Точка зрения 16 августа 2010 г. 16:09

Вторая волна утилизации

Interfax-Russia.ru – Правительство РФ выделяет дополнительные 10 млрд рублей на продолжение программы утилизации старых автомобилей.

Программа утилизации автохлама, в рамках которой россияне могли обменять свой старый автомобиль на сертификат, дающий скидку в 50 тыс. рублей при покупке нового автомобиля российской сборки, была запущена 8 марта. Планировалось, что эксперимент завершится 1 ноября.

Программа была рассчитана на 200 тыс. сертификатов, однако уже изначально было очевидно, что на всех желающих сертификатов не хватит. В начале июня министр промышленности и торговли Виктор Христенко в ходе встречи с премьером РФ Владимиром Путиным рассказал, что лимит сертификатов на новые автомобили, выдаваемые по программе утилизации, будет исчерпан в июне, и произойдет "остановка процесса по самой программе".

К тому времени из предусмотренных программой 200 тыс. сертификатов под получение новых машин уже было зарезервировано 175 тыс. По словам министра, в день в среднем "уходило" по 2,5 тыс. сертификатов. "Если будем двигаться в рамках такой статистики, то к концу июня все 200 тыс. сертификатов будут полностью зарезервированы", - сказал он.

Со своей стороны премьер-министр согласился, что в целом программа работает эффективно и является действенным механизмом поддержки автопрома. "Считаю необходимым увеличить финансирование в этом году по этой программе еще на 10 млрд рублей и прошу представить предложения по плавному выходу из этой программы в следующем году", - заявил Путин, подчеркнув, что предложения должны подразумевать именно плавный выход из программы.

Вместе с тем глава правительства поручил Христенко продумать механизмы, которые устранили бы бюрократические проволочки в программе утилизации старых автомобилей. "Хочу обратить ваше внимание на то, что необходимо продумать совершенствование механизмов, связанных с обслуживанием граждан (по этой программе - ИФ)", - сказал Путин, отметив, что "там, к сожалению, есть проблемы бюрократического характера".

Позднее, комментируя вопрос о проблемах, которые возникли при реализации госпрограммы утилизации старых легковых машин, директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства промышленности и торговли России Алексей Рахманов рассказывал, что в министерство поступило 774 обращения, касающиеся хода реализации данной программы.

О завершении первого этапа программы по утилизации старых автомобилей Минпромторг отчитался 21 июня. Как сообщил журналистам директор департамента автопрома министерства, к этому моменту Минпромторг РФ выдал почти 200 тыс. запланированных свидетельств. При этом, по его словам, более 161 тыс. свидетельств пришлось на долю продукции ОАО "АвтоВАЗ", а из общего числа проданных автомашин в рамках программы 10% пришлось на Москву и Санкт-Петербург.

"Завтра, послезавтра мы начинаем второй этап программы", - сказал Рахманов, отметив, что документы по второму этапу согласованы с Минфином и министерством экономического развития, и в ближайшее время документы будут внесены для утверждения в правительство.

По его словам, второй этап программы будет проходить на таких же условиях, как и первый - будет выдано еще 200 тыс. сертификатов, а финансирование составит 10 млрд рублей. "Не видим никаких причин для внесения изменений", - сказал он. При этом Рахманов пояснил, что программа в РФ в отличие от программ в других странах работает не на ликвидацию запасов автомобилей, а на увеличение производства российскими автокомпаниями.

Директор департамента автопрома предположил, что основная часть сертификатов в рамках второго этапа - около 70% - будет выдана в 2010 году и часть - в 2011 году. "Скорее всего, основной объем выданных сертификатов (в рамках второго этапа - ИФ) придется на этот год", - сказал представитель Минпромторга.

На минувшей неделе премьер-министр Владимир Путин подписал постановление правительства о выделении 10 млрд рублей на финансирование второго этапа программы утилизации автомобилей и передал документ главе Минпромторга.

Со своей стороны Христенко назвал данное постановление крайне важным и своевременным. Он рассказал главе правительства, что Минпромторг уже приступил к реализации второго этапа утилизации, и сейчас в рамках предварительных контрактов купли-продажи зарезервировано 60 тыс. свидетельств.

По мнению главы Минпромторга, продление программы утилизации "создает понятную, надежную, прочную основу для формирования производственной программы у наших автопроизводителей, которая охватит не только этот год, но и зайдет на первый месяц следующего года". За счет этого, уверен Христенко, "всегда тяжелый переход из года в год в данном случае в этом плане будет выровнен".

Кроме того, по словам министра, продление программы утилизации "подкрепляет процесс восстановления естественного спроса на рынке". В этой связи, по мнению Христенко, важно еще и то, что утилизационная программа была запущена не в начале кризиса, а немногим позже.

"Нас за это иногда даже критиковали, но я считаю, что мы поступили абсолютно правильно, поскольку эта мера стимулировала и сопровождала не распродажу складов, которые скопились, как произошло в Европе, а сопровождала нормальный процесс заказа автомобилей нового производства", - отметил глава Минпромторга. Поэтому, по его словам, каждый покупатель имеет возможность заказать автомобиль и получить именно такой автомобиль, какой он хотел, а не тот, что остался на складе.

Говоря о динамике производства, Христенко отметил, что российский рынок постепенно восстанавливается. Так, по его словам, за семь месяцев текущего года продажи легких пассажирских и легких коммерческих автомобилей выросли на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. "9% - цифра может быть не очень существенная, но в последние месяцы, начиная с апреля, рост рынка шел двухзначными цифрами и темпами. В апреле - 20% , в июне - 45%, в июле - 48% роста по отношению к продажам прошлого года, и это уже существенная динамика", - добавил глава министерства.

При этом он отметил, что в июле все же было продано в 1,4 раза меньше машин, чем в успешном докризисном 2008 году. "Тем не менее, - констатировал министр, - постепенное восстановление спроса на рынке происходит, и, безусловно, это позитивная тенденция".

По его словам, по итогам семи месяцев производство автомобилей в России выросло больше чем на 60% по отношению к 2009 году. В результате российская автомобильная промышленность, в том числе традиционные российские и иностранные бренды, производимые на территории России, стала доминирующим игроком на российском рынке.

Причем, подчеркнул глава Минпромторга, из первых десяти наиболее успешно продаваемых в настоящее время моделей девять производятся на территории РФ. "Это, конечно, существенное достижение, которое требует закрепления и достаточно серьезных усилий", - подытожил министр, особо отметив среди мер господдержки, которые поспособствовали увеличению спроса, льготные кредиты и программу утилизации автотранспорта.

За счет продолжения программы утилизации Минпромторг РФ рассчитывает на рост авторынка на 5%. "Если второй этап программы сыграет так же, как и первый, то рынок может вырасти на 5%", - заявлял ранее директор департамента автомобильной промышленности и сельского хозяйства министерства Алексей Рахманов, отметив, что за счет первого этапа общий объем продаж вырос на 10%.

Впрочем, положительную динамику российского авторынка отмечают и зарубежные эксперты. Так, компания PricewaterhouseCoopers улучшила прогноз по продаже легковых автомобилей в России в 2010 году с 1,3 млн до 1,6 млн штук. При этом, по прогнозам компании, на докризисный уровень производства автомобилей Россия может выйти уже в 2012 году, а вот продажи могут достигнуть уровня 2008 года - более 3 млн автомобилей в год - лишь к 2016 году. Причем, по мнению экспертов, после окончания программы утилизации старых автомобилей снижения продаж, как, например, в Германии, не ожидается.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще