Поволжье / Точка зрения 22 ноября 2010 г. 17:09

Сдаю в аренду замок, недорого…

Interfax-Russia.ru – Чиновница из Марий Эл попалась на сдаче в аренду для проведения свадеб исторического памятника федерального значения – замка Шереметьева.

В Марий Эл перед судом предстанет руководитель отдела культуры, физкультуры и спорта администрации Юринского района республики 52-летняя Ирина Костерина. Медведевский межрайонный следственный отдел следственного управления Следственного комитета по Марий Эл на днях завершил расследование возбужденного в отношении чиновницы уголовного дела по ч. 1 ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями).

По версии следствия, Костерина незаконно сдавала в аренду одну из главных достопримечательностей Поволжья - усадьбу Шереметевых в Юрино.

Шереметьевский замок - единственный замок в Поволжье - является памятником архитектуры и охраняется государством. В 1812 году село Юрино купил богатейший помещик Нижегородской губернии Василий Шереметьев, внучатый племянник графа Шереметева, фельдмаршала Петра I. В 1880 году в селе по проекту немецкого архитектора Рудольфа Мюллера был построен замок в стиле поздней неоготики. В разработке проекта замка участвовали архитекторы Александр Штерн, Альфред Барланд, Александр Корш, над проектом также работал архитектор Павел Малиновский, построивший Храм-на-крови в Петербурге.

Общая площадь замка с парком - более 45 га. После революции здесь располагались санаторий, дом отдыха, в годы Великой Отечественной войны в замке размещался госпиталь. В настоящее время часть здания используется под гостиничный комплекс для туристов.

Часть этого архитектурного ансамбля – а именно фрагмент крепостной стены Западных ворот замка Шереметьева и его усадьбы – и сдавала в аренду для проведения свадеб предприимчивая чиновница. Как рассказал Interfax-Russia.ru руководитель Медведевского межрайонного следственного отдела Анатолий Крылов, в 2009 году Костерина разместила в интернете объявление о предоставлении части замкового комплекса для проведения свадеб и других праздничных мероприятий.

Причем, по словам Крылова, за аренду "кусочка памятника" просила чиновница не много - в основном мероприятие на территории Шереметьевской усадьбы обходилось "арендаторам" в 4-5 тыс. рублей, а максимальная сумма, которую за один раз удалось выручить Костериной, всего 12 тыс. рублей.

Как пояснили Interfax-Russia.ru в СКП, министерство культуры, печати и по делам национальностей Марий Эл иногда арендует усадьбу Шереметьева для проведения мероприятий исключительно республиканского масштаба. Между тем о бизнесе районной чиновницы в министерстве даже не догадывались. К тому же, рассказал собеседник Interfax-Russia.ru, передача в субаренду любых площадей усадьбы категорически запрещена.

Следствию удалось доказать пять эпизодов незаконной сдачи в 2009 году в аренду этого памятника истории и культуры, объекта культурного наследия народов Российской Федерации. Заработала чиновница на своем бизнесе всего 26,2 тыс. рублей, однако теперь ей грозит до четырех лет лишения свободы.

Впрочем, в масштабах страны случаи подобного "нецелевого" использования как исторических, так и археологических памятников далеко не редкость. Так, несколько лет назад аналогичные нарушения были выявлены в московском музее-усадьбе Кусково. В ходе проверки, проведенной Счетной палатой РФ, выяснилось, что памятник истории и культуры федерального значения администрация музея использовала не по назначению. На его территории проводили различные увеселительные мероприятия, презентации и корпоративные вечеринки, причем все средства, вырученные от их проведения, шли мимо кассы музея.

В 2009 году достоянием общественности стала информация о строительстве загородного дома на территории археологического памятника - Чардымского городища. Чардымское городище - один из первых подробно исследованных памятников в Нижнем Поволжье - памятник археологии, истории, архитектуры и искусства местного значения, подлежащий охране еще в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 1960 года.

