Interfax-Russia.ru – Клиентам "Идеального мира" возместят ущерб, когда найдут владелицу компании. Туристы намерены судиться даже с Ростуризмом, который вовремя не прекратил ее деятельность.
Казалось бы, после нашумевшего банкротства "Капитал тура" и последовавшего за ним краха "Ланта-тура" к деятельности туристических компаний стали присматриваться внимательнее. Туристам рекомендовали покупать путевки у проверенных операторов, которые включены в списки Ростуризма. А игроки туристического рынка всерьез задумались о создании саморегулируемой организации со своим компенсационным фондом, который, в случае очередного банкротства, мог бы покрыть все расходы.
На деле же все обстоит иначе. С момента последней истории о банкротстве туроператора не прошло и полугода, как ситуация повторилась вновь: клиенты турфирмы со звучным названием "Идеальный мир" лишились отпуска, поскольку их перелет и проживание фирма не оплатила. С проблемами столкнулись и отдыхающие, застрявшие за границей из-за долгов туркомпании. При этом "Идеальным мир" находился в списке Ростуризма, но и здесь все оказалось не так просто – выяснилось, что турфирма еще в мае 2011 года разорвала договор со своей страховой компанией и не уведомила об этом Ростуризм. Хотя в самом Ростуризме имеется оригинал договора, срок действия которого истекает лишь в сентябре 2012 года.
Утром – деньги, вечером – отдых
Прокуратура заинтересовалась деятельностью туркомпании "Идеальный мир" после того, как несколько десятков человек не смогли улететь на отдых из Москвы в Израиль. И пока первые "счастливчики" пытались выяснить, почему их нет в списке пассажиров, неприятности начались у клиентов компании, которые не могли вернуться из Израиля и Амана в Россию.
"Когда я попробовала перед вылетом ночью забронировать в интернете места на свой рейс в Израиль, система выдала мне ошибку и написала, что в списке пассажиров меня нет. Тогда я подумала, что это ошибка системы. Но когда приехала в аэропорт и обратилась в авиакомпанию "Эль Аль", получила от них окончательный ответ о том, что в списках пассажиров нас нет, а билеты подделаны", – рассказала "Интерфаксу" одна из туристов Наталья Постникова. – Ведь это несложно, билеты электронные и представляют собой просто набор цифр и букв на листе А4, без печатей и средств защиты".
О том, что у клиентов "Идеального мира" были фальшивые билеты, рассказали "Интерфаксу" и в пресс-службе авиакомпании "Трансаэро". По словам ее представителя, 22 апреля в тель-авивском аэропорту Бен-Гурион несколько клиентов "Идеального мира" предъявили распечатки фальшивых электронных билетов, которые не были похожи на оригинал ни по форме, ни по содержанию. Кроме того, собеседник агентства отметил, что "Трансаэро" никогда не сотрудничала с компанией "Идеальный мир".
По приблизительным подсчетам Российского союза туриндустрии (РСТ), 22 апреля из Москвы не смогло вылететь около 90 человек и еще около 60 человек столкнулись с подобными проблемами за границей.
"В самой туркомпании воздерживаются от комментариев, их руководство недоступно, на офисе свинтили даже таблички и прекратили продажу туров, скрывшись. То есть, скорее всего, речь идет об очередном банкротстве очередного российского туроператора, из-за которого пострадают еще многие туристы", – рассказала порталу "Интерфакс-Туризм" пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, отметив, что число пострадавших, скорее всего, возрастет.
Тем временем, около 40 россиян, застрявших за границей, не ждали у моря погоды и повторно оплатили свой перелет из Израиля в Россию. Остальные были вынуждены на какое-то время остаться в стране – в посольстве РФ в Израиле сообщили, что клиентов "Идеального мира" временно отвезли в православный монастырь Петра и Тавифы в Яффо (Тель-Авив).
Федеральное агентство по туризму РФ (Ростуризм) открыло "горячую линию" для обращений пострадавших (они могут звонить по московскому номеру 8(985)226-82-71). Кроме того, в ситуацию вмешался и Роспотребнадзор, представители которого должны были "в рамках законодательства о защите прав потребителей заниматься этой проблемой".
Московское управление ведомства инициировало проведение расследования и настаивало на возбуждении дела по ч.1 ст. 14.4 КоАП РФ (оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг).
