Interfax-Russia.ru - Суд приговорил бывшего пермского инкассатора Александра Шурмана к 8 годам колонии строгого режима.
Ленинский районный суд Перми в среду поставил точку в деле Шурмана и его соучастников, обвинявшихся в хищении 250 млн рублей Сбербанка. Подельники экс-инкассатора также были признаны виновными в ограблении в Перми инкассаторской машины Сбербанка.
Напомним, что на скамье подсудимых кроме пермского инкассатора, которому инкриминировались п. "а,б" ч.4 ст.162 УК РФ (разбой, совершенный с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, группой лиц по предварительному сговору, с применением оружия, организованной группой, в целях завладения имуществом в особо крупном размере), оказались его жена Елена Шурман, тесть Аркадий Салимжанов, а также водитель Дмитрий Худяков, помогавший перевозить похищенные деньги.
И если Салимжанову были предъявлены обвинения по п. "а,б" ч.2 ст.175 (приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем группой лиц по предварительному сговору) и ст.316 УК РФ (укрывательство преступления), то супруга экс-инкассатора и Худяков "разделили" обвинения Шурмана (п."а,б" ч.4 ст.162 УК РФ).
11 декабря дело пермского экс-инкассатора передали в суд после устранения некоторых нарушений уголовно-процессуального законодательства, выявленных прокуратурой в ходе изучения уголовного дела, а уже 29 декабря начался процесс по делу об ограблении инкассаторской машины.
На суде Шурман, его жена и Худяков признали вину лишь частично, в отличие от Салимжанова, который полностью признал себя виновным по обеим статьям.
В ходе первого заседания выяснились и некоторые подробности "ограблении века", как его окрестили за весьма внушительную сумму похищенного. Оказалось, что главный обвиняемый больше года уговаривал знакомых пойти с ним на дело. "На протяжении 2008 года Шурман неоднократно предлагал двум знакомым совершить хищение средств. Однако они отказались", - сообщила в ходе слушаний гособвинитель, заместитель прокурора Ленинского района Перми Евгения Баксанова.
Лишь после этого, по данным прокуратуры, Шурман решил привлечь к участию в ограблении свою жену, а также Худякова, с которым достаточно долго дружил. Дату "преступления века" экс-инкассатор наметил заранее, зная, что именно на 25 июня намечена перевозка значительной суммы из главного расчетно-кассового центра главного управления Банка России в Западно-Уральский банк Сбербанка России. Прокуратура также выяснила, что своему знакомому, который работал таксистом, Шурман предложил принять участие в ограблении 23 июня, а своей супруге Елене – на следующий день. Примечательно, что оба соучастника даже не подумали отказаться. Правда, в целях конспирации, Шурман сделал все возможное, чтобы супруга и Худяков не знали друг о друге.
В день ограбления Худяков прибыл к транспортному кольцу в Перми, где ожидал инкассаторскую машину и звонка Шурмана, а супруга инкассатора в это время ждала звонка мужа на работе. По данным гособвинения, группа инкассаторов получила деньги 25 июня около 10:45 утра. "Шурман уложил мешки с деньгами в виде разменных монет в специальный отсек-накопитель, а мешки с бумажными билетами банка России в нарушении служебной инструкции сложил на пол салона инкассаторской машины рядом с отсеком-накопителем с тем, чтобы облегчить их хищение и перегрузку в машину Худякова", - рассказала гособвинитель.
По словам Баксановой, во время движения инкассаторской машины Шурман, угрожая автоматом, заставил своих коллег выключить рацию, а водителя вынудил изменить маршрут движения и уехать из центра Перми в лесной массив. После этого инкассатор запер своих коллег в отсеке-накопителе, а затем перегрузил деньги вместе с Худяковым в другую машину, на которой впоследствии они и скрылись с большей частью денег.
После этого Елена Шурман забрала в лесном массиве оставленные для нее 10 млн рублей, затем отправилась в вагонное депо, где работал ее отец. Рассказав Салимжанову о разбойном нападении, она попросила его помочь спрятать деньги. Оставив у себя 1 млн, оставшиеся деньги соучастники закопали в яму в лесном массиве рядом с депо. Впоследствии Салимжанов, по данным гособвинения, также зарыл миллион в лесу. И именно эти деньги до сих пор не найдены.
