Точка зрения 16 декабря 2014 г. 18:55

Вынужденная оптимизация

Interfax-Russia.ru – "АвтоВАЗ" в будущем году планирует продолжить снижение штатной численности управленческого персонала, не сокращая рабочих.

В связи с оптимизацией затрат в условиях общего падения продаж автомобилей в России и негативных прогнозов по рынку руководство "АвтоВАЗа" разработало комплекс неотложных мер для улучшения экономики предприятия. Он состоял более чем из 120 пунктов и, в числе прочего, включал в себя оптимизацию затрат на персонал.

До конца 2014 года планировалось сократить численность сотрудников на 7,5 тыс. человек, в том числе снизить на 2,5 тыс. человек нормативную численность руководителей, специалистов и служащих. При этом в начале года предполагалось, что снижение численности сотрудников произойдет за счет естественной убыли и прекращения приема на работу - в 2013 году естественная убыль рабочих предприятия составила около 8 тыс. человек. Так, кроме 1,5 тыс. сотрудников пенсионного возраста, работающих на предприятии, еще примерно 1 тыс. работников предложили уйти на пенсию досрочно. Затем цифры сокращаемых руководителей, специалистов и служащих были уменьшены до 1,5 тыс. человек.

Кроме того, в рамках мероприятий по улучшению общей экономики компании "АвтоВАЗ" планировал сократить административные расходы и постепенно уменьшить штат иностранных специалистов.

В итоге во втором полугодии 2014 года на "АвтоВАЗе" после реализации мероприятий по оптимизации численности персонала должно было остаться 42 тыс. 345 рабочих по всем подразделениям завода, что предполагало высвобождение 5 тыс. 500 рабочих от фактической численности, из которых 2 тыс. подпадали под сокращение. Плюс снизится приблизительно на 2 тыс. 200 человек число руководителей, специалистов и служащих.

При этом рабочие подразделений, где численность персонала превышала установленные нормативы, с 20 июня по 30 сентября могли уволиться по соглашению сторон с компенсационными выплатами. Так, сотрудникам, уволившимся до 30 июля, предлагали пять среднемесячных зарплат, до 30 августа - четыре, до 30 сентября – три.

После объявления о возможности получения компенсации компанию покинули около 3 тыс. рабочих. "С 20 июня по 24 июля по соглашению сторон покинули компанию 2 тыс. 926 рабочих. Ожидается, что еще порядка 700 человек уйдет по соглашению сторон до конца июля", - сообщали агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-центре компании.

Кроме того, за пять месяцев по соглашению сторон покинули завод 1 тыс. 350 руководителей, специалистов и служащих, в том числе с выплатой пяти средних заработных плат - 1 тыс. 135 человек, четырех заработных плат - 179 человек и трех заработных плат - 36 человек.

Возможность уйти из компании по соглашению сторон руководителям, специалистам и служащим предоставили также в период с 15 июля по 30 ноября. Ожидалось, что этой программой воспользуются около 500 человек.

В дальнейшем руководство "АвтоВАЗа" не планировало сокращать персонал, а постепенного снижения численности добиться за счет естественной убыли. Как подсчитали на предприятии, если "АвтоВАЗ" прекратит прием на работу новых сотрудников, то к 2020 году за счет естественной убыли компанию покинут от 20 тыс. до 25 тыс. работников.

"Ежегодно с "АвтоВАЗа" увольняются от 6 тыс. до 7 тыс. работников. Причины: выход на пенсию, расторжение трудовых договоров, увольнение по собственному желанию", - отмечали в компании.

Между тем, летом президент предприятия Бу Андерссон не исключил, что на "АвтоВАЗе" может продолжиться процесс сокращения сотрудников. О том, что новая волна сокращений на автозаводе может затронуть еще от 1 тыс. до 2 тыс. сотрудников, заявлял журналистам и губернатор Самарской области Николай Меркушкин.

"Ранее предполагалось, что количество сокращенных сотрудников на предприятии к концу года не превысит 7,5 тыс. человек. Однако из-за низкой текучести кадров ситуация изменилась - под сокращение может попасть от 8 до 8,5 тыс. человек", - пояснял Меркушкин.

