Россия / Точка зрения 22 ноября 2011 г. 16:56

Приговорили к свободе

Interfax-Russia.ru – Поставлена точка в деле летчиков российской компании Rolkan – пересмотрев предыдущее решение, таджикский суд отпустил их на свободу прямо в зале суда.

Инцидент с двумя летчиками российской авиакомпании Rolkan, арестованными в Таджикистане еще в мае 2011 года и приговоренными каждый к 8,5 годам тюремного заключения, мог свести на "нет" партнерские отношения России и Таджикистана. К счастью, ситуация стала развиваться по более позитивному сценарию, и вскоре об инциденте забудут.

Ответ ассиметричный

Ситуация с самолетами авиакомпании Rolkan вышла по меньшей мере двусмысленной. С одной стороны, летчики компании - россиянин Владимир Садовничий и гражданин Эстонии Алексей Руденко, – якобы, нарушили не только правила международных полетов, ограничившись устной договоренностью с принимающей стороной и посадив самолеты вопреки отказу диспетчера аэропорта Курган-Тюбе. Они еще незаконно пересекли границу Таджикистана и были уличены в контрабанде – на борту одного из лайнеров нашли запасной авиационный двигатель, который, ни много, ни мало, признали грузом вне закона. Все это власти Таджикистана посчитали поводом для возбуждения уголовного дела, и после полугодового расследования летчиков приговорили к тюремному заключению.

С другой стороны, поведение России вызвало нарекания правозащитных организаций и эстонских чиновников. Во время задержания летчиков в Таджикистане 12 марта и последовавшего через месяц ареста делу, по-видимому, не придавали особого значения, а реакция России последовала только после предъявления обвинения пилотам. Хотя, не нужно забывать, что доля вины лежит и на самой компании Rolkan, владельцы которой тянули с обращением в российское посольство, надеясь на мирное разрешение ситуации.

"Мы, действительно, думали, что никаких серьезных проблем не будет, и нас отпустят. И только примерно через месяц, когда мы поняли, что речь идет об уголовном преследовании, и над пилотами нависла реальная угроза, мы обратились в наше посольство", - сообщил "Интерфаксу" гендиректор компании Rolkan Сергей Полуянов. "Правда, отношение к нам со стороны сотрудников посольства нас, мягко говоря, удивило. Вот что сказал буквально один из них: мы связались с комитетом безопасности Таджикистана, нам сказали – вы виновны. Что еще?", – добавил собеседник агентства.

Однако негодование правозащитников и заинтересованных в разрешении ситуации сторон вызвало отнюдь не это. На вынесение обвинительного заключения по делу летчиков Россия ответила ассиметрично и выслала на Родину около 100 граждан Таджикистана. Кроме того, стало известно о задержании в России около 1,5 тыс. граждан Таджикистана, которых обвиняли в нарушении миграционного законодательства – у большинства задержанных не было разрешений на работу и регистрации. Однако руководство Федеральной миграционной службы России (ФМС) эти данные опровергло, заметив, что к цифрам нужно относиться внимательнее.

Масла в огонь добавило и заявление руководителя Роспотребнадзора и главного санитарного врача РФ Геннадия Онищенко о необходимости введения временного запрета на использование труда мигрантов из Таджикистана.

"Вызывает недоумение очередное заявление господина Геннадия Онищенко о якобы "повальных" случаях выявления больных ВИЧ и туберкулезом среди таджикских трудовых мигрантов, в то время как официальная статистика по данному вопросу не подтверждает его слова", – отметил первый замглавы МИД Таджикистана Махмуджон Собиров.

Нашли другое решение

Подобную политику государства осудили члены Правозащитного совета России. Они призвали остановить кампанию против выдворения нелегальных мигрантов и не нарушать права человека.

"Мы полностью признаем право государства действовать в случае незаконного преследования его граждан. Никому не пришло бы в голову возражать, если бы компетентные власти нашей страны опубликовали список должностных лиц, причастных к преследованию летчиков, запретили им въезд в РФ, арестовали бы их счета в российских банках", – говорится в заявлении правозащитников.

