Interfax-Russia.ru – Проблема перевозки клиентов авиакомпании Wind Jet сохранится еще пару недель. Туристов доставят к месту назначения другие перевозчики, но добиться компенсаций будет сложно.
Риск беспокойно отдохнуть для российских туристов, похоже, последние годы только растет. Банкротство крупных российских туроператоров "Ланта тур вояж" и "Капитал тур", разорение популярных у россиян авиакомпаний "Континент" и "Авианова" сделали свое дело: те, кто и до этого считал отдых за границей занятием небезопасным еще раз убедились, что поездка дальше черноморского курорта может превратиться в экстремальное приключение. Более смелым оставалось только надеяться на лучшее и тщательно подходить к выбору страны, туроператора и авиаперевозчика.
Впрочем, даже это не уберегло около 500 тысяч туристов от неприятностей, связанных с банкротством итальянской авиакомпании эконом класса Wind Jet.
12 августа выяснилось, что у авиакомпании не хватает средств на покупку топлива и лоу-костер прекращает полеты. А ведь только в тот день из Катании (Сицилия) в Санкт-Петербург должны были вернуться 113 россиян.
Стараниями МИД России и Италии неприятность удалось разрешить в считанные дни – россиян временно разместили в гостинице, а 13 и 14 августа они вернулись в Питер на самолетах компании "ГТК "Россия". Тем не менее, дипломаты не исключают, что в течение двух недель у российских туристов еще могут возникнуть аналогичные проблемы. В этом случае клиенты Wind Jet должны обратиться в посольство России в Риме (телефон для связи: +393665604614, +39064941680, +39064941681, +39064941649) или генконсульство в Палермо (телефон для связи: +390916114899, +393880732880) и Милане (телефон для связи: +390248750099).
"Для компенсации пассажирам стоимости аннулированных рейсов данной компании письменные запросы в виде заказного письма необходимо направлять по адресу: Wind Jet S.p.A Via S.Giuseppe della Rena, 92, 95100 Catania, Italy", – отмечает МИД.
Кстати, итальянские власти пообещали не применять санкций к туристам, которые не успели вернуться на Родину и находятся на территории Италии с просроченными визами.
"При прохождении пограничного контроля вместе с загранпаспортом необходимо предъявить авиабилеты (или их электронные подтверждения) на несостоявшийся рейс Wind Jet", – сообщают в МИД России.
Тем временем нужно было решить вопрос, каким образом туристы, "застрявшие" в Италии из-за прекращения полетов Wind Jet, вернутся на Родину.
Обязанности авиакомпании должны были взять на себя другие перевозчики – так россиян, отдыхавших в Италии по путевкам и направляющихся в Санкт-Петербург, перевозила ГТК "Россия". А туристы, путешествующие самостоятельно, должны были за свой счет приобрести обратный авиабилет и уже в России требовать возмещения потраченной суммы.
15 августа еще 140 россиян отправилось из Ростова-на-Дону в Римини на самолете компании "ЮТэйр". Кроме того, помочь туристам готовы российские авиакомпании "Ак Барс Аэро" и "Кубань" и зарубежные Тris-Т и Blue Panorama. Договориться удалось и с New Livingston S.p.A, хотя туроператоры сомневаются, что компания, владеющая пятью самолетами, сможет полноценно заменить перевозчика, имевшего "в запасе" 12 лайнеров (ежедневно Wind Jet выполнял 25 рейсов в разные итальянские города).
"Даже при загрузке в 60% это примерно три тысячи туристов в неделю", – сообщила "Интерфакс-Туризму" исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
Из-за смены авиаперевозчика дата вылета самолетов из России сместилась на сутки и вместо субботы лайнеры отправлялись в Италию в пятницу. Из-за этого турфирмы вынуждены были перебронировать номера в отелях – а это непросто, учитывая, что в Италии сейчас "высокий" сезон. К тому же, цена билета авиакомпании "ГТК Россия" примерно на 100 евро выше, чем у Wind Jet – понятно, что разницу должны будут оплатить сами отдыхающие, и именно на эту сумму возрастет стоимость туров.
Впрочем, разорение авиакомпании было предсказуемо. К концу 2011 года долг Wind Jet превысил показатель в 10 млн евро. Позже компанию хотела приобрести известная авиакомпания Alitalia, но из-за проблем с документацией сделка так и не состоялась и вскоре лоу-костер прекратил полеты.
Все это происходило на фоне возможного ужесточения в России мер по защите туристов. Помимо возможности создания саморегулируемых организаций с общим компенсационным фондом рассматривалась возможность увеличения финансовых гарантий туроператоров и суммы туристической страховки. Однако все эти меры касаются только туроператоров и страховщиков, но не затрагивают авиаперевозчиков.
Например, в июле прошлого года стало известно об аннулировании сертификата эксплуатанта крупной российской авиакомпании "Континент". Сотни пассажиров по несколько суток оставались в аэропортах, пока следователи готовили документы, чтобы предъявить владельцу компании обвинение. По самым приблизительным подсчетам потерпевшими по делу будут признаны более 5 тысяч человек. Другой вопрос, смогут ли они добиться выплат.
Не менее резонансной была история банкротства авиакомпании "Авианова", занимавшей среди российских авиакомпаний в 2011 году 12 место по числу перевезенных пассажиров.
3 октября 2011 года компания прекратила продажу билетов, а спустя несколько дней официально прекратила полеты. По данным компании, в феврале 2012 года ООО "Авианова" выплатила пассажирам более 95 млн рублей (или 92% задолженностей) за неиспользованные билеты. Кстати, возврат средств владельцы компании назвали "жестом доброй воли и социальной ответственности перед пассажирами".
Банкротство Wind Jet ударит по российским туроператорам, которые будут вынуждены потратить дополнительные средства, чтобы исполнить свои обязательства перед туристами. По оценкам пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, из-за банкротства испанской авиакомпании туроператоры потеряют миллионы долларов – в основном из-за депозитов, которые составляют 20% от стоимости всей полетной программы.
"Банкротство – неминуемая вещь в экономике любой страны. И силами одного государства с этим не справиться. Необходимо создать что-то вроде глобальной системы защиты путешественников, и в этом должны участвовать все страны. Особенно те, в которых развит туризм. Пока туристы никак не защищены от банкротства авиакомпаний", – рассказала Interfax-Russia.ru руководитель пресс-службы Ростуризма Ирина Щеголькова.
Несмотря на это, в некоторых случаях туристы могут рассчитывать на компенсацию.
"Если мы говорим о туристах, купивших турпакет вместе с перелетом, то их защитой занимается туроператор. Для этого создаются специальные компенсационные фонды. В случае с российскими компаниями этот фонд может компенсировать компаниям расходы на возвращение туристов. Но эта система не действует, если мы говорим о зарубежной компании как Wind Jet", – пояснила руководитель пресс-службы Ростуризма.
Нелегко придется и пассажирам, которые приобрели билет на рейс Wind Jet, но не смогли им воспользоваться. Проблема в том, что у авиакомпании нет российского представительства, а вернуть деньги будет возможно только через суд. Но это значит, что истцы должны будут обращаться к итальянскому правосудию.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
.
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".