В конце сентября руководство "АвтоВАЗа" уведомило профсоюз предприятия о новом сокращении 700 сотрудников. Планируется, что они начнутся с середины декабря, сообщил "Интерфаксу" председатель профсоюза "АвтоВАЗа" Сергей Зайцев.

И, как говорится в письме президента компании Бу Андерссона (имеется в распоряжении "Интерфакса") к членам профсоюза, руководство "АвтоВАЗа" намерено продолжить снижение штатной численности административно-управленческого персонала в связи с оптимизацией затрат, правда, это сокращение не затронет рабочих.

"Руководство старалось сделать все возможное и невозможное, чтобы процесс уменьшения штатной численности персонала прошел максимально безболезненно. Сегодня можно твердо заявить - более никаких сокращений рабочих на ОАО "АвтоВАЗ" не будет", - говорится в письме.

Однако, отмечается в письме, "компания и дальше планирует оптимизировать затраты на административно-управленческий персонал и снижать его численность, соблюдая при этом все требования законодательства".

По большей части это письмо является ответом на акцию независимого профсоюза работников ‘‘АвтоВАЗа‘‘, которая прошла 14 декабря в Тольятти. Кстати, это уже не первая подобная акция. Предыдущий митинг против сокращений на "АвтоВАЗе" прошел в Тольятти 31 октября. ‘‘По итогам акции участники митинга приняли резолюцию с требованием прекратить массовые сокращения на предприятии и повысить зарплату рабочим. Также было принято решение начать подготовку к забастовке‘‘, - сообщил агентству ‘‘Интерфакс-Поволжье‘‘ председатель областной первичной профсоюзной организации межрегионального профсоюза "Рабочая Ассоциация" Петр Золотарев.

Он уточнил, что подготовка к забастовке должна способствовать проведению переговоров с руководством ‘‘АвтоВАЗа‘‘. ‘‘Сейчас мы призываем к началу процедуры коллективного спора. По закону мы должны собрать не менее 30 тыс. подписей работников ‘‘АвтоВАЗа‘‘ (более 50% от общего количества рабочих - ИФ) для начала забастовки. В этом случае руководство предприятия будет обязано сесть с нами за стол переговоров‘‘, - отметил Золотарев.

Со своей стороны Андерссон в письме подчеркнул, что сокращение численности персонала в 2014 году более чем на 13 тыс. человек сопровождалось "беспрецедентными компенсационными мерами". "На выплаты в связи с увольнением мы израсходовали почти 1 млрд рублей, то есть практически всю экономию по фонду оплаты труда от сокращения численности. И только в следующем году эти меры позволят получить экономический эффект", - говорится в письме.

Что касается оплаты труда, то Андерсон отметил, что "индексация зарплаты зависит не от роста потребительских цен, а от результатов производственной деятельности, которые, к сожалению, отрицательные" - несмотря на принятые меры, компании не удается выйти на безубыточность.

"Да, надо признать, что компания испытывает серьезные трудности и по итогам 2014 года, очевидно, не удастся выйти на уровень безубыточности", - констатирует Андерссон.

Действительно, убыток "АвтоВАЗа" по МСФО в I полугодии 2014 года вырос в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 4,876 млрд рублей. Чистый убыток по РСБУ по итогам 9 месяцев 2014 года вырос в 4,5 раза по сравнению с 9 месяцами 2013 года и составил 5,1 млрд рублей.

При этом уточнил Андерссон, благодаря предпринятым мерам в 2014 году компании удалось улучшить показатели качества и на 12% повысить производительность труда по сравнению с 2013 годом, также удалось сохранить социальные обязательства по коллективному договору на сумму более 2 млрд рублей.

Тем не менее, по мнению президента "АвтоВАЗа", если бы не предпринятые усилия, ситуация на предприятии сложилась бы гораздо хуже. Виной тому, по мнению Андерссона, не только сложная экономическая ситуация в стране и мире, но и ситуация с поставщиками, которая досталась нынешнему руководству "в наследство".

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще