Interfax-Russia.ru – Арбитражный суд Татарстана признал "ВИМ-Авиа" банкротом. В отношении авиакомпании введена процедура конкурсного производства.
Проблемы у "ВИМ-Авиа", замыкавшей десятку крупнейших авиакомпаний России, начались весной прошлого года. В конце мая 2017 года, в преддверии сезона отпусков, "ВИМ-Авиа" начала массово задерживать рейсы. Транспортные прокуратуры нескольких регионов инициировали проверки, Росавиация вызвала "на ковер" руководство компании.
Свои проблемы перевозчик объяснил нехваткой широкофюзеляжных самолетов: часть из них вовремя не пришли с планового ремонта, часть новых судов не поставил лизингодатель. "ВИМ-Авиа" пообещала сократить чартерную программу, сфокусировавшись на "регулярке". По оценке Ассоциации туроператоров России, из-за сокращения чартерной программы авиакомпании на отдых не смогли улететь почти 100 тыс. туристов.
А в конце сентября 2017 года базовый для "ВИМ-Авиа" аэропорт "Домодедово" отказался обслуживать рейсы перевозчика в связи с накопившимися долгами за топливо, которые достигли более 500 млн рублей.
Минтранс собрал оперативный штаб для развоза пассажиров проблемной авиакомпании. Тем временем ее совладелец Рашид Мурсекаев заявил, что средств для продолжения деятельности не осталось, и вскоре покинул Россию, предположительно отправившись в Турцию.
Рейсы "ВИМ-Авиа" перевели во "Внуково". В свою очередь Росавиация вроде бы приняла решение об ограничении сертификата эксплуатанта компании, хотя официальной публикации приказа ведомства так и не последовало. Однако затем, оценив финансово-экономического состояние "ВИМ-Авиа" на основе сданной бухотчетности, контролирующее ведомство пришло к выводу о благополучном состоянии авиакомпании.
Между тем президент РФ Владимир Путин за ситуацию с авиаперевозчиком публично раскритиковал вице-премьера Аркадия Дворковича и главу Минтранса Максима Соколова, объявив ему неполное служебное соответствие. За этим последовал ряд поручений по усилению финансового контроля авиакомпаний, а также кадровых решений.
Так, в октябре прошлого года генпрокуратура предложила Минтрансу рассмотреть соответствие занимаемым должностям главы Росавиации Александра Нерадько и его заместителя Олега Клима. В следующем месяце пост замглавы министра транспорта покинул Валерий Окулов, более восьми лет курировавший в ведомстве гражданскую авиацию. Еще через месяц выговор от главы правительства Дмитрия Медведева получил замглавы Росавиации Олег Сторчевой.
К концу прошлого года сертификат эксплуатанта "ВИМ-Авиа" был ограничен, самолеты возвращены лизингодателям, большая часть работников уволилась. До приостановки операционной деятельности парк "ВИМ-авиа" насчитывал 29 самолетов, из них все, кроме шести собственных Boeing-757-200, были в операционном лизинге (речь идет о Boeing-777-300, 777-200, 767-300, 757-200 и Аirbus 319-111, 330-200).
Возбудивший уголовное дело против владельца авиакомпании СКР в декабре 2017 года констатировал: "Фактически компания "ВИМ-Авиа" под руководством Мурсекаева представляла собой мошенническую схему в виде пирамиды".
"Ее руководители тщательно скрывали убытки, указывая в документах бухгалтерской отчетности заведомо ложные сведения о прибыли. Это позволяло получать кредиты в банках, а также избегать ограничений в деятельности авиакомпании со стороны Росавиации. В таких условиях, зная о бедственном положении компании, Мурсекаев и его супруга с мая 2015 по сентябрь 2017 года получили более 162 млн рублей в виде заработной платы и дивидендов. При этом убытки компании к сентябрю текущего (2017) года составили более 2,5 млрд рублей", - говорилось в сообщении СКР.
