Interfax-Russia.ru – Власти будут стимулировать россиян усыновлять детей. Для будущих приемных родителей изменят нормы площади жилья, сократят число требуемых документов и увеличат пособия.
В ответ на американские "черные списки" российское правительство приняло резонансный "антимагнитский" закон, который вызвал и у россиян, и у американцев смешанные чувства.
Закон полностью запрещает усыновление российских детей гражданами США и деятельность агентств по подбору детей для усыновления американцами. Авторы "антимагнитского" закона убеждены, что соотечественникам нужно прекратить "продажу" сирот за океан и самим активнее их усыновлять. Противники документа (в их числе и некоторые дети, оставшиеся без родителей, и дети-инвалиды) считают, что парламентарии одним росчерком пера лишили сирот последней надежды на обретение семьи и необходимое лечение. Эксперты же менее категоричны. Например, по словам детского омбудсмена Павла Астахова, документ запрещает американским семьям только усыновление сирот из РФ, в остальном же все остается по-прежнему. И разнообразные социальные программы (в том числе, учеба и лечение за границей) сохраняются.
Кроме того, дети, усыновление которых разрешил российский суд до начала 2013 года (их около 150 человек), все-таки смогут покинуть Россию.
"С апреля 2010 года (когда мы обсуждали историю Артема Савельева) мы говорим, что нужно ввести мораторий на иностранное усыновление. К сожалению, это случилось позже", – заявил журналистам Павел Астахов, отметив, что в течение первых двух лет многие сироты из РФ, усыновленные американскими парами, по разным причинам переходят в другие семьи. А некоторые из них и вовсе оказываются на специальных ранчо, куда привозят детей, от которых отказались приемные родители.
Кстати, из иностранцев чаще всего российских сирот усыновляют не американцы, как думают многие, а граждане Италии и Испании. И в большинстве своем они принимают в семьи здоровых детей в возрасте до 3 лет.
Это подтверждает и статистика, согласно которой в 2011 году в иностранные семьи отправились около 3,4 тыс. российских детей, оставшихся без родителей (176 из них были инвалидами). В то же время, россияне за год усыновили 7,4 тыс. детей, в том числе более тысячи инвалидов.
Частично такие результаты связаны с дороговизной усыновления для иностранцев, которые оплачивают услуги агентств по усыновлению. Кроме того, в некоторых регионах РФ, например, в Пермском крае, иностранное усыновление вообще запрещено.
Причины повременить с усыновлением есть и у россиян: во-первых, сама процедура усыновления занимает достаточно много времени. К тому же, некоторые справки приходится получать по несколько раз, потому что срок их действия истекает еще до того, как будут собраны все необходимые документы.
Например, будущие приемные родители должны предоставить медицинскую справку о своем здоровье, которая, в зависимости от региона, стоит от 186 до 560 руб. и действует в течение трех месяцев. А сама процедура усыновления может растянуться почти на год.
"Усыновление должно стать разумнее. Потому что существующие требования ставят будущих усыновителей в нелепое положение. Например, требование о предоставлении справки о соответствии жилых помещений санитарно-техническим правилам и нормам. Хотя таких требований к жилым помещениям нет физически. Поэтому в каждом регионе выкручиваются по-своему: где-то достаточно принести акт обследования жилищно-бытовых условий, где-то справку о состоянии жилых помещений", – рассказала Interfax-Russia.ru председатель правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Марина Гордеева.
Во-вторых, многим мешают общественные стереотипы – например, сирот априори считают агрессивными детьми с плохой наследственностью. А желание пары взять приемного ребенка и вовсе связывают с жаждой наживы и весьма изощренным способом получить жилье.
"По итогам соцопроса, который мы заказывали в 2011 году, выяснилось, что общество милосердно по отношению к сиротам и детям-инвалидам. Но люди готовы помочь рублем, а не собственным участием. Я не говорю, что нужно начать "демобилизацию под усыновление". Люди не хотят воспринимать сирот как равных. Более того, многие воспринимают их как угрозу своим детям", – пояснила Марина Гордеева.
По ее словам, чтобы россияне не боялись стать приемными родителями, нужно не только изменить отношение общества к сиротам, но и упростить процедуры усыновления.
"Процедуры должны быть устроены разумно – это не значит, что контроль снимается. Ведь нужно исходить не из удобства взрослых, а из интересов детей", – отметила собеседница Interfax-Russia.ru.
Того же мнения придерживаются и члены партии "Единая Россия". По словам секретаря Тюменского регионального отделения партии Андрея Артюхова, можно было бы увеличить срок действия медицинского заключения о состоянии здоровья родителей до шести месяцев. Сократить период оформления справки об отсутствии у будущих приемных родителей судимости до 10 дней. А справку о соответствии жилья усыновителей санитарным и техническим правилам и вовсе исключить из списка обязательных документов.
Еще одна загвоздка заключается в том, что функции по сбору информации о детях-сиротах распределены между различными ведомствами.
"К сожалению, из-за того, что у нас нет единого федерального ведомства, которое занимается проблемами детей-сирот, эти функции распределены на 19 федеральных ведомств. На мой взгляд, Минобрнауки должно в режиме онлайн отслеживать все эти цифры (количество детей-сирот – ИФ), тенденции, которые сегодня есть в сфере защиты сирот. Тем не менее, цифры тяжело собираются", – пояснил уполномоченный по правам ребенка РФ Павел Астахов.
Впрочем, предложение создать в РФ структуру, которая объединит те самые ведомства и будет заниматься проблемами детей-сирот, звучит уже не в первый раз. Впервые об этом заговорили еще в 2010 году, но дальше разговоров дело не пошло.
"Сегодня мы не можем оперативно собрать данные о всех детях (150 человек - ИФ), которые должны выехать в США, так как Минобрнауки перегружено. Эта информация распределена по 19 федеральным ведомствам, и чтобы она была упорядочена, возник вопрос создать федеральное агентство, министерство – не важно, как это будет называться", – заявил Павел Астахов.
По его словам, аналогичные организации есть в Европе. Например, в Италии этими вопросами занимается министерство женщин и равноправия семьи, а в Норвегии – министерство по делам семьи. В РФ подобную структуру предложили создать члены думского комитета по делам семьи, женщин и детей.
"Была идея заместить его (структуру, которая будет заниматься делами сирот - ИФ) комиссией по делам несовершеннолетних, где представлены все эти 19 ведомств. Но комиссия собирается раз в полгода", – рассказал детский омбудсмен, пояснив, что пока функции этой организации исполняет команда уполномоченного при президенте по правам ребенка из 20 человек.
Сам омбудсмен и многие эксперты выступают за появление такой организации в России.
Например, по словам президента межрегионального союза выпускников детских домов и интернатов Анатолия Рабиновича, организация должна быть не просто узкоспециализированным агентством по делам сирот, а полноценным министерством по делам семьи и детей. Он также призвал российские общественные организации объединиться и создать коалицию в поддержку детей. И заявил, что возглавляемая им организация могла бы подготовить проект федеральной программы "Россия без сирот", сформулировать обоснование о необходимости создания федерального министерства по делам семьи и детей и "до конца января 2013 года рассмотреть вопрос о создании в структуре правительства РФ правительственной комиссии по делам детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, и выпускников детских домов и интернатов".
Однако данную инициативу не поддерживают в министерстве финансов, которое считает лишним тратить деньги на подобное ведомство.
"В администрации знают о предложении Астахова и депутатов, и некоторых противоречиях с финансовым ведомством. Также мы понимаем, что создание федерального агентства, которое сможет помочь детям, это важнее, чем экономия средств Минфином, поэтому склоняемся к поддержке предложений законодателей и омбудсмена, – подчеркнул источник "Известий" в администрации президента. – Сейчас все находится на уровне желания создания подобного органа со стороны Астахова, но какой-то определенной программы нет. Поэтому нельзя сейчас говорить об официальном ответе Минфина по данному вопросу".
Кстати, непростой для РФ вопрос усыновления стал одним из тех редких случаев, когда слова экспертов и чиновников все же обернулись в конкретные предложения.
В конце декабря президент РФ подписал указ о "Мерах по защите детей-сирот". Среди прочего он предусматривает снижение норм площади жилья для будущих усыновителей, сокращает число необходимых документов и вообще упрощает процедуру усыновления. Усыновителям детей-инвалидов, второго и последующих детей должны быть предоставлены налоговые льготы и увеличены единовременные пособия. Также будет введена система тщательного контроля за качеством медосмотров сирот в детских учреждениях и приемных семьях и усовершенствована система медицинской помощи (в том числе и высокотехнологичной). Кроме того, правительство разрабатывает стратегию "Россия без сирот", частью которой станет данный указ.
Но сделает ли это усыновление более привлекательным для россиян? Ведь, согласно опросу ВЦИОМ, 81% респондентов (из 1 тыс. 600 опрошенных) до сих пор не готовы стать приемными родителями. И вряд ли льготы и выплаты заставят их изменить свое мнение.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".