Россия / Точка зрения 8 июня 2012 г. 12:13

Шпион на обмен

Interfax-Russia.ru – Осужденного за шпионаж в пользу США экс-полковника ФСБ Валерия Михайлова могут обменять на осужденных в штатах россиян Виктора Бута или пилота Константина Ярошенко.

Московский окружной военный суд 6 июня приговорил полковника ФСБ в отставке Валерия Михайлова к 18 годам лишения свободы за передачу секретных сведений ЦРУ. Бывшего офицера ФСБ признали виновным в государственной измене (ст.275 УК РФ) и нанесении ущерба внешней безопасности РФ.

Примечательно, что изначально сторона государственного обвинения, настаивая на виновности Михайлова в "совершении госизмены в форме выдачи гостайны", просила назначить ему меньший срок - 13 лет и 4 месяца лишения свободы. Гособвинение также настаивало на штрафе в размере 500 тыс. рублей, конфискации недвижимого имущества, а также лишении обвиняемого воинского звания "полковник в отставке" и государственных наград.

В свою очередь сторона защиты просила ограничиться наказанием в виде 6 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима без конфискации имущества.

Суд удовлетворил требования стороны обвинения, решив при этом, что подсудимый заслуживает более сурового наказания. Несмотря на смягчающие обстоятельства - подзащитный признал вину и помог ФСБ выявить американских агентов, суд назначил Михайлову почти максимальный срок по данной статье УК. Отбывать наказание приговоренный будет в колонии строгого режима.

Из вводной части приговора стало известно, что Михайлов, 1951 года рождения, уволился с военной службы в 2007 году. Будучи гражданином РФ, он проживал в США в штате Вирджиния. По данным следствия, Михайлов в период службы в ФСБ по собственной инициативе установил контакт с представителями Центрального разведывательного управления США в Москве и передавал американской разведке сведения, составляющие государственную тайну.

Как уточняет "Коммерсант", сотрудники ФСБ, расследуя дело Михайлова, установили, что тот с 2001 до 2007 года за вознаграждение передал более тысячи копий документов, имеющих грифы "Секретно" и "Совершенно секретно", которые руководство ФСБ готовило для президента, премьера и Совбеза России.

Флешки с копиями документов он оставлял в тайниках, откуда их забирали агенты. В 2007 году, когда в ФСБ была выявлена утечка информации (по некоторым данным, удалось задержать американца, который забирал документы из тайника), Михайлов по выслуге лет уволился со службы. К тому времени, когда контрразведчикам удалось по видеозаписи и другим данным идентифицировать Михайлова как человека, сделавшего закладку в тайник, тот, сохранив российское гражданство, вместе с ближайшими родственниками перебрался в США, поселившись в городе Арлингтоне.

Выманить Михайлова из США в Россию сотрудникам ФСБ удалось только в 2010 году. 7 сентября он был задержан в своей московской квартире на Ленинском проспекте. Оказавшись в СИЗО "Лефортово", агент признал вину и рассказал, что за шесть лет сотрудничества получил от агентов ЦРУ наличными и на счет в банке более $2 млн. Около $1 млн он потратил, в том числе на недвижимость в Севастополе (две квартиры на Украине по решению суда конфискованы в пользу государства) и Арлингтоне.

Примечательно, что приговор Михайлову - уже третий в серии громких шпионских процессов за последнее время. Так, 31 мая за шпионаж в пользу США - продажу секретных топографических карт Пентагону - к 12 годам лишения свободы приговорили бывшего военнослужащего Военно-технического управления Генштаба Вооруженных сил России Владимира Лазаря.

По версии следствия, Лазарь по поручению своего сокурсника, собиравшего для разведывательного управления министерства обороны США топографические материалы, в том числе секретные, в 2008 году купил у коллекционера оптические диски, содержащие более 7 тыс. электронных изображений топографических карт территорий РФ. Скопировав на жесткий диск, Лазарь вывез их в Белоруссию, где передал посреднику.

По заключению экспертов, полученные министерством обороны США топографические карты могут быть использованы для информационного обеспечения полетных заданий для ракет всех видов базирования, а также для подготовки и проведения сухопутных операций.

Московский городской суд признал Лазаря виновным в шпионаже, приговорил к 12 годам колонии строгого режима и лишил воинского звания.

Кроме того, 18 мая Свердловский областной суд вынес обвинительный приговор сотруднику предприятия ОПК Александру Гнитееву, обвинявшемуся в шпионаже. Следствие установило, что Гнитеев, будучи сотрудником особо режимного ФГУП "НПО Автоматики им. академика Н.А.Семихатова", по заданию представителей иностранных спецслужб собирал и передавал за рубеж сведения, в том числе составляющие государственную тайну, об отечественных разработках в области ракетостроения.

В частности, он обвинялся в передаче иностранной разведке секретных сведений о системе управления новейшей морской стратегической ракетой "Булава".

Суд признал Гнитеева виновным по ст.275 УК РФ (государственная измена) и приговорил к 8 годам колонии строгого режима и ограничению свободы на 1 год - в течение года после освобождения он не имеет права менять место жительства и выезжать за пределы муниципалитета без специального разрешения. Помимо этого Гнитеев должен заплатить штраф в 100 тыс. рублей. Обжаловать приговор уралец не стал.

Эксперты считают, что серия громких шпионских процессов в России может быть связана с делом российского предпринимателя Виктора Бута. "Неожиданный всплеск активности российских контрразведчиков совпадает с многочисленными заявлениями российских властей о том, что Виктор Бут должен вернуться в Россию", - отмечает профессор Королевского колледжа в США Джозеф Фитсанакис, специализирующийся на истории спецслужб.

Этот вопрос, кстати, обсуждался в ходе недавнего визита в Россию министра юстиции – генпрокурора США Эрика Холдера. Как рассказал в интервью "Интерфаксу" начальник ГУ международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ Саак Карапетян, в ходе переговоров с Холдером затрагивалась тема осуждения в США двух россиян - предпринимателя Виктора Бута и пилота Константина Ярошенко, дела которых вызвали широкий общественный резонанс.

"Одновременно был поднят вопрос об облечении условий содержания, о возможной передаче этих граждан из США в РФ для дальнейшего отбывания наказания. Правовая база для этого есть - между Россией и США имеется договор о передаче осужденных. Американский генпрокурор заверил нас, что соответствующие поручения по этим вопросам им будут даны в неотложном порядке", - сообщил представитель Генпрокуратуры.

"Если бы у нас был запрос от России относительно того, чтобы господин Бут отбывал наказание на родине, мы бы это рассмотрели. При наличии запроса", - в свою очередь заявил Холдер в интервью "Российской газете".

Со своей стороны в МИДе заявили, что готовы к диалогу с США по вопросу возвращения осужденных россиян на родину. "В свете сказанного министром Холдером рассчитываем на честное и непредвзятое рассмотрение ходатайства адвокатов Бута в отношении условий его заключения и апелляции на приговор. Мы готовы к субстантивному разговору с целью скорейшего выхода на взаимоприемлемые решения, позволяющие вернуть нашего соотечественника на Родину, включая задействование международно-правовых механизмов", - отметил официальный представитель внешнеполитического ведомства Александр Лукашевич.

Сейчас генпрокуроры США и России обсуждают возможность отправки Бута и Ярошенко в Россию для отбывания наказания, но, если стороны не договорятся, то, по данным источников "Коммерсанта", "могут быть предложены другие варианты".

Так, по сведениям издания, Михайлов, которого в ЦРУ считают одним из самых своих успешных агентов за последние годы, надеется на то, что власти США его обменяют на кого-нибудь из русских шпионов. Подобные прецеденты уже были. Самым известным из них стал обмен в 2010 году участников провалившейся в США сети российских агентов.

На этот раз, считают источники "Ъ", в обменной операции могут быть использованы и лица, не связанные со шпионажем. Например, осужденные на 25-летний срок за торговлю оружием Бут и пилот Ярошенко, которому назначили 20 лет лишения свободы за сговор с целью контрабанды 5 тонн кокаина.

"Я считаю, что подобный обмен вполне вероятен. Американские спецслужбы всегда декларировали, что не бросают своих бывших и действующих сотрудников и готовы сделать все, чтобы помочь попавшим в беду агентам и их семьям. История с обменом 2010 года лишь подтверждает этот тезис", - говорит Джозеф Фитсанакис.

При этом он отметил, что шпионский скандал и обмен "крайне невыгоден Белому дому" на данный момент. "Но после окончания президентской кампании в ноябре этого года такой обмен вполне может состояться", - считает профессор.

Кстати, в марте прошлого года вопрос подобного обмена уже рассматривался. Тогда, как рассказывал "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах, одного из россиян, находящегося в местах лишения свободы за рубежом, собирались обменять на бывшего офицера Минобороны Андрея Хлычева, приговоренного Мосгорсудом к 18 годам лишения свободы за шпионаж. Он был признан виновным в передаче иностранным государствам секретных сведений, связанных с деятельностью российской атомной отрасли.

Пока вариант с обменом Михайлова с родственниками осужденных в США россиян не обсуждался, хотя и родные Бута, и жена Ярошенко надеются на такую возможность.

Между тем, как передавал телеканал "Россия-24", Бута переводят в тюрьму среднего режима "Мэрион", расположенную в штате Иллинойс. Это третий уровень жесткости режима из пяти предусмотренных системой наказания в США. Ранее Федеральное бюро тюрем США планировано отправить россиянина в тюрьму максимально строгого режима в городе Флоренс, штат Колорадо.

Договоренность о смягчении наказания была достигнута после трехсторонних переговоров с участием представителей суда, прокуратуры и защиты Бута.

Однако, пишет "Коммерсант", заявления защиты о "смягчении режима содержания" могут оказаться преждевременными. "USP Marion является одним из двух тюремных учреждений в США, где часть заключенных содержится в так называемых Communication Management Unit (CMU)", - сообщает издание.

По информации газеты, эти отделения были созданы в апреле 2006 года и, согласно специальному разъяснению управления тюрем, предназначены для "контроля за информацией, которую получают и передают заключенные, обвиняемые в преступлениях, связанных с терроризмом".

"Коммерсант" отмечает, что права обитателей спецблоков заметно ограничены: "Если обычным заключенным положено, как минимум, одно личное свидание в неделю, а также не менее 300 минут телефонных разговоров в месяц, то для осужденных блока CMU разрешен лишь один звонок в неделю продолжительностью не более 15 минут".

В то же время, подчеркивает издание, свидания могут проходить дважды в месяц по два часа, при этом личный контакт исключен: заключенный и его гость встречаются в комнате, разделенной стеклянной перегородкой, а беседа проходит по телефону. При этом телефонные переговоры и беседы при встречах с посетителями осужденные обязаны вести только по-английски.

"Вся переписка проходит тюремную цензуру, а письма в обязательном порядке копируются. Исключение делается только для корреспонденции, адресованной адвокатам", - добавляет "Коммерсант".

Обозреватель Анастасия Николаева