"Часть денег Шурман передал лицам, которые оказывали содействие по сокрытию от правоохранительных органов", - сообщила гособвинитель.
Впрочем, подробности последующих заседаний суда не стали достоянием общественности. 12 января Ленинский районный суд Перми удовлетворил ходатайство подсудимого о продолжении рассмотрения уголовного дела в закрытом режиме на весь период разбирательства. "Во время заседаний будут затронуты вопросы моей частной, семейной жизни, поэтому я хотел бы, чтобы эти обстоятельства не стали достоянием общественности", - мотивировал свою просьбу экс-инкассатор.
В свою очередь и представитель Западно-Уральского банка Сбербанка РФ Михаил Перевалов также подал ходатайство о продолжении процесса в закрытом режиме в связи с тем, что в ходе его может быть разглашена банковская тайна.
На предпоследнем заседании - 4 февраля - сторона обвинения попросила приговорить бывшего инкассатора к 9 годам и 6 месяцам колонии строгого режима. Водителю Дмитрию Худякову гособвинитель просил дать 9 лет колонии строгого режима, жене инкассатора – 7 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 3 года, тестю – 2 года условно с испытательным сроком 2 года и штрафом в 30 тыс. рублей в пользу государства.
Однако, как сообщил агентству "Интерфакс-Поволжье" прокурор отдела гособвинителей прокуратуры Пермского края Максим Шадрин, адвокаты Шурмана, Худякова и Салимжанова попросили для своих подзащитных более мягкое наказание. А адвокат Елены Шурман попросил оправдать ее.
Итак, Ленинский районный суд Перми в среду вынес обвинительный приговор в отношении бывшего инкассатора и троих его соучастников. Самого Шурмана суд приговорил к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строго режима. К 8 годам заключения с отбыванием наказания в колонии строгого режима приговорен и водитель Дмитрий Худяков. Супруга экс-инкассатора получила 6 лет условного наказания с испытательным сроком в 3 года, а ее отец – 2 года условного лишения свободы и штраф в 20 тыс. рублей.
Из окончательного обвинения суд убрал пункт о том, что преступление было совершено организованной группой лиц (п."а", ч. 4 ст. 162 УК РФ).
Таким образом, суд признал Шурмана виновным по п. "б". ч.4 ст. 162 УК РФ (разбой, совершенный с угрозой применения насилия, опасного для жизни и здоровья, с применением оружия, в целях завладения имуществом в особо крупном размере), Худякова и Елену Шурман – также по ч. 5 ст. 33 УК РФ (пособничество). Салимжанова суд признал виновным по ч.2 ст. 175 УК РФ (приобретение имущества, заведомо добытого преступным путем), исключив из обвинения ст. 316 УК РФ (укрывательство особо тяжкого преступления).
Судья Дмитрий Вяткин, оглашая приговор, подчеркнул, что на суде Шурман признал свою вину полностью. Судья также отметил, что совершить преступление обвиняемых побудили материальные трудности.
Примечательно, что очередное ограбление инкассаторов в Приволжском федеральном округе было совершено как раз накануне вынесения приговора - в Нижегородской области. Правда, на этот раз злоумышленники не были инкассаторами и ограбили инкассаторскую машину только потому, что в ней не было водителя и почтальона-экспедитора. Воспользовавшись их отсутствием, злоумышленники разбили стекло в инкассаторской автомашине "Газель" около здания почтового отделения ФГУП "Почта России" в Сарове. Их добычей стали 790 тыс. рублей.
На этот раз преступление было раскрыто по горячим следам. Уже во вторник милиционеры обнаружили в мордовской деревне Веряц автомобиль злоумышленников. А на следующий день задержали и подозреваемых в ограблении инкассаторов – ими оказались двое мужчин и одна женщина – все жители Мордовии.
Обозреватель Анастасия Николаева