По оценке следователей, в результате противоправных действий фигурантов уголовного дела компаниям-контрагентам "ВИМ-Авиа" был причинен имущественный ущерб на сумму более 782 млн рублей. На тот момент потерпевшими по уголовному делу были признаны 4 компании.
Наряду с этим Следственный комитет РФ завел уголовное дело о преднамеренном банкротстве в отношении руководства "ВИМ-Авиа". В 2016-2017 годах были заключены "явно невыгодные сделки", руководство компании выводило активы за рубеж "в пользу аффилированных организаций", указывали следователи.
"Договоры влекли огромные финансовые затраты и, как следствие, заведомо приводили к неспособности юридического лица в полном объеме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам", – сообщал СКР.
Параллельно Арбитражный суд Татарстана ("ВИМ-Авиа" была зарегистрирована в Сабинском районе республики) принимал заявления о признании авиакомпании банкротом. В ноябре прошлого года такое заявление с суммой требований в 3 млн 700 тыс. рублей подало АО "Спектр-Авиа" (Ульяновская область). Тогда же было подано ходатайство признанного банкротом банка "Российский кредит" (Москва) о вступлении в дело с суммой требований 75 млн рублей.
Месяцем раньше Агентство по страхованию вкладов, являясь конкурсным управляющим Мосстройэкономбанка, также подавало иск в Арбитражный суд Татарстана о банкротстве "ВИМ-Авиа", однако позже отозвало его, "учитывая возникшую социальную напряженность, связанную с деятельностью ООО "Авиакомпания "ВИМ-Авиа" "до определения позиции правительства".
При этом большая часть исков к авиакомпании была подана в Арбитражный суд Москвы.
В феврале Арбитражный суд Татарстана признал обоснованным заявление о признании банкротом "ВИМ-Авиа". В отношении должника была введена процедура наблюдения и утвержден временный управляющий.
В свою очередь в сентябре кредиторы "ВИМ-Авиа" приняли решение обратиться в Арбитражный суд Татарстана с ходатайством о признании авиакомпании банкротом и введении в отношении нее конкурсного производства.
"По итогам наблюдения сделан вывод о невозможности восстановления платежеспособности, и не поступило предложений по финансовому оздоровлению. Предложения со стороны должника о заключении мирового соглашения также не поступало, поэтому единственный вариант был - конкурсное производство", - сообщила временный управляющий авиакомпании Мария Булатова журналистам после собрания кредиторов.
Согласно материалам к собранию кредиторов, общий размер их требований, включенных в реестр на дату проведения первого собрания (19 сентября), составлял 15 млрд 600 млн рублей. При этом, по данным бухгалтерской отчетности на 31 декабря 2017 года, стоимость основных средств авиакомпании составляла 2 млрд 100 млн рублей, остаточная стоимость нематериальных активов – 336 млн 400 тыс. рублей, а стоимость запасов – 7 млн 200 тыс. рублей.
Вместе с тем к сентябрю текущая задолженность по зарплате в "ВИМ-Авиа" была погашена за счет возмещения из бюджета акцизов и НДС, а размер реестровой задолженности по зарплате составил 329 млн рублей.
Арбитражный суд Татарстана на заседании 26 сентября признал "ВИМ-Авиа" банкротом. В отношении должника введена процедура конкурсного производства на 4 месяца.
Ходатайство о введении конкурсного производства подала временный управляющий "ВИМ-Авиа" Мария Булатова, пояснив, что финансовое оздоровление компании невозможно. Представители кредиторов ходатайство поддержали.
Арбитражный управляющий "ВИМ-Авиа" также обратилась в Следственный комитет с заявлением о преднамеренном банкротстве.
"Документы поданы в Следственный комитет в Москве, они соответственно направят в следственное управление СКР по республике Татарстан. В течение 3 лет совершались сделки, которые в совокупности могли привести к банкротству. Выявлено 122 листа фактов, в них фигурируют разные суммы, разные сделки, разные основания (…) Речь идет о сотнях миллионов рублей", – рассказала журналистам Булатова.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"