Точка зрения 9 августа 2010 г. 14:04

Москва в дыму

Interfax-Russia.ru – Подмосковные торфяники разгорелись не на шутку: над столицей повис доселе невиданный смог. Власти хотят избавиться от "горящей проблемы" многомиллиардными вливаниями.

Столица дымится

Одна из главных причин смога - подмосковные торфяники. Они вот уже около сорока лет время от времени становятся головной болью жителей всего столичного региона. А теперь не только его: дым от лесных и торфяных пожаров на прошлой неделе достиг границ Белоруссии, дошел до Санкт-Петербурга и уже очень хорошо виден из космоса.

Насколько опасен смог, специалисты пока затрудняются сказать – существенный вред здоровью наносят концентрации угарного газа, превышающие предельно допустимые (ПДК) более чем в 10 раз. Пока в самые загрязненные дни (4 и 7 августа) его концентрации достигали максимум 6 ПДК. Кроме того, "вредность" зависит от того, какие торфяники горят. Если не загрязненные человеком (так называемые "чистые"), то последствия будут минимальными – "как от жареного шашлыка". Если на месте вспыхнувшего торфяника находилась свалка, то опасность вдыхаемого дыма существенно возрастает. Кроме того, в смоге содержатся и другие примеси, а также взвешенные частицы, негативно влияющие на здоровье людей.

Специалисты пока не прогнозируют увеличение числа раковых заболеваний дыхательных путей – для их развития будет мало даже двух месяцев вдыхания "столичной гари". Однако стать побочной причиной смерти московский смог все же, похоже, способен. Так, по сообщению руководителя департамента здравоохранения Москвы Андрея Сельцовского, смертность в столице в последние недели возросла в два раза. Кроме того, увеличилось число обращений в "скорую помощь" и число госпитализированных.

Сельцовский также рассказал, что москвичи стали чаще обращаться с жалобами на сердце и бронхиальную астму. "Прирост обращений составил 1 тыс. 156 случаев", - отметил руководитель департамента здравоохранения.

Тем временем, медики дают противоречивую информацию о том, как уберечься от смога. Так, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко призвал всех одеть марлевые повязки и тем самым защититься от гари. А тот же глава департамента здравоохранения Москвы Сельцовский заявил, что марлевые повязки не сильно помогут.

"Это не панацея от всех бед. Нам надо реже бывать на улице, по возможности избегать нахождения в транспортном средстве. А если дома и открывать окно, то завесить его мокрой простыней. Но повесить не на всю оставшуюся жизнь, а каждые 2-3 часа ее увлажнять", - сказал Сельцовский.

В свою очередь главный столичный токсиколог Юрий Остапенко порекомендовал "сердечникам" в условиях жары, когда в воздухе пониженное содержание кислорода и есть задымление, принимать специальные препараты, "о которых знают все врачи". Также Остапенко посоветовал в жару принимать поливитамины с микроэлементами, содержащие витамины A, B, E и C, которые защищают клетку от кислородного голодания и снабжают организм необходимыми микроэлементами.

Тем временем дефицита масок пока не ожидается – в Москве есть регулярно пополняемые запасы, которые могут удовлетворить потребности 3,5 млн человек. Сейчас спрос на средства защиты от гари велик, однако пока далек от ажиотажного.

Другой специалист - главный терапевт Москвы Леонид Лазебник считает, что польза от масок сильно преувеличена. "Медицинская маска предназначена, прежде всего, для того, чтобы защитить окружающих людей от выдыхаемого человеком воздуха. Еще она может предотвратить попадание в легкие некоторых крупных частиц, находящихся в воздухе", - поясняет специалист.

"А если маску смочить водой, то она лишь немного облегчит дыхание, поскольку вдыхаемый воздух становится не таким горячим", - уточнил он.

Главный терапевт порекомендовал в дни задымлений регулярно полоскать носоглотку и глаза обычной водой. "Если человек себя почувствовал плохо, испытывает удушье и кислородное голодание, то лучше всего обратиться к врачу", - посоветовал он.

Сложной ситуация со смогом будет оставаться как минимум до 11 августа, пока не изменится погода, и не сменится направление ветра. По мнению специалистов ГУП "Мосэкомониторинг", с 4 августа экологическая обстановка в городе близка к критической. Все эти дни концентрация вредных веществ в атмосфере была превышена 24 часа в сутки, а не 3-4 часа, как это было во второй половине июля. Эксперты предупреждают, что в таких условиях не стоит находиться на улице больше пяти часов. Иначе последствия вдыхания гари окажутся губительными.

Тушите всех

Естественный выход из сложившейся ситуации, угрожающей здоровью миллионов россиян, – ликвидировать очаги возгорания. Здесь у специалистов настрой довольно оптимистический. Министр по чрезвычайным ситуациям РФ Сергей Шойгу прогнозирует, что к 13-15 августа пожары в Подмосковье будут потушены.

"Если мы пойдем такими темпами и дальше, будем своевременно, в день возгорания тушить новые пожары, то в течение пяти - максимум семи дней с основным объемом работ по торфяникам мы должны справиться", - заявил Шойгу в ходе селекторного совещания 8 августа в Москве.

Сейчас торфяники тушат не только днем, но и ночью, используя специальное освещение. С помощью военных специалисты МЧС протягивают трубопроводы от ближайших к пожарам водоемов и затем заливают водою ("заболачивают") горящие участки.