Больше года назад после проверки прокурор Воскресенского района Саратовской области внес главе администрации Елшанского муниципального образования представление с требованием устранения выявленных нарушений закона и обращения в суд с иском об изъятии земельного участка. Однако лишь в этом году Саратовский районный суд удовлетворил иск прокуратуры области, обязав двух физических лиц снести самовольно возведенные постройки, находящиеся на территории объекта культурного наследия федерального значения.

А в этом году в Лысогорском районе Саратовской области было уничтожено поселение эпохи бронзы. Специалисты Саратовского госуниверситета, проводившие плановый осмотр археологических памятников, обнаружили на месте городища 120-метровый песчаный карьер. И это лишь малая часть выявляемых нарушений.

Не случайно во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры констатируют, что состояние многих объектов культурного наследия России в настоящее время критическое - за последние 10 лет в стране погибло более 2,5 тыс. памятников, и ежегодно безвозвратно теряется еще 150-200 памятников.

По различным оценкам, в России состояние от 50 до 70% находящихся на государственной охране памятников истории и культуры неудовлетворительное, большинство из них необходимо срочно спасать от разрушения, повреждения и уничтожения. При этом большая часть памятников археологии находится в неудовлетворительном или аварийном состоянии.

Решить эту проблему, хотя бы отчасти, по мнению председателя центрального совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галины Маланичевой, может приватизация памятников. "Передача памятников в аренду частным собственникам хоть и не лучший вариант, но помогает продлить жизнь памятнику", - рассказала Interfax-Russia.ru Маланичева.

При этом, по ее словам, нет ничего предосудительного в том, что часть территории памятника будет предоставляться для проведения различных мероприятий. "Таким образом, памятник включается в жизнь", - считает собеседница Interfax-Russia.ru.

Другое дело, отмечает Маланичева, что такие мероприятия должны быть обязательно согласованы с собственником объекта, и, в идеале, все полученные от мероприятий средства должны идти на сам памятник.

Мораторий на приватизацию памятников федерального значения в России отменили в 2008 году. Необходимость приватизации объектов культурного наследия была вызвана тем, что у государства нет средств на сохранение и содержание большого числа памятников, находящихся под угрозой разрушения. Как пояснял тогда в интервью "Интерфаксу" статс-секретарь - замминистра культуры и массовых коммуникаций РФ Павел Пожигайло, приватизация подлежали в основном бесхозные усадьбы, находящиеся в руинах. "Ведь для того, чтобы восстановить все 90 тыс. подобных памятников, государству нужно потратить десятки миллиардов долларов - практически нереальную сумму!", - отмечал он.

Между тем глава Росохранкультуры Александр Кибовский не разделял уверенности в том, что приватизация спасет памятники истории и культуры от катастрофы. В частности, в интервью "Интерфаксу" он обращал внимание на то, что "культурный уровень многих представителей российского бизнеса вызывает сомнения, поэтому проводить приватизацию пока рискованно для памятников".

"К сожалению, имеются печальные примеры, когда в "неудобных" для инвестора памятниках случается пожар, или неустановленное нетрезвое лицо за одну ночь сносит объект ковшом бульдозера. А затем на столь "неожиданно" освободившемся месте быстро возникает современный элитный дом. Поэтому пока приватизация памятников таит в себе слишком много угроз, чтобы довериться ей целиком", - отмечал глава Росохранкультуры.

По его мнению, альтернативой приватизации могла бы стать, например, передача некоторых памятников в долгосрочную аренду при сохранении государственной собственности на эти объекты. "Когда памятник государственный, пользователь объекта уже не может себя вести свободно по отношению к нему", - пояснял Кибовский.

Впрочем, глава Росохранкультуры не учел того, что некоторые чиновники в России научаться делать деньги даже на государственных памятниках, как это произошло в Марий Эл.

Обозреватель Анастасия Николаева