Interfax-Russia.ru – Памятником природы в Чувашии хотят сделать дуб-долгожитель, возраст которого, по оценкам специалистов, составляет от 300 до 500 лет.
Могучий дуб-великан растет на территории Карачуринского участкового лесничества, в 4 км восточнее поселка Кшауши Чебоксарского района. Именно этот дуб, по мнению специалистов, является самым старым дубом в Чувашии. Его ствол в обхвате – почти 6 метров – оказался на 30 см больше, чем у Ильинского дуба, в 2000 году признанным памятником природы как "Старейшина чувашских дубов".
Вопрос о том, можно ли признать "Дуб-Киреметь" памятником природы, то есть особо охраняемой природной территорией республиканского значения, на месте должна решить специальная экспертная комиссия, которую в Карачуринское лесничество направило министерство природы Чувашии.
В случае признания этого великана достойным звания природного памятника, дуб-долгожитель возьмут под охрану. Режим особой охраны памятников природы подразумевает запрет всякой хозяйственной и иной деятельности, которая может нарушить сохранность объекта.
Когда-то на месте, где растет дуб, шумела Шоркинская дубрава, но в 1975 году в ходе так называемой плановой вырубки ее безжалостно уничтожили. Единственным деревом, которое осталось в живых, был этот дуб. Наверное, его пощадили лишь потому, что он священный - ему испокон веков поклонялись древние чуваши.
Священным место, где растет дуб, было выбрано не случайно. От дуба-долгожителя идет необыкновенная сила, рядом с ним растворяешься в гармонии и покое, утверждают в республиканском Минпророды: "Независимо от погоды здесь всегда ощущается состояние благодати. Уравновешивается душевное и физическое состояние". Травники называют дерево дубом-энергетом, космоэнергеты – открытым космическим порталом, знахари – священным дубом, их предки называли дерево Киреметем. Разные определения, но суть у них одна – место, где растет дуб-долгожитель, - место Силы.
Киреметь - в мифологии чувашей название категории духов, в которых превращались души почитаемых людей, а также название святилища, связанного с поклонением им. Некоторые исследователи термин "киреметь" производят от арабского слова "карамат" - "чудо", другие - от древнего названия духа или божества евразийских народов, "кермес" - низшие духи у алтайцев.
Считалось, что киреметь помогали и спасали от беды, но могли также принести и несчастье. Некоторые киреметь считались враждебными духами, и их умилостивляли жертвоприношениями. Некоторым из киреметь поклонялись все чуваши, но большинство из них были локальными духами - почитались лишь населением округи или даже одной деревни.
Для святилища выбирали местность с определенным ландшафтом. Каждая деревня могла иметь сразу несколько священных мест. В то же время на одно священное место, отличающееся определенным образом, собирались из множества деревень.
Такое священное место обычно находилось на западе от деревни (запад - мир мертвых). На нем обязательно было дерево. Дело в том, что дерево символизировало некую ось мира и осуществляло связь между мирами.
Древние чуваши очень почитали места обитания духов киремети. Мимо них старались лишний раз не проходить, там нельзя было ругаться, кричать, совершать что-либо непристойное. Считалось, что за это киреметь может наказать человека болезнью.
Примечательно, что Киреметь – это и имя бога в народной мифологии. По одним преданиям, его считали братом верховного бога, по другим - его сыном, а иногда представляли в виде женского образа.
Кстати, с именем этого бога связана и история поляны, на которой растет дуб-великан. Согласно легенде, в конце ХIII - начале XIV века известный болгаро-чуваш Ижек вывел из Золотой Орды чувашское племя, защищая древнечувашскую веру в Бога единого и сына Киреметь, и основал здесь поселение с множеством деревень. Центральное поселение позже было названо его именем – Ишаки.
Поляна, на которой растет дуб, входит в территорию, на которой планируется разместить этническое экологическое поселение "Ясна". Это этническое экологическое поселение объединяет 43 семьи, и почти у всех у них есть дети. Место, где началась реализация проекта, уникально во всех отношениях: и географическом, и геологическом, и историческом. Это красивая поляна, окруженная с трех сторон лесом и лесополосой, рядом каскад прудов. Весной 2007 года вокруг одного из них жители поселения начали создавать рекреационную зону, - высадили около 2 тыс. саженцев различных растений.
Концепция создания этнического экологического поселения "Ясна" стала лауреатом всероссийского конкурса "Деловая слава России – 2010" и республиканского конкурса "Семь чудес Чувашии" в номинации "Седьмое чудо Чувашии".
В "Ясне" планируется создать целый комплекс уникальных центров, способствующих формированию новой культуры жизни и сохранению наследия народа Чувашии. В их числе детский сад-школа по методикам педагогов-новаторов, где будут преподавать факультативный предмет "Экология жизни" для городских школьников.
Кроме того, планируется создать обучающий центр народных промыслов и театр обряда, оздоровительный центр "Здравушка", музей леса, ансамбли деревянного зодчества "Тенче Хапхи" и "Древо Жизни", парк старинных качелей, общественный центр в стиле теремов. Здесь также будут проводить мастер-классы по духовным практикам.
Продумано все для развития экологического, этнического, сельского туризма, а также для гармоничной жизни местных жителей. Во многом всему этому способствует и само место, на котором должно расположиться экологическое этническое поселение. Эта земля с большим историческим прошлым. И Дуб-Киреметь, растущий на восточной окраине этой поляны, - эксклюзивный объект всего проекта: объект для изучения, объект для восхищения, объект экскурсионного маршрута: "Священное место древних чувашей Дуб- Киреметь – седьмое чудо Чувашии".
В настоящее время дуб одиноко возвышается над округой. Вокруг него непроходимые заросли лещины. Дуб неоднократно били молнии, центральный его ствол разрушен. Однако дуб-великан активно плодоносит: вокруг него растет многочисленная поросль. Поэтому у членов некоммерческого партнерства "Ясна" есть мечта – восстановить Шоркинскую дубраву. Ведь сейчас знаменитые некогда дубравы Чувашии медленно, но верно гибнут.
Обозреватель Анастасия Николаева