"По словам израильского министерства туризма, компания "Идеальный мир" в течение пяти лет работала без каких-либо проблем и считалась надежной. В среднем объем турпотока компании составлял около 5 тыс. человек в год", – рассказал Interfax-Russia.ru руководитель пресс-службы Ростуризма Олег Моисеев.
"Могу сказать, что это была небольшая фирма, каких тысячи. После "Ланты" и "Капитала" (действительно крупные рейтинговые игроки, влиявшие на погоду на рынке), даже крах маленькой компании привлекает повышенное внимание. Хотя раньше таких случаев было очень много. Но, насколько мне известно, компания активно привлекала клиентов на скидочных сайтах, предлагая дешевые туры в Израиль - декларировалась скидка 50%. По моему мнению, это изначально должно было насторожить туристов. Таких скидок от стоимости тура в туризме в принципе быть не может", – сообщил Interfax-Russia.ru главный редактор портала Tourdom.ru Дмитрий Даниленко.
То, что компания продавала туры с большой скидкой (до 50%) подтвердила и пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.
"На это и поддались многие клиенты туркомпании, совершенно не думая о том, что реально туры в Израиль так дешево стоить не могут", – пояснила Ирина Тюрина агентству "Интерфакс-Туризм".
Ищите женщину
По данным Ростуризма, турфирма была застрахована в "Росгосстрахе" на 30 млн рублей – учитывая небольшое число пострадавших, этой суммы вполне хватало для покрытия ущерба. Однако история получила неожиданный поворот: страховая компания "Росгосстрах" заявила, что страховала турфирму "Идеальный мир" с 2007 до мая 2011 года, после чего контракт был разорван, поэтому о возмещении ущерба за их счет не может быть и речи.
В свою очередь, глава правового департамента Ростуризма Изо Арахамия пояснила, что туроператор предоставлял в Ростуризм оригинал договора с "Росгосстрахом" в мае 2011 года, поэтому в ведомстве не возникало вопросов на этот счет.
Как пояснил руководитель пресс-службы Ростуризма Олег Моисеев, компании, заключившие договор, должны урегулировать все свои вопросы между собой, а расторжение договора должно проводиться через суд.
"У нас нет оснований сомневаться в подлинности договора турфирмы "Идеальный мир" со страховой компанией Росгосстрах, пока нет заключения экспертизы", – рассказал Interfax-Russia.ru Олег Моисеев.
"Если договор был подделан, то это предмет рассмотрения правоохранительных органов, а если это действительно оригинал документа, то мы совместно с органами страхового надзора будем выяснять, насколько добросовестно выстраивались отношения между представителями компании "Росгосстрах" и руководством туроператора "Идеальный мир", – пояснил порталу "Интерфакс-Туризм" замглавы Ростуризма Евгений Писаревский.
Он также рассказал, что в 2007 году в федеральном реестре туроператоров числилось три юрлица, работавших под брендом "Идеальный мир". Но из-за непредоставления сведений о наличии финобеспечения на новый срок в 2009 году из него было исключен ООО "Идеальный мир", а в 2011 году ООО "Агентство "Идеальный мир".
"Третье юрлицо (ООО "Туристическая компания "Идеальный мир") в прошлом году предоставило оригинал договора со страховщиком "Росгосстрах" о продлении фингарантий на срок с сентября 2011 года по сентябрь 2012 года, документ был рассмотрен и принят, так как не было оснований для отказа. Никаких заявлений относительно взаимодействия туроператора и страховщика в ведомство после этого не поступало", – отметил замглавы Ростуризма.
В прокуратуру обратился и "Россгосстрах", который настаивал на проверке подлинности полиса, предоставленного Ростуризму.
К тому времени турфирма уже фактически прекратила свою деятельность: с офисов были скручены таблички с ее названием, продажи туров были заморожены, а владельцы фирмы не отвечали на звонки. Более того, как рассказала агентству "Интерфакс - Туризм" пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, вероятнее всего, владелица фирмы Татьяна Кавалерова скрывается в Израиле.
Это дало повод полиции провести в офисе фирмы обыск и изъять финансовые документы, "подтверждающие мошеннический характер действий ее руководителей". По данному факту столичная прокуратура возбудила уголовное дело по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере). В отношении исчезнувшей главы "Идеального мира" было возбуждено уголовное дело по ст. 159 УК РФ (мошенничество), а расследование дел взяла на контроль московская прокуратура.
Пора что-то менять
Задолго до истории с "Идеальным миром" эксперты предлагали модернизировать существующее туристическое законодательство, однако меры так и не были приняты.
По мнению специалистов, изменить ситуацию можно, предприняв конкретные шаги – например, внести изменения в законодательство, создать единую информационную базу, в которой можно проверить, действительно ли участник рынка имеет необходимые финансовые гарантии. Кроме того, необходимо расширить полномочия Ростуризма, поскольку сегодня ведомство не имеет права применять к нарушителям какие-либо санкции.
Главный аналитик "Интерфакс-ЦЭА" Анжела Долгополова полагает, что "ситуация с "Идеальным миром" выявила множество несовершенств в законодательной и нормативной защите интересов туроператоров".
"Есть обязанность туроператоров страховать ответственность за исполнение обязательств, но, как выясняется, ее можно имитировать, а наказание за неисполнение требований закона неочевидно. Есть лимит гарантий в 30 млн рублей и обязательства туроператора "Идеальный мир" всего на 2 млн рублей, но от этого никому не легче, если нет страховой или иной финансовой защиты. Наконец, есть разговоры о необходимости создания гарантийных фондов в рамках профессиональных саморегулируемых объединений для финансирования экстренных расходов туристов, попавших в затруднения из-за своего туроператора, но пока такая поправка не принята. С руководителями туроператора "Идеальный мир" встретиться никому не удалось, они ускользнули и сами путешествуют где-то за рубежом", - отметила аналитик ЦЭА.
За изменение законодательства выступают члены Совета Федерации и Ростуризма, хотя некоторые эксперты и считают предложенные меры (создание саморегулируемой организации (СРО), компенсационного фонда при ней и пр.) недостаточно проработанными.
"На мой взгляд, гарантировать защиту интересов туристов СРО не может. Также как не может это сделать и действующее законодательство, предусматривающее фингарантии. На практике вы видите - обнаруживаются все новые и новые пробелы", – рассказал Interfax-Russia.ru главный редактор портала Tourdom.ru Дмитрий Даниленко.
"Во-первых, по закону таких СРО может быть сколько угодно – для создания каждого нужно только собрать вместе минимальное количество туроператоров. Тогда кто и как будет контролировать, входят ли все туроператоры в какие-либо СРО? Ведь каждое СРО будет платить только за проблемы своих членов. Да и хватит ли средств конкретного СРО, случись нечто серьезное с крупным туроператором? Во-вторых, должны быть указаны все случаи и расписаны конкретные механизмы экстренной выплаты денег из компенсационного фонда пострадавшим, иначе процедура получения компенсаций для туристов, не улетевших на отдых, превратится в волокиту, – рассказал Interfax-Russia.ru pr-директор туроператора "Южный Крест" Максим Пашков. – В-третьих, если все подобные вопросы выплаты компенсаций туристам будут решать СРО, то зачем тогда нужны существующие сейчас туроператорские финансовые гарантии? Во всем мире существует или одно, или другое. Нужно не создавать десяток вариантов фингарантий, СРО, банковских депозитов и пр., а сделать так, чтобы хотя бы один из этих механизмов нормально работал".
По мнению экспертов, единственное, что сейчас могут предпринять клиенты "Идеального мира" – обратиться в правоохранительные органы с заявлением о мошенничестве. Впрочем, это не дает гарантий, что ущерб им будет возмещен.
"Учитывая, что руководство турфирмы скрывается где-то за рубежом, их поиск будет весьма долгим, а получить с них что-то – будет крайне затруднительно, если вообще возможно. Вся проблема в том, что механизм туроператорских финансовых гарантий до сих пор до конца не доработан и имеет массу откровенных слабых мест, которые могут использовать недобросовестные компании", – рассказал Interfax-Russia.ru pr-директор туристической компании "Южный Крест" Максим Пашков.
В итоге все получается как в известной поговорке, и спасение утопающих становится делом самих утопающих. Между тем, клиенты "Идеального мира" не теряют времени даром и уже собираются подавать в суд не только на владельцев турфирмы, но и на Ростуризм, который "не осуществил должного контроля за деятельностью туркомпании".
Обозреватель Татьяна Кочеткова