Interfaх-Russia.ru – Закон, запрещающий рекламу слабоалкогольных напитков в интернет-СМИ, принят в первом чтении. Однако эксперты усомнились в возможности его применения на практике.
В международный День защиты детей 1 июня исследовательский портал Superjob.ru спросил россиян, от чего нужно защищать детей? Результаты оказались неожиданными, поскольку больше всего респондентов высказалось за их защиту от насилия (18% из 1600 опрошенных), негативной информации и произвола властей (по 12%), оставив защите от вредных привычек почетное третье место рейтинга (11%).
Между тем, проблема курения, наркомании и пристрастия молодежи к алкоголю все чаще привлекают внимание властей. Очередным шагом на пути искоренения вредных привычек стала инициатива депутатов Госдумы увеличить штрафы за продажу алкоголя несовершеннолетним и запретить рекламу слабоалкогольных напитков, в том числе и пива, в интернет-СМИ.
По мнению одного из авторов проекта, первого замсекретаря президиума генсовета "Единой России" Сергея Железняка, сайты, позиционирующие себя как СМИ, должны отвечать за размещенную на них рекламу.
"Именно молодые люди больше всего подвержены вредному воздействию внешней среды, именно дети должны быть максимально ограничены от информации, которую они, в силу возраста, не могут полностью оценить", – рассказал парламентарий, пояснив, что производители пива в рекламных роликах и баннерах ориентируются напрямую на молодых людей.
"Это и ситуации, в которых оказываются герои рекламы, и дизайн упаковки, и апелляция к моде", – считает депутат. Кроме того, молодые люди все чаще покупают слабоалкогольные напитки из-за их относительной дешевизны и разнообразия вкусов. 25 мая в Госдуму внесли законопроект, запрещающий рекламу слабоалкогольной продукции в интернет-СМИ. Его авторы - депутаты Сергей Железняк, Мария Кожевникова, Ирина Роднина, Игорь Руденский и Ирина Яровая – предлагали запретить рекламу слабоалкогольной продукции, содержащей менее 5% этилового спирта, в интернет-изданиях. И если предложение будет одобрено, изменения внесут в одну из статей закона "О рекламе".
Авторы законопроекта напомнили, что сейчас реклама алкогольной продукции запрещена на первой и последней страницах печатных СМИ, телевидении и радио, рекламных конструкциях, на всех видах транспорта, в детских, образовательных, медицинских и подобных учреждениях, а также на расстоянии ближе чем 100 метров от них. С 23 июля рекламу алкоголя запретят также в аэропортах, на железнодорожных и автовокзалах, за исключением мест розничной продажи алкогольной продукции.
"Законопроект нацелен на будущее, потому что с 23 июля 2012 года вступает в силу положение о том, что реклама алкогольной продукции с содержанием 5 и более процентов этилового спирта разрешается в интернете, а для продукции с содержанием менее 5% сфера интернета не отрегулирована", – пояснил депутат Игорь Руденский, отметив, что следить за исполнением закона будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Наряду с запретом рекламы слабоалкогольных напитков в интернет-изданиях рассматривался вопрос десятикратного увеличения штрафов за продажу алкоголя несовершеннолетним. Таким образом, продавшие алкогольный напиток несовершеннолетнему должны будут заплатить штраф от 30 до 50 тыс. рублей (сейчас от 3 до 5 тыс. рублей), для должностных лиц сумма составит от 100 до 200 тыс. рублей (при нынешней от 10 до 20 тыс. рублей). Юридические лица также не уйдут от ответственности и выплатят государству от 300 до 500 тыс. рублей штрафа вместо нынешних 80-100 тыс. рублей.
Законопроекты приняты в первом чтении, и их авторы намекнули, что ко второму чтению запреты могут быть ужесточены. Например, вслед за электронными СМИ под действие закона могут попасть все интернет-ресурсы.
Впрочем, о запрете рекламы алкоголя говорят уже не впервые. Например, почти за месяц до внесения законопроекта о запрете рекламы слабоалкогольной продукции в электронных СМИ на рассмотрение Госдумы депутаты от фракции ЛДПР Игорь Лебедев и Ярослав Нилов предложили законодательно запретить любую рекламу алкоголя и табака.
"ЛДПР предлагает установить полный запрет на рекламу алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей", – сообщила партийная пресс-служба.
Авторы законопроекта, ссылаясь на заключение ВОЗ, рассказали, что опасным для здоровья считается потребление чистого алкоголя на уровне 8 литров на человека в год. В то время как на каждого жителя России (даже младенцев) ежегодно приходится около 18 литров чистого алкоголя.
"Смертность населения от причин, связанных с употреблением алкоголя, также остается очень высокой – ежегодно умирает 600-700 тыс. человек, среди всех умерших почти 30% приходится на лиц трудоспособного возраста, из них 80% – мужчины", – отметили в ЛДПР.
Лидер партии Владимир Жириновский поддержал подобные меры, предложив также ввести жесткую государственную монополию на производство, продавать спиртные напитки в специализированных магазинах, восстановить лечебные профилактории, активнее вести с молодежью воспитательную работу или вообще вспомнить былое и объявить на территории РФ сухой закон.
Впрочем, оценив благие намерения депутатов, эксперты усомнились в том, что законопроект, запрещающий рекламу пива и другой слабоалкогольной продукции в интернете, удастся реализовать.
"Нужно понимать, что даже запрет на продажу пива не значит, что его продажи уменьшатся. В Италии был пример, когда запретили рекламу алкоголя, в результате чего произошел скачок продажи алкогольных напитков. Я не думаю, что запрет на рекламу пива в сети кардинально повлияет на ситуацию с алкоголизацией, мне кажется, что это очередное лобби с какой-то стороны", – рассказал "Интерфаксу" топ-менеджер рекламной группы Group M Андрей Царский, отметив, что документ подразумевает запрет рекламы слабого алкоголя лишь в интернет-изданиях. То есть, реклама, как того и хотели депутаты, пропадет со страниц зарегистрированных в качестве интернет-СМИ сайтов, но наверняка останется на остальных площадках, не упомянутых в законопроекте.
"Если бы это была борьба за здоровье нации, то сделали бы доступными для большинства населения спортивные сооружения и качественную медицину. В странах, где потребление пива в разы больше, чем в России (Чехии, Германии, Ирландии) продолжительность жизни также на порядок выше. Значит, корень зла - отнюдь не в пиве", – рассказал Interfax-Russia.ru вице-президент Ассоциации любителей пива Олег Старухин, отметив, что антипивная компания может быть выгодна производителям крепких алкогольных напитков.
"Если потребление пива упадет, то моментально вырастет потребление водки. А сокращение потребления спиртного вообще вызовет резкий всплеск наркомании", – пояснил Interfax-Russia.ru Олег Старухин.
По мнению некоторых экспертов, запрет на рекламу слабоалкогольных напитков в интернет-изданиях выведет ее из зоны "ru" в любую другую, поскольку закон действует лишь на территории России.
"Как можно запретить рекламу пива в интернете, если сервер находится за границей? В принципе технически осуществимо все, вплоть до блокировки всех серверов в стране, но я думаю, что это не в наших условиях", - недоумевает представитель оператора медиарекламного рынка "Видео Интернешнл" Сергей Веселов.
Вопросы возникли даже у сотрудников ФАС, которая станет отслеживать соблюдение закона, если он будет принят.
"Мониторинг всего интернета – это невозможно при том штате, который у нас есть. Сплошной контроль мы ввести не сможем. Только выборочный", – рассказал "Ведомостям" заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
Интересно и другое: в 2010 году, когда региональные власти только начали запрещать продажу крепких спиртных напитков после 22:00, портал Superjob.ru выяснил, что каждый четвертый опрошенный убежден в неискоренимости пьянства в России. Респонденты также напоминали о провалах антиалкогольных кампаний и увеличении нелегальных продаж во время жесткого госконтроля алкогольного рынка. Кроме того, одной из самых действенных мер в борьбе с алкоголизмом 18% из 1800 опрошенных признали увеличение его цены, а не сокращение рекламы.
Обозреватель Татьяна Кочеткова