Впрочем ситуация с летчиками оказалась непростой и для Эстонии, правительство которой граждане обвиняли в бездействии. В ответ на это глава МИД Эстонии Урмас Паэт осуждал многочисленные заявления о неспособности государства разрешить ситуацию, настаивая на том, что Эстония, в отличие от России, не поднимает шум, но не оставляет судьбу своего гражданина без внимания.

"У Эстонии нет грубой физической силы, чтобы оказать влияние на страны, которые находятся далеко от нас, но этого и не надо. Например, я не считаю нужным высылать из России сотни таджиков. Зато у Эстонии достаточно умений и опыта, как достигать результата в сотрудничестве с другими странами, с Европейским союзом, с НАТО", - заметил министр.

Тем временем российская сторона отказалась от кардинальных мер, которые, возможно, позволили бы ей быстрее завершить процесс, но вызывали слишком много нареканий. В интервью телеканалу Рен-ТВ глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев рассказал, что дело пилотов Садовничего и Руденко не должно было дойти до суда.

"До того, как был вынесен приговор, мы получали сигналы от таджикской стороны, что все будет нормально, и до приговора не дойдет. Немножечко покажем эмоции и разойдемся", – заметил глава комитета по международным делам.

В разрешении вопроса участвовали и депутаты Госдумы, которые направили властям Таджикистана официальное заявление с призывом "прислушаться к голосу разума" и пересмотреть решение суда.

Сложно сказать, что в итоге стало переломным моментом, но после того, как дело перешло под контроль главы Таджикистана Эмомали Рахмона, освобождение летчиков стало вопросом нескольких дней.

"Относительно дальнейшего судебного разбирательства по делу российского гражданина первый замминистра иностранных дел Таджикистана Махмуджон Собиров подчеркнул, что правоохранительные органы уже рассматривают данный вопрос в рамках национального законодательства и международных обязательств Республики Таджикистан, и в скором времени будет принято соответствующее решение", – говорится в сообщении, размещенном на сайте МИД Таджикистана.

22 ноября суд Хатлонской области рассмотрел кассационную жалобу пилотов, каждый из которых был осужден на 8,5 лет. По новому решению суда срок наказания сократили до 2,5 лет. Благодаря закону об амнистии, принятому еще в августе, его повторно "урезали" еще на два года. Таким образом, с пилотов российской компании Rolkan не сняли обвинения, но срок их заключения составил всего 5 месяцев. Учитывая, что они провели в тюрьме около полугода, осужденных отпустили на свободу прямо в зале суда.

"Это, конечно же, большой успех. Считаем, что с освобождением нашего гражданина восторжествовала справедливость", – заявил "Интерфаксу" источник в МИД России.

Зачитывая приговор, судья Алишо Курбонов сказал, что суд счел приговор нижестоящей инстанции излишне суровым, поэтому он был пересмотрен. При этом судья сообщил, что решение о конфискации самолетов остается в силе.

Родственники и сами пилоты благодарили всех, кто помог им добиться справедливости.

"Я понял, что Россия со мной и благодарен президенту, правительству и всем, кто за нас болел", – заявил пилот Владимир Садовничий.

Однако глава Общественного комитета в защиту пилотов Анатолий Кучерена заявил "Интерфаксу", что он не доволен принятым решением.

"С одной стороны, конечно хорошо, что летчики освобождены, и они возвратятся на родину. С другой стороны – я не доволен тем, что обвинительный приговор оставлен в силе. Хотя если учесть, что приговор значительно смягчен, выходит не все в порядке с доказательствами их вины", – подчеркнул адвокат.

Дело маленькой авиакомпании, которая перевозила гуманитарные грузы, и двух летчиков, ставших заложниками ситуации, получило слишком большую огласку. Возможно, поэтому смягчение приговора было столь ожидаемым. Однако действия России привели к тому, что отношения между странами, несмотря на заверения дипломатов, изменились. Посол Таджикистана в России Абдумаджид Достиев заметил, что рано или поздно ситуация войдет в обычное русло, но "кое-что было упущено".

Обозреватель Татьяна Кочеткова