на японском HTV, на китайском "Шэньчжоу" (Shenzhou) и на американском "Драконе" (Dragon) стоят более современные системы", - отметил эксперт.
Все это, по его мнению, еще раз подтверждает, что "дальше сидеть нельзя и нужно абсолютно серьезно задуматься, что делать".
"Надо понимать, для чего мы будем создавать новый корабль. Если он, скажем, полетит в 2017-2018 годах к МКС, которой останется в тот момент летать несколько лет (до 2020 года – ИФ), то это будет нецелесообразно", - считает Игорь Лисов.
С другой стороны, эксперты уверены, что появление нового американского корабля облегчит задачу российской стороне, которая после прекращения полета шаттлов частично взяла на себя доставку грузов на МКС. Освободившиеся мощности отдадут для работы над новой ракетой.
"Если в США доведут испытания частного космического корабля до завершающего конца, то они не будут обращаться к нам с просьбой возить их грузы на МКС. Для нас это повлечет небольшие финансовые потери, но, может быть, это будет даже плюс, поскольку загрузка производственных мощностей РКК "Энергия" уменьшится. Нам эти мощности нужны будут самим, когда завершится разработка нашего корабля", – считает заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов. Он также убежден, что задачи новой ракеты должны выйти за рамки полетов на МКС.
На этом фоне самой "простой" задумкой кажется пилотируемый полет вокруг Луны. И если проект будет удачным, позже российские инженеры создадут специальные корабли для посадки и взлета на Луне, межорбитальные буксиры, корабль для технического обслуживания и ремонта космических аппаратов на орбите.
"Сегодня институт космических исследований и совет по космосу РАН планируют создавать на обратной стороне Луны локаторы и оптико-электронные станции слежения за дальним космосом с целью открытия для науки новых галактик, "кротовых нор", "черных материй". Поиск признаков того, как зарождалась Вселенная, и что ждет нашу планету в будущем. Если этой технике потребуется обслуживание, то, конечно, есть смысл лететь на Луну, есть смысл делать там какую-то базу, обслуживать эти научные станции", - рассказал глава Роскосмоса Владимир Поповкин.
Он также пояснил, что с появлением нового американского космического грузовика усилится конкуренция, ведь так называемый рынок средств выведения составляет примерно $10 млрд (ежегодно на развитие космической промышленности тратится около $300 млрд).
"Гораздо более интересно - конкуренция в сфере космических услуг: связь, навигация, распространение снимков и электронных карт. Это более 50% этого рынка. Оставшееся - это изготовление космических аппаратов", – сообщил Владимир Поповкин.
Тем временем работа над новым проектом продолжалась, и из-за изменения технического задания первый полет новой ракеты, намеченный на 2018 год, пришлось перенести на несколько лет вперед (вплоть до 2025 года).
Как пояснил глава Роскосмоса, новый корабль сможет вместить до шести космонавтов, хотя, по подсчетам экспертов, американский Dragon может быть рассчитан на семерых астронавтов.
"Сейчас в "Союзе" бытовой и агрегатный отсеки - жесткие (по предназначению). В новой системе рассматриваются различные варианты - то ли это будет длительная автономная миссия, то ли это будет полет на Луну, то ли это будет полет к станции, расположенной в точке L1 или L2 (точки Лагранжа, где тяготение Луны и Земли уравновешивают друг друга - ИФ), или за Луной - есть разные варианты компоновки (корабля), и сегодня мы в рамках технического проекта рассматриваем их", – рассказал глава Роскосмоса.
Впрочем, строительство новой ракеты – не единственный российский космический проект. Уже известно, что РФ планирует разработать технологию получения воды из лунного грунта в рамках проекта "Луна Глоб", который стартует в конце 2015 года. На 2017-2018 годы намечен другой проект – "Луна Ресурс". Кстати, только для реализации лунных программ потребуется построить мощную инфраструктуру, которая в состоянии передавать до 2,5 гигабайт информации в сутки.
Кроме того, российские ученые собираются установить радиомаяк на астероид Апофис (должен пройти на опасном расстоянии от Земли в 2020-2030 годах), чтобы отслеживать его траекторию.
"Желательно участие и Европейского космического агентства, и НАСА. И будет очень хорошо, если Россия здесь выступит инициатором, так как часто нас просто забывают, даже не считают нужным ссылаться на работы российских ученых при их цитировании", - рассказал "Интерфаксу" старший научный сотрудник Пулковской обсерватории Сергей Смирнов.
Еще одним международным проектом станет проект "ЭкзоМарс" (старт намечен на 2016 год), предполагающий запуск к красной планете марсохода, посадочного и орбитального аппарата.
Впрочем, на этом российские ученые и не думают останавливаться. Уже известно, что уже после полета к Марсу следующей их целью станет полет в 2022 году спускаемого аппарата к спутнику Юпитера Ганимеду.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".