Эксклюзив 14 июля 2014 г. 14:26

Глава Западного филиала Госакваспаса Н.Шеремет: "Калининградской области нужна программа по выявлению опасных объектов, затопленных в прибрежных водах Балтики"

Глава Западного филиала Госакваспаса Н.Шеремет: "Калининградской области нужна программа по выявлению опасных объектов, затопленных в прибрежных водах Балтики"

В 2001 году в самом западном городе России, порту Балтийск было создано морское подразделение МЧС России - ФГКУ «Аварийно–спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения» (Госакваспас). С этого времени его специалисты несли ответственную службу по предупреждению происшествий и спасению людей на Балтийском море. За время существования Западного филиала сотрудники МЧС провели более 322 поисково-спасательных операций, спасли 332 человека. Однако калининградский Госакваспас выполняет и другие специальные задачи, о которых в интервью «Интерфаксу» рассказал начальник Западного филиала Николай Шеремет.

            - Николай Николаевич, недавно Западный филиал прогремел на всю страну с историей о том, что ваши специалисты будут проверять версию о нахождении в реках Калининградской области затонувших немецких мини-субмарин времен минувшей войны. Получается, что такому серьезному ведомству, как МЧС России в лице Госакваспаса не чужды, а даже интересны мифы Второй мировой?

            - Действительно, несмотря на то, что Великая Отечественная война закончилась 69 лет назад, на территории Калининградской области, которая, как известно, являлась Восточной Пруссией, еще немало неразгаданных тайн и загадок, многие из которых весьма реальны. Ведь мы до сих пор не смогли найти Янтарную комнату, которая, по одной из версий, спрятана где-то здесь. Кстати, есть версия, что ее пытались вывезти на одном из погибших судов. Часть этих тайн имеет отношение к водоемам и рекам области, прибрежным водам Балтийского моря. А это уже зона нашей ответственности и заботы, чтобы на водной глади или под ней не произошли непредвиденные чрезвычайные ситуации.

            И в этой связи поиск затонувшей мини-субмарины «Бибер» нас интересует, прежде всего, как выявление объекта повышенной опасности, а не предмета для выставки военной техники. Напомню, что вооружение этой подлодки состояло из двух 533-мм торпед или мин, а это означает нахождение под водой нескольких сот килограммов тротила, который не теряет своей взрывоопасности даже спустя десятки лет.

            Хотел бы отметить и такой важный аспект предстоящей поисковой экспедиции: у туристического потенциала Калининградской области есть все возможности, чтобы органично вписаться в международные водные пути Е-70, Е-60 и Е-41, которые проходят по ее территории, однако многие реки, Куршский и Калининградские заливы, озеро Виштынецкое не обследованы с точки зрения нахождения в них опасных объектов. И потому сегодня экипажи яхт и катеров не застрахованы от неприятностей. Мы намерены ликвидировать этот пробел.

             - Когда будет определен старт этой экспедиции?

            - На сегодня сказать затруднительно, так как у нас есть более конкретные и перспективные планы по поиску и обследованию неизвестных объектов. Так, некоторое время назад наши специалисты провели обследование незначительной части прибрежных вод Балтийской косы со стороны моря и обнаружили пять подводных объектов.

            В самое ближайшее время мы будем их изучать при помощи специального подводного оборудования, чтобы понять, какую опасность они представляют для отдыхающих на берегу косы, для судоводителей. Речь, прежде всего, идет об определении степени экологической и военной опасности такого объекта. И эта работа весьма непростая, с учетом различных факторов – плохой видимости в море, его частом волнении, больших разрушений самих объектов.

            Надо отметить и такую деталь. Протяженность российского участка Балтийской косы, а значит и морского, составляет 35 км. На сегодня Госакваспасом обследована лишь малая часть прибрежных вод, поэтому точных сведений о том, какие подводные объекты находятся рядом с косой, нет ни в российских, ни в немецких и польских архивах. В этом плане показателен такой факт: когда мы искали один из пяти данных объектов, его примерные координаты завели нас далеко на территорию Польши.

            Необходимость обследования прибрежных вод Балтийской косы обусловлена тем, что в последнее время она все больше и больше привлекает туристов и любителей морского отдыха и прогулок. При этом всем нам хорошо известно, что весной 1945 года на Frische Nehrung, так звучало немецкое название косы, проходили очень жестокие и тяжелые бои советских войск с фашистами. Такие же бои шли и в прибрежных водах, где погибали десятки кораблей, катеров и десантных средств с обеих сторон. И не учитывать этих реалий истории мы не можем.

            - Но неизвестное наследие Второй мировой войны присутствует на всей площади территориальных и экономических вод России, расположенных у побережья Калининградской области. Об этом говорит и недавний факт обнаружения советской подлодки С-4, погибшей в 1945 году в районе масса Таран.

            - Это действительно так. Кстати, поисками этой подводной лодки Госакваспас занимался предметно. Нам не хватило буквально нескольких поисковых галсов, чтобы первыми увидеть на локаторе ее силуэт.

            Если же говорить конкретно о прибрежных водах Калининградской области, то даже по открытым архивным данным России, Германии и Польши в приморских районах и на подходе к ним затоплено более 130 различных объектов, многие из которых могут представлять серьезную опасность.

            Большинство из этих подводных объектов относится к периоду Второй мировой войны, когда корабли, суда и баржи гибли от ударов авиации, артиллерии, мин и торпед. В архивах есть сведения об этих потерях, но реальные координаты нахождения на дне данных объектов разительно отличаются от документальных.

            Так, немецкие данные о месте потопления С-4 совершенно не совпадают с ее фактическими координатами. И это при том, что корпус советской подлодки имеет следы повреждения вражескими глубинными бомбами, от удара которых она погибла. Отмечу, что неправильные координаты были записаны военными моряками Германии, которые славились своей пунктуальностью и точностью.

            Перед МЧС стоит важнейшая задача – определить эти координаты, а затем, по возможности, обследовать объект, чтобы определить степень его опасности. К сожалению, в настоящее время Госакваспас имеет точные сведения о чуть более 20 подводных объектах. Именно они внесены в реестр, который утверждается в МЧС России.

            О необходимости и важности этой работы говорит такой факт. Несколько лет назад у мыса Таран затонул замснаряд «Балхаш», который по документам не содержал опасных грузов. И только подводное обследование показало, что в его танках находится такое количество топлива, которое представляет угрозу для экологии.

            Можно вспомнить и трагический случай, который произошел в декабре 2006 года. Тогда во время сильного шторма рыболовецкое судно ПТС-0212 с 6 членами экипажа не пришло в порт Светлый. В течение нескольких дней в ходе поисков на литовской стороне Куршской косы были найдены лишь два тела погибших рыбаков, затем в январе 2007 года в районе города Клайпеда (Литва) было найдено еще одно тело члена экипажа. Судьба остальных членов экипажа и самого судна неизвестна до сих пор. И это несмотря на то, что их поиски были весьма продолжительными и масштабными.

            Однако надо честно признать, что в те годы у нас не было хорошей аппаратуры для проведения поисковых подводных работ. Сегодня ситуация существенно изменилась - мы имеем на вооружении современные средства поиска и обследования подводных объектов, такие как гидролокаторы «See King», телеуправляемые подводные аппараты «Обзор-150», «Гном», а также мобильные поисково-обследовательские комплексы, оборудование проведения подводных видеосъемок и средства неразрушающего контроля.

            Но даже обладая этой совершенной техникой, мы вынуждены обращаться за помощью к тем организациям, где она еще лучше. В последнее время проводим их при помощи Атлантического отделения Института океанологии имени П.П.Ширшова РАН, который имеет очень качественную аппаратуру. Именно с ее помощью мы нашли те пять объектов в районе Балтийской косы.

            Сегодня мы можем лишь мечтать о новейшем гидролокаторе с возможностями многолучевого эхолота, которых в России насчитывается всего лишь три единицы. Это уникальный прибор! На 30-метровой глубине он позволяет обследовать полосу дна шириной 800 метров. Использование его над подводным объектом дает качественную и ясную картинку, которая сразу дает представление о находке.

            - Николай Николаевич, но, быть может, подводные объекты не так уж и опасны для населения прибрежной полосы, владельцев катеров и яхт, которые выходят в море?

            - Это расхожее мнение, мягко говоря, ошибочно и опасно. В свое время многим было известно, что вблизи порта и пляжа Пионерска лежит разбитая немецкая баржа. Но спохватились лишь тогда, когда дети на берегу нашли в песке пару снарядов. В результате было проведено ее обследование, которое показало, что на судне находится множество снарядов различного калибра. В результате работы по ее полному разминированию проводились четыре летних сезона, начиная с 2005 года.

            Непростая ситуация складывается и с подъемом боеприпасов с немецкой баржи, затопленной у Балтийска. Работы по ее разминированию не продолжаются из-за отсутствия денежных средств, как федеральных, так и региональных. И это при том, что подводный склад боеприпасов представляет реальную угрозу для Балтийска и судоходства в этом районе. О реальной опасности боеприпасов, находящихся на барже, говорит тот факт, что некоторые из них поднимаются на поверхность воды еще в заводской смазке. В некоторых ящиках даже не истлели бумажные инструкции на немецком языке, как пользоваться фаустпатронами.

            Баржа лежит на небольшой глубине недалеко от берега, что повышает к ней интерес «черных» дайверов, поэтому сегодня речь идет не только о безопасности жителей Балтийска и мореплавания, но и о возможности террористической угрозы.

            В руководстве МЧС России понимают, что ситуация под Балтийском весьма непростая. Начиная с 2010 года министерство выделяло определенные средства на работы по разминированию этой баржи. Но с учетом широты решаемых задач подразделениями МЧС в стране эти денежные средства не могли быть большими.

            Опыт прежних лет, когда разминирование проводилось, показал, что выделяемые средства в основном идут на утилизацию боеприпасов, которые проводит специализированная коммерческая организация. Наши водолазы выполняют работы по подъему боеприпасов из воды фактически бесплатно.

            В результате специалистами Госакваспаса было обнаружено и поднято 2090 единиц взрывоопасных предметов времен минувшей войны. В основном это снаряды  калибра 100, 150 и 75 мм, а также 229 фаустпатронов.

            При этом обследования баржи говорят, что к настоящему времени водолазами поднято на поверхность примерно 25% находящихся на ней боеприпасов. Исходя из этого МЧС планирует финансировать продолжение работ по разминированию.

            Госакваспас и региональное ФСБ неоднократно обращались в правительство Калининградской области с просьбой обратить внимание на проблему безопасности данного подводного объекта и предусмотреть выделение средств на разминирование, но деньги не выделяются, хотя понимание вопроса есть.

            - В свое время в региональном правительстве поднимался вопрос о необходимости разработки программы по разминированию сухопутной территории Калининградской области. Может, и вашему ведомству решать эту проблему аналогично?

            - Региональная программа по выявлению и обследованию неизвестных затопленных объектов была бы полезна и даже необходима Калининградской области. Ее основа уже заложена определенной работой Госакваспаса, и мы готовы и далее в ней участвовать. Более того, при определенных усилиях правительства области она могла бы получить статус федеральной.

            На уровне правительства России можно было бы решить и вопрос о подключении к этой программе специальных сил Балтийского флота. К примеру, в Прибалтике ежегодно проводятся учения, во время которых тральные силы НАТО ведут поиск неразорвавшихся боеприпасов на дне Балтийского моря вблизи портовых городов и курортов. В Балтийске дислоцируются тральные силы нашего флота, они могли бы внести в решение данной проблемы свою существенную роль.

            Уверен, что такая программа для обеспечения морской безопасности Калининградской области будет разработана и принята.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще