Точка зрения 26 ноября 2010 г. 12:50

Территория провала

Interfax-Russia.ru – В Пермском крае решают судьбу железнодорожной станции Березники, где произошел очередной провал грунта, и под землю ушел вагон с удобрениями.

ЧП произошло 25 ноября рано утром. Как сообщает ГУ МЧС России по Пермскому краю, сообщение о проседании грунта под железнодорожными путями в районе Березников поступило в Центр управления кризисными ситуациями ГУ МЧС России по Пермскому краю в 7:55.

По информации дежурного единой диспетчерской службы города, провал произошел в 200 метрах от железнодорожного вокзала. После прохождения товарного железнодорожного состава с калийными удобрениями на путях остался один вагон, под которым просела земля. Погибших и пострадавших в результате происшествия нет.

В ГУ МЧС диаметр провала оценили в шесть метров. Между тем, по информации Свердловской железной дороги (СвЖД), образовавшаяся на путях яма достигает в глубину 20 метров, ее ширина и протяженность – по 50 метров. Причиной провала в СвЖД назвали проседание породы в зоне карналлитовых выработок.

После ЧП движение поездов через станцию Березники было приостановлено. Пока поезда идут до станции Березники-Сортировочная (поселок Железнодорожный), откуда, по заверению горадминистрации, будет организована доставка пассажиров в город и из города автобусами.

На месте происшествия работают представители оперативной группы ГУ МЧС России по Пермскому краю, комиссии СвЖД и ОАО "Уралкалий". Побывал на месте ЧП и глава Березников Сергей Дьяков, после чего в администрации города состоялось оперативное заседание комиссии по чрезвычайным ситуациям, участники которого решили обеспечить охрану территории и внимательно наблюдать за развитием ситуации.

Глава города заверил, что никакой угрозы для города и его жителей нет: "Нет и повода для панических настроений. Пока ученые анализируют причину образования полости, и продолжается ее развитие, наблюдение за ситуацией будет идти круглосуточно". По его словам, пока говорить о причинах образования полости рано, для этого потребуется анализ всех имеющихся данных.

Дьяков также пообещал, что администрация Березников совместно с железнодорожниками примет все меры, чтобы свести к минимуму возникшие неудобства в железнодорожном сообщении. "Я прошу горожан с пониманием отнестись к этим неудобствам. Мы будем постоянно информировать общественность о развитии событий. На жизнедеятельности города случившееся не скажется", - подчеркнул глава города.

Железнодорожные пути, под которыми произошел провал, примыкают к промплощадкам Березниковского шахтостроительного управления и Первого рудоуправления ОАО "Уралкалий". Поэтому контроль над участком, в том числе маркшейдерский (проявления горного давления, исследование горных ударов, сдвижение горных пород и земной поверхности, устойчивость бортов карьеров – ИФ) и сейсмический взяли на себя специалисты ОАО "Уралкалий".

"По указанию главы города нами развернута система усиленного наблюдения за данной территорией. Все имеющиеся у нас материалы мониторинга за предыдущие периоды имеются в распоряжении органов государственного надзора, специалистов Горного института Уральского отделения РАН", - заявил технический директор "Уралкалия" Александр Шумахер.

Стоит напомнить, что это не первый провал грунта над карстовой полостью, в результате которого в зоне оседания почвы оказался участок железнодорожного полотна в районе станции Березники. Предыдущий провал произошел в июле 2007 года в районе аварийной шахты ОАО "Уралкалий" (авария на руднике произошла в октябре 2006 года).

В январе 2007 года РЖД уложили временную обходную 850-метровую железнодорожную линию, а через год открыли регулярное движение по двупутному шестикилометровому обходному пути. В декабре прошлого года РЖД ввели 53-километровый участок железной дороги Яйва-Соликамск, построенный в обход шахтных полей калийно-магниевых месторождений.

Новый провал грунта в Березниках произошел под старой железнодорожной веткой, рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье" министр общественной безопасности Пермского края Игорь Орлов. "Это все над выработанной частью рудника находится. Это все давно было определено как зона риска. Поэтому и строили обходную ветку – 53 км", - отметил собеседник агентства. Кстати, по его словам, весьма велика вероятность того, что провал увеличится.

Несмотря на многочисленные заверения городских и региональных властей ситуация с провалом в Березниках вновь заставила беспокоиться жителей города. "Какого бы размера не был бы этот провал, сам факт случившегося заставит население снова задуматься об отъезде из города (…) Многие уедут, даже если скажут, что больше ни одного провала не случится...", - пишет один участников городского форума.

"Второй – это уже повторение (…) Второй – не запланированный… Какова вероятность повтора таких внеплановых?!", - спрашивает еще один форумчанин.

Кто-то задается вопросом: "Может технология строительства шахт нарушена?.. или вообще отсутствует… коли заканчивается одним – провалом". А кто-то вспоминает: "Месяца два назад один знакомый железнодорожник рассказывал о том, как в районе вокзала под ж/д-путями проседает грунт. Проседает настолько, что его приходится чуть ли не ежедневно подсыпать. Ну, вот и допроседал..."

Многие опасаются, что провал скажется на безопасности жителей, поскольку в непосредственной близости от провала находится ряд опасных производств. Между тем, крупнейшие предприятия Березников и Соликамска поспешили заверить, что провал грунта не повлиял на их работу.

Так, пресс-служба ОАО "Сильвинит" сообщила, что проседание грунта под железнодорожными путями в Березниках не окажет существенного влияния на отгрузки калийных удобрений с предприятия, так как основные объемы поставок своей продукции железнодорожным транспортом компания осуществляет по 53-километровой ветке Яйва-Соликамск, построенной в обход Березников.

О том, что проседание грунта не отразилось на работе предприятия, агентству "Интерфакс-Поволжье" сообщили и в пресс-службе ОАО "Азот", входящего в холдинг "Уралхим". "Производство минеральных удобрений, а также перевозка грузов по железной дороге продолжаются в плановом режиме", - сказал представитель пресс-службы "Азота".

В свою очередь ОАО "Уралкалий" сообщило, что проседание грунта произошло за пределами территории, на которой расположены производственные мощности предприятия. В сообщении отмечено, что объем перевозок хлористого калия по этой железнодорожной ветке составляет лишь около 300 тыс. тонн калия в год, тогда как почти 95% продукции перевозится по другому железнодорожному пути.

В пресс-службе ОАО "ТГК-9" (входит в дивизион ЗАО "КЭС" "Генерация Урала") агентство "Интерфакс-Поволжье" также заверили, что, опасности для функционирования Березниковской ТЭЦ-10 в связи с провалом нет. "Станция находится на значительном удалении от вновь образовавшегося провала, кроме того все производственные объекты ТЭЦ-10 расположены на пласте, нетронутом при разработке месторождения. В настоящее время станция функционирует в штатном режиме", - сказал представитель пресс-службы.

В администрации Березников также подтвердили, что, несмотря на ЧП, промышленные предприятия города продолжили работать в обычном режиме, однако некоторые из них были вынуждены искать альтернативу железнодорожным перевозкам. В связи с этим глава города Сергей Дьяков отметил дальновидность и своевременность строительства 53-километрового железнодорожного обхода. "Город Березники прочно и надежно связан с соседними территориями этой магистралью. Мы не отрезаны от мира, а сегодняшняя авария на резервной ветке носит локальный характер", - считает Дьяков.

Между тем, как сообщает администрация Березников, к вечеру 25 ноября размеры провала увеличились. В связи с чем на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям было решено рекомендовать владельцам гаражей гаражного кооператива "Железнодорожник-1" срочно освободить гаражи и вывести оттуда машины.

Дело в том, что этот кооператив находится в районе железнодорожных путей, где просел грунт. Комиссия по чрезвычайным ситуациям предупреждает, что с 30 ноября доступ в данный район закроют для всех, в том числе и для владельцев гаражей.

По данным администрации города на утро 26 ноября, размеры полости, образовавшейся накануне в результате проседания грунта под железнодорожными путями, за ночь не увеличились. "Все остается без изменений: следов разрушения нет, опоры в том же положении, воды в воронке нет", - рассказали "Интерфаксу" в пресс-службе администрации города, добавив, что упавший в провал вагон пока поднимать не планируют.

В настоящее время ученые проводят глубинную сейсморазведку в районе проседания грунта. Кроме того, планируется пробурить в районе провала две 30-метровые скважины для исследования керна.

Между тем уже 25 ноября вечером появились первые комментарии ученых по поводу образовавшегося провала. Так, заместитель директора Горного института Уральского отделения РАН Игорь Санфиров считает, что, скорее всего, на этом участке произошли деформации в надсоляной толще земной поверхности. "Предварительно можно говорить о том, что затопленные шахтные выработки Первого калийного рудника расположены гораздо ниже, там каких-то серьезных явлений происходить не может. Выработки давно уже заполнены насыщенными рассолами и с образовавшимся проседанием грунта не связаны. Мы проведем ряд исследований, и после этого сможем дать точный диагноз и прогноз событий. В любом случае, очевидно, что городу ничего не угрожает", - сказал Санфиров.

В свою очередь генеральный директор ОАО "Галургия" (Уральский научно-исследовательский и проектный институт галургии) Аркадий Гринберг обращает внимание на то, что грунт просел в районе железнодорожного пути, где ранее уже неоднократно наблюдались ускоренные оседания грунта. "Об этом регулярно получали информацию руководители железной дороги и государственные органы", - утверждает Гринберг.

Для уточнения причин просадки грунта, по его словам, необходимо провести, в частности, глубинную сейсморазведку и пробурить скважины, чтобы изучить строение поверхностных пород. "Только после получения результатов можно будет сказать, что это за явление. Называть эту промоину провалом, на мой взгляд, некорректно, поскольку никакой связи ее с подземными выработками не наблюдается. На территории городской застройки мы подобных явлений не прогнозируем", - успокоил жителей города эксперт.

Со своей стороны глава Пермского края Олег Чиркунов, ссылаясь на мнение ученых, предполагает, что грунт просел из-за того, что под этим местом проходит сухое русло подземной реки, которая заполнила основной провал. "Новое проседание глубиной около шести метров образовалось в полукилометре от основного провала", - пишет Чиркунов в своем блоге.

В связи с аварией на калийной шахте в Березниках пришлось построить 53-километровый железнодорожный обход, напоминает Чиркунов. "Рано или поздно старый должен был прекратить свое существование. Это и произошло", - пишет он, отмечая, что железная дорога вышла из строя не из-за расширения самого основного провала: "Он до нее "не дотянулся", весь заполнился водой, и ситуация стабилизировалась".

Вместе с тем губернатор недоумевает, как на старых железнодорожных путях оказался грузовой состав. "Последний раз разрешение на использование этого пути ученые давали летом, во время ремонта 53-км обхода. С этим предстоит разобраться", - говорит глава региона.

26 ноября в Пермский край вылетел министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев. Здесь он проведет оперативное заседание правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника на Верхнекамском месторождении в Березниках. Вместе с тем в сообщении Минприроды отмечается, что провал грунта в районе Березников не представляет угрозы экологической безопасности.

Решение о дальнейшей судьбе железнодорожной станции Березники планируется принять в начале следующей недели. Как сообщил журналистам представитель ОАО "Российские железные дороги", сейчас на месте ЧП работает комиссия, состоящая из специалистов РЖД, МЧС, ученых, а также представителей профильных ведомств, которая после комплексного обследования станции на предмет других возможных провалов и должна вынести соответствующее заключение.

Собеседник агентства, знакомый с ходом ликвидации последствий ЧП, отметил, что при негативных выводах специалистов станция может быть закрыта. "Если заключение комиссии будет указывать на необходимость закрытия станции, то это будет проведено в соответствии с законодательством РФ", - сказал он, отметив, что для этого министерство транспорта РФ должно выпустить соответствующее распоряжение. В то же время собеседник не исключил, что станцию перенесут в более безопасное место.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще