Interfax-Russia.ru – Завершены эксперименты по установлению причин падения Як-42 под Ярославлем, и вскоре МАК опубликует свой отчет. Эксперты уверены, что причина катастрофы - ошибка пилота.
7 сентября стало черным днем для тысяч россиян – по неустановленным пока причинам под Ярославлем не смог вовремя оторваться от земли многотонный Як-42, на борту которого находилось 45 человек. Спустя считанные секунды после взлета лайнер задел антенну радиомаяка, завалился на левый бок и рухнул вниз. В авиакатастрофе погибло 44 человека, в том числе члены ярославской хоккейной команды "Локомотив". Выжил лишь член экипажа Александр Сизов, который до сих пор остается в НИИ Скорой помощи имени Склифосовского.
21 сентября Росавиация аннулировала свидетельство эксплуатанта авиакомпании "Як-Сервис", которой принадлежал разбившийся лайнер. После его падения в российских авиакомпаниях начались проверки, следствием которых стало сокращение небольших фирм. Последняя прокурорская проверка выявила ряд нарушений и временно приостановила эксплуатацию десяти самолетов Як-42.
"Генеральной прокуратурой Ространснадзору и Росавиации было поручено проверить соблюдение лицензионных и сертификационных требований всеми российскими эксплуатантами самолетов Як-42. По поступившей информации контролирующих органов, проверены 15 авиакомпаний, осуществляющих перевозки на воздушных судах данного типа. Приостановлена эксплуатация 10 самолетов Як-42, ряду авиакомпаний выданы инспекторские предписания", - сообщила "Интерфаксу" начальник управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере Генпрокуратуры РФ Елена Глебова.
Кроме того, президент России Дмитрий Медведев принял решение об обновлении отечественного авиапарка, в том числе за счет приобретения новых лайнеров за рубежом, если отечественные заводы не смогут справиться с поставленной задачей. Все эти меры "подрезали крылья" маленьким авиакомпаниям, которые в большинстве своем занимались внутренними перевозками и не могли противостоять более крупным конкурентам.
Шло время, в прессе то и дело появлялись новые версии причин, по которым лайнер, пилотируемый опытными летчиками, выехал за взлетно-посадочную полосу (ВПП), едва оторвался от земли, но, так и не набрав высоту, рухнул на землю. Тогда рассматривались все возможные варианты, начиная от некачественного топлива, заканчивая ошибкой пилотов – с версиями соглашались и опровергали их, основываясь на комментариях специалистов. Тем временем Межгосударственный авиационный комитет (МАК) начал проводить эксперименты, чтобы установить истинные причины гибели лайнера.
"До тех пор пока не завершено расследование, проводимое Межгосударственным авиационным комитетом, комментарии конкретных причины авиакатастрофы некорректны", - подчеркнула начальник управления Генпрокуратуры.
17 сентября специалисты МАК установили, что взлету лайнера помешала дополнительная сила торможения. Определить, вследствие чего она появилась, должны были с помощью математического моделирования и натурных экспериментов в ЛИИ им. М.М. Громова. Кроме того, сохранившиеся элементы тормозной системы самолета направили на исследование в специализированный институт, чтобы исключить возможность их неправильной работы. Позже специалисты установили, что отказов в работе тормозной системы не обнаружено. А значит, одну из версий можно было исключить.
Основной причиной крушения Як-42 называли ошибку пилота – якобы он во время разбега и взлета лайнера по ошибке поставил ногу на педаль тормоза и непрерывно нажимал на нее все это время. Однако, по мнению экспертов, были и другие ошибки, впоследствии приведшие к катастрофе.
Так, прежде чем подняться в воздух, самолет проехал почти всю ВПП и превысил расчетное время разбега. Командир корабля должен был остановить самолет, а вместо этого он отдал приказ на взлет машины.
По данным газеты "Коммерсант", за полторы минуты экипаж не распознал действовавшей на самолет тормозящей силы, упорно продолжая начатый разгон, вместо того чтобы прервать взлет. Кроме того, когда взлетный рубеж уже был пройден, пилоты стали что есть сил тянуть штурвал на себя, чтобы увеличить угол отрыва самолета от земли. Хотя эксперты утверждают, что пилоты должны были поступить наоборот.
Очевидно, что в Минтрансе придерживаются той же версии и считают причиной падения лайнера нажатый тормоз. Как заявил замминистр транспорта РФ Валерий Окулов, ведомство не исключает эргономических просчетов в организации рабочего места в кабине самолета Як-42. Возможно, именно из-за них командир экипажа, налетавший на этих самолетов более 5 тыс. летных часов, поставил ноги на педаль газа, а не на предназначенную для этого подпорку. Он отметил, что, если подтