Interfax-Russia.ru – Неполадка в разгонном блоке "Бриз-М" помешала вывести спутник "Ямал-402" на расчетную орбиту. Корректировка положения спутника сократит срок его "жизни" на орбите.
Пуск телекоммуникационного спутника "Ямал-402", созданного компанией Thales Alenia Space по заказу ОАО "Газпром космические системы", был запланирован на октябрь 2012 года. Предполагали, что на "Ямал-402" постепенно переведут сервисы со старого спутника "ASTRA 1F", у которого значительно меньше зона охвата, и новый спутник будет передавать сигнал на всю европейскую часть России, Урал, Западную Сибирь, а также Западную и Центральную Европу, Ближний Восток и Северную Африку.
"Ямал-402" должны были вывести на орбиту с помощью ракеты-носителя "Протон-М" и разгонного блока "Бриз-М". Однако в августе случилось непредвиденное: с помощью тех же аппаратов на орбиту должны были отправиться спутники "Экспресс-МД2" и Telkom 3. Ракета-носитель отработала штатно – проблемы начались во время работы разгонного блока. Было запланировано четыре включения маршевых двигателей "Бриза-М", однако одно из них завершилось гораздо раньше срока. Позже аварийный разгонный блок, который и до этого становился причиной неудачных пусков, разрушился на околоземной орбите, и до выяснения обстоятельств пуски приостановили, а график сдвинули на два месяца. Инцидент, кстати, стал причиной смены руководства предприятия, на котором был создан разгонный блок, – ГКНПЦ им. Хруничева.
Вместо октября телекоммуникационный спутник планировали запустить в космос 8 декабря. Незадолго до этого на космодром отправили ракету "Протон-М", но во время транспортировки ее повредили, и ракету-носитель пришлось заменять на запасную.
За подготовкой к пуску нового спутника следили особенно тщательно. СМИ писали даже про заседание госкомиссии, которая слушала доклады о готовности техники к отправке.
Старт был в назначенное время, все шло по плану, и после третьего пуска двигателей разгонного блока "Ямал-402" вышел на промежуточную орбиту с наклоном в 48 градусов (расчетная орбита расположена под наклоном в 55 градусов). После четвертого запуска двигателей положение спутника должно было измениться еще на несколько градусов. Но двигатель прекратил работу на четыре минуты раньше срока.
"Главным образом, должно было измениться наклонение орбиты спутника и приближение ее к геоцентрической. Насколько это удалось сделать – предстоит определить специалистам, которые сейчас анализируют ситуацию. В любом случае, затраты собственных запасов топлива на спутнике будут увеличены для его выведения на нужную орбиту. А это может сократить срок службы аппарата на орбите", – сообщили агентству "Интерфакс-АВН" в ракетно-космической отрасли.
Как пояснил собеседник агентства, спутник построен на базе французской платформы, в которой предусмотрена возможность коррекции орбиты. Сама корректировка может занять около трех дней, то есть, завершится она до 12 декабря.
"Предварительный анализ телеметрии показывает, что причина преждевременного отключения разгонного блока "Бриз-М" связана, скорее всего, с нештатной работой его маршевого двигателя", – сказал агентству "Интерфакс-АВН" источник в космической отрасли.
В результате ночного маневра 10 декабря орбиту спутника удалось увеличить на 500 км, и сейчас "Ямал-402" находится под наклоном в 26,17 градусов.
В марте спутник был застрахован на 309 млн евро (более 12 млрд рублей) в ОАО "СОГАЗ" на случай полной или частичной гибели во время запуска и нахождения на орбите в течение года.
"Официальное уведомление от страхователя должно поступить сегодня (10 декабря – ИФ). Размер убытка станет известен примерно через месяц, когда космический аппарат будет официально сдан в эксплуатацию. Тогда будет понятен объем потраченного для выхода на целевую орбиту топлива и, соответственно, ресурс спутника", – приводит пресс-служба ОАО "СОГАЗ" слова директора по урегулированию убытков компании Владимира Козлова.
Впрочем, даже если операция завершится удачно, без маневровочного топлива спутник не сможет вовремя корректировать свою орбиту и, например, обходить космический мусор. К тому же, причины очередного сбоя в работе разгонного блока должны выяснить члены специальной аварийной комиссии, и на время ее работы пуски "Протонов" снова будут приостановлены. А это приведет к переносу запланированных пусков.
Кстати, космические планы может нарушить и происходящее в Казахстане – местное правительство хочет вывести город Байконур вместе с космодромом из-под российской аренды.
Байконур является административно-территориальной единицей Казахстана, но на время аренды Россией (до 2050 года) он наделен статусом, приравнивающим его к городу федерального значения Российской Федерации. В городе проживает более 70 тыс. человек и 37% из них – это граждане России. Ежегодная стоимость аренды комплекса "Байконур" составляет $115 млн (более 3,5 млрд руб.).
По словам источника агентства "Интерфакс-Казахстан" на Байконуре, работники космодрома настороженно относятся к инициативе казахских властей. Поскольку не исключено, что после передачи города Казахстану его массово покинут россияне, и на космодроме начнутся проблемы из-за нехватки инженерных кадров.
Впрочем, возможный "кадровый голод" вряд ли повлияет на решение Астаны. Во-первых, Казахстан не устраивает экологическая характеристика ракет "Протон", которые работают на токсичном топливе гептиле. Облегчить ситуацию мог бы частичный переход на ракеты "Ангара" с кислородно-керосиновыми двигателями (например, в рамках проекта "Байтерек"). Однако стороны не смогли договориться о размере вложений в проект.
Во-вторых, переход на новые ракеты-носители может закончиться для Казахстана ничем – Россия строит в Амурской области новый космодром "Восточный", с которого смогут запускать космические ракеты всех классов, в том числе и сверхтяжелую "Ангару". И хотя сегодня каждый третий пуск в мире производится с Байконура, возможно, что после открытия нового космодрома на Дальнем Востоке ситуация кардинально изменится.
"По оценкам специалистов, оставшийся срок физического и морального износа технологического оборудования космодрома (Байконур - ИФ) составляет еще около 10 лет и, видимо, не случайно соответствует намеченному сроку строительства нового космодрома "Восточный" на территории России", – отмечается в стратегическом плане Национального космического агентства Казахстана, опубликованном в официальной газете "Казахстанская правда".
По словам главы Казкосмоса Талгата Мусабаева, если ракеты типа "Ангара" будут использоваться на космодроме "Восточный", то новый ракетный комплекс "Байтерек" окажется неинтересен России.
Такой поворот событий вполне возможен: по данным "Известий", Роскосмос уже потратил 46 млн рублей, только чтобы доставить макет "Ангары" на территорию будущего космодрома Восточный.
Впрочем, российская сторона пока не торопится рушить устоявшиеся связи. В июле генеральный директор ФГУП "Центр эксплуатации наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ) Александр Фадеев рассказал агентству "Интерфакс-АВН", что Байконур будут поддерживать в рабочем состоянии независимо от строительства нового российского космодрома.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".