На тушение выдвигается уже и мелиоративная техника со всего Подмосковья – специалисты МЧС считают, что с ее помощью пожары на торфяниках можно потушить гораздо эффективнее, чем с применением авиации. Так, мелиоративная техника на базе трактора "Беларусь", по словам Сергея Шойгу, охватывает до 200 кв. м. горящих площадей.

А пермские ученые предлагают свой подход к тушению – снижать температуру в горящих торфяниках с помощью перемешивания их, например, бульдозером. Поскольку горение в них идет по очаговому принципу, то температура соседних слоев намного ниже, чем тех, которые горят.

Похоже, способы тушения торфяников могут служить проверкой на изобретательность, но все же дешевле гарантированно избавить себя от пожаров, нежели с ними бороться. Потому что торфяники, пропуская через себя почти весь природный и рукотворный водосток, могут гореть (или тлеть) на приповерхностной глубине в любое время года – даже зимой.

Кстати, пожары этого года сравнимы с теми, что были в 1972 году. Тогда торфяники горели из-за "человеческого фактора". Несколькими годами ранее было принято решение о сельскохозяйственном развитии Нечерноземья. Водоемы и болота с торфом активно осушали для мелиоративных целей. В результате Центральная Россия потеряла тысячи ручьев и речек и естественную систему водосбора. Впрочем, часть подмосковных торфяников все-таки стала зоной активного земледелия – однако урожайность на такой территории все равно была низкой. В июле 1972 года торфяники впервые начали вспыхивать и гореть как спички, погружая в смог и дым все окрестные селения. Тогда они взяли Москву практически в огненное кольцо.

Сейчас ситуация не менее сложная: из-за аномально высоких температур, установившихся в Центральной России еще в начале июля, торфяники вспыхивают сами. Причина - недостаток влажности (менее 8%). Для того, чтобы такого не происходило, по мнению руководителя подмосковного МЧС Евгения Секирина, нужно чтобы уровень влажности торфяников составлял не менее 70%. Естественным решением такой проблемы в перспективе является обводнение торфяников.

Да ну его, в болото

С инициативой обводнить торфяники в конце июля выступили подмосковные власти. Они предложили создать федеральную целевую программу по этому поводу. Почти сразу стало ясно, что данное решение проблемы может стать очень затратным.

Как пояснил губернатор Московской области Борис Громов, речь идет об обводнении торфяников в шести регионах Подмосковья. При этом, по его словам, согласно подсчетам, такие работы только в одном регионе - Шатурском - обойдутся в 4,5 млрд рублей.

"Если сложить все вместе, учесть то, что мы каждый год теряем на тушении пожаров, то, естественно, сумма будет примерно такая (около 25 млрд руб. - ИФ). Она рассчитана на три-четыре года", - заявил глава региона.

Власти Подмосковья рассчитывают, что программу удастся принять вместе с федеральным бюджетом на 2011 год. Идею уже удалось обсудить с премьер-министром Владимиром Путиным, и он ее поддержал.

Впрочем, Путин не преминул отметить, что идея обводнения торфяников "сложная технически и довольно затратная". "Но горение торфяников создает реальные проблемы для столицы, для огромного мегаполиса", - сказал премьер.

По словам Громова, "проект плана уже существует". "В скором времени мы отправим его во все заинтересованные ведомства, внесем уточнения и направим в правительство", - заявил подмосковный губернатор.

Однако у проекта обводнения есть уже свои противники среди ученых. По их мнению, обводнение, как и осушение, не пройдет для Подмосковья бесследно.

Так, одним из минусов проекта является то, что на значительной части торфяников находятся несколько сотен тысяч частных сельхозугодий. В случае заболачивания без создания специальных дренажных систем в них тоже поднимется вода. Это сделает ведение хозяйства на них весьма проблематичным. Тогда нужно либо закладывать траты на возмещение убытков селянам и дачникам, либо совершенствовать дренажные системы.

Кроме того, перекачка воды может негативно сказаться на экосистемах озер и водоемов, откуда ее будут брать. И ущерб природе может быть сравним с ущербом от осушения.

Часть экспертов вообще склоняется к поиску третьего, менее радикального, варианта.

Так, например, отдельные ученые предлагают активно разрабатывать торфяники, ведь во многих других странах торф является источником альтернативной энергии. Да и в 1920-е годы подмосковные торфяники активно осушали и разрабатывали для этих целей. Они даже стали одним из слагаемых успешной реализации плана всесоюзной электрификации - ГОЭРЛО.

В течение многих лет зона торфяников была зоной ответственности ее разработчиков, в том числе и за возможные пожары. Однако со временем многие из разработок оказались заброшенными, не полностью выработанными или невыработанными совсем, но уже осушенными. Это и приводило к неконтролируемым возгораниям.

"Минусом такого проекта может быть то, что торф является менее удобным и более дорогим, по сравнению с природным газом, источником энергии. Так что в этом качестве он может пригодиться лишь в долгосрочной перспективе, когда газа не станет, - сказал Interfax-Russia.ru сотрудник Центра анализа экономики природных ресурсов Евгений Швецов. – Сейчас перед властями стоит сложный выбор – либо сделать нужный в нынешней ситуации и очень эффектный ход, либо продумать тщательнейшим образом, на что уйдут миллиарды. Можно решить проблему и "обводнением", но не столкнемся ли мы с другими не очень хорошими последствиями, которые нанесут еще больший ущерб? Все это требует тщательного и всестороннего анализа".

Поскольку сейчас все озабочены куда более "горящими темами", время подумать и разобраться будет только осенью.

Обозреватель Алексей Максимович

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще