Россия / Точка зрения 28 августа 2012 г. 18:33

Марс под прицелом

Interfax-Russia.ru – Высадка на Луну вновь заинтересовала ученых. В этот раз космонавты могут начать строительство обитаемых лунных станций, которые станут отправной точкой для полета на Марс.

Неудачи, преследующие в последнее время российскую ракетно-космическую промышленность, не повлияли на стремление страны вернуть себе лидерство в освоении космоса. Задумка проста – при стабильном финансировании в течение ближайших 18 лет должен состояться повторный запуск исследовательского аппарата к Марсу и возобновлены полеты космонавтов на Луну. Если задумка удастся, Луна превратится в "перевалочный пункт" и станет отправной точкой для управляемых полетов в дальний космос.

Но еще до того, как российский космонавт сделает первый шаг по лунной поверхности, ученым и властям придется преодолеть массу проблем земного происхождения, ведь аналогичные проекты есть у Китая, Японии и США. И если первые рассчитывают отправить к Луне своих космонавтов к 2030 году, а Россия и Япония надеются достичь спутника на несколько лет раньше этого срока, то США могут высадиться на Луне уже в 2018-2020 годах. Впрочем, у России еще есть шансы выбиться в лидеры, ведь, несмотря на грандиозные планы, ни у одной из стран пока нет подходящей ракеты, способной перевезти к спутнику Земли все необходимое.

Возвращение в советском стиле

Долгое время Луна считалась безжизненной пустыней, испещренной кратерами. Однако 2 марта 2010 года индийский исследовательский космический аппарат Chandrayaan-1 (Чандраян-1, или "Лунный корабль-1") развенчал этот миф, обнаружив крупные запасы льда в районе северного полюса спутника. Изучив полученные данные, специалисты выяснили, что вода, превратившаяся в лед, содержится в 40 кратерах, диаметром от 2 до 15 км. Кратеры расположены в той части Луны, куда не попадает солнечный свет. К тому же, лед находится под слоем грунта, что также предотвращает его испарение.

По приблизительным подсчетам, толщина ледяного покрова в каждом кратере не менее двух метров, и в общей сложности на Луне есть около 600 млн тонн воды – для примера, в Байкале (самое глубокое озеро на Земле) содержится около 23 млрд тонн воды.

Эта новость привела к переориентированию космических программ нескольких государств, ведь запасы льда позволяли оборудовать на Луне базы, где космонавты, например, могли провести какое-то время перед отправкой к другим планетам. Кроме того, Луна становилась стратегически важным объектом, удачно расположенным по отношению к Земле.

Однако уже в мае 2010 года стало известно, что США отказываются от собственной лунной программы, предпочтя ей высадку на астероид в 2025 году и орбитальный полет на Марс в 2035 году.

По мнению экспертов, этот недальновидный шаг грозил США "потерей" Луны и повторением ошибок Советского Союза, который, "вопреки здравому смыслу погнался за рекордами".

"Барак Обама хочет сделать в космосе что-то новое, но из-за отказа от пилотируемого исследования Луны кое-кто останется не у дел, а у других появятся новые возможности. Ведь марсианская миссия осуществиться примерно через 25 лет (в 2035 году - ИФ), а лунную базу можно построить уже через 15 (к 2025 году - ИФ)", – пояснил изданию The Independent научный редактор службы новостей Би-Би-Си Дэвид Уайтхауз.

В это время российские ученые уже работали над собственной лунной программой, согласно которой до 2020 года к спутнику должны были отправиться два космических аппарата "Луна-Глоб" и "Луна-Ресурс", а позже должна была появиться обитаемая станция.

Как отметил глава Роскосмоса Владимир Поповкин, ведомство начало разработку перспективной пилотируемой транспортной системы, "которая будет способна долететь до Луны". Успех же проекта напрямую зависит от его финансирования.

"Мы сегодня говорим и с НАСА, и с Европейским космическим агентством о том, чтобы начать ее освоение. И тут два варианта: либо сделать базу на Луне, либо сделать автоматическую станцию вокруг Луны, – рассказал в эфире радиостанции "Вести FM" глава Роскосмоса. – Вероятно, Роскосмос сделает упор на лунные миссии, как более реализуемые, и уже во время них будет отрабатывать технологии для межпланетных станций. Такой подход был бы самым логичным".

Кстати, немногим ранее было решено, что в случае провала запуска аппарата "Фобос-Грунт" к одному из спутников Марса научные миссии будут переориентированы на Луну. Так и вышло.

А уже в апреле 2012 года Роскосмос сформулировал стратегию развития космической деятельности РФ на ближайшие 18 лет.

Согласно документу, до 2030 года в числе прочего запланирован демонстрационный пилотируемый облет Луны, высадка космонавтов на ее поверхность и строительство лунной базы. После 2030 года планируется продолжить использование базы и начать "обслуживание и ремонт крупных космических аппаратов и межорбитальных буксиров на околоземных орбитах". Это поможет подготовиться к полету на Марс.

"Мы в 2015 году должны вернуться на Луну и сделать посадку именно в стиле СССР, чтобы доказать всем, а самое главное себе, что мы помним все то, что умел делать Советский Союз", - сказал "Интерфаксу" генеральный директор НПО имени Лавочкина Виктор Хартов.

Однако мечты о российских лунных базах могли остаться всего лишь математическими выкладками на бумаге, ведь вплоть до 2012 года работы по проектированию нового космического корабля не велись.

Луна в иллюминаторе

В интервью агентству "Интерфакс-АВН" генеральный директор ФГУП "ЦНИИ машиностроения" Геннадий Райкунов сообщил, что первый пилотируемый корабль для полетов на Луну появится после 2018 года – на это время запланирован первый пилотируемый пуск. В дальнейшем должны быть созданы корабли для посадки и взлета на Луне, межорбитальные буксиры и корабль для технического обслуживания и ремонта космических аппаратов на орбите.

Впрочем, многие сомневались в осуществимости этих планов, ведь для старта корабля к Луне нужна была подходящая ракета-носитель, способная вывести в космос увесистый космический корабль.

"Роскосмос недавно объявил тендер на создание новой ракеты-носителя тяжелого класса грузоподъемностью до 20 тонн, однако для полетов к Луне этой грузоподъемности недостаточно", – сообщил источник в ракетно-космической отрасли, заметив, что для этих целей нужно спроектировать новое средство выведения, которого пока нет в РФ.

Он пояснил, что конкурс на создание носителя по теме "Амур" предполагает, что ракета должна выводить модули и другие полезные нагрузки массой не менее 20 тонн.

"По нашей классификации это – тяжелый носитель. Но это не тот тяжелый носитель, который нужен для решения задачи полета к Луне. Беглый просмотр этого технического задания показывает, что все основные требования к носителю такие же, которые были в техзадании для "Руси-М". Ничего нового, то есть 20 тонн. На них нам до Луны не доехать, хоть убейся", – констатировал эксперт, отметив, что для претворения "лунных" планов в жизнь нужна ракета, способная вывести на орбиту не менее 70 тонн (сам 20-тонный корабль и космический буксир для прилунения).

"Если рассматривать двухпусковую схему (когда корабль и межорбитальный буксир доставляются на низкую орбиту разными ракетами-носителями), предполагая, что тендер объявлен на ракету-носитель для запусков корабля, то все равно остается вопрос: откуда возьмется ракета-носитель грузоподъемностью 50 тонн?", – пояснил он.

Однако вскоре был объявлен тендер на создание тяжелой ракеты-носителя, и одним из участников конкурса стала корпорация "Энергия". Кроме того, ракета-носитель может быть создана при участии Украины и Казахстана – на это уйдет 3-4 года.

"РКК предлагает в кооперации с Украиной и Казахстаном сделать ракету-носитель "Содружество", в которой будут использованы технологии программы "Энергия-Буран", – заявил генеральный конструктор ракетно-космическая корпорация (РКК) "Энергия" Виталий Лопота.

Он пояснил, что конструкцию двигателей ракеты-носителя "Энергия" можно переработать, например, заменив водородные двигатели на кислородно-керосинные.

"Про грузоподъемность пока трудно говорить, но она будет до 70 тонн. Этого вполне достаточно для реализации планов облета Луны. При наличии амбиций и политической воли это можно сделать за несколько лет и при этом не уступать нашим американским коллегам", – уверен глава РКК, отметив, что общая масса комплекса для облета Луны составит 120-130 тонн. Кроме того, в создании новой ракеты могут быть использованы элементы ракеты "Зенит", в частности, двигатель РД-171.

По его словам, новые ракеты за раз могут вывести в космос 60-70 тонн полезных грузов, поэтому старт к Луне будет разбит на два этапа: сначала запустят сам космический аппарат с разгонным блоком блок, который будет обеспечивать возвращение с орбиты Луны. Потом на орбиту выведут разгонный блок, который будет обеспечивать формирование траектории полета к Луне. Причем, стыковаться элементы будут на низкой околоземной орбите.

Несмотря на то, что проект по освоению Луны уже запущен, на международном авиасалоне "Фарнборо-2012" глава Роскосмоса Владимир Поповкин заявил, что полет на Луну может и не состояться, если наличие воды на спутнике Земли не подтвердится.

Тем временем Китай к 2020 году планирует создать пилотируемую космическую станцию, глобальную навигационную систему, привезти лунный грунт и иметь в распоряжении три класса ракет-носителей. Спустя пять лет КНР планирует отправить марсоход к Красной планете, в 2030 годах высадить космонавтов на Луне, в 2033 году доставить на Землю образцы марсианского грунта, к 2040 годам создать на Луне базу, а в 2050 году осуществить пилотируемую миссию на Марс.

По словам представителя Роскосмоса в Китае Александра Родина, КНР продумывает вариант создания сверхтяжелой ракеты-носителя.

"Но это находится на уровне проработки идей в среде китайских инженеров и ученых. Государственных программ в этом отношении нет", – пояснил представитель Роскосмоса, заметив, что КНР реализует 99% своих планов.

Впрочем, ученые не скрывают, что за лунной миссией скрывается еще более грандиозная – управляемый полет к Марсу. По их мнению, уже родились люди, которые в недалеком будущем отправятся к Красной планете. И вероятнее всего экипаж, который однажды ступит на марсианскую землю, будет интернациональным. Ведь проект, который по самым приблизительным подсчетам по стоимости будет эквивалентен десяти МКС, окажется не только слишком затратным, но и слишком сложным, чтобы его могло осуществить одно государство.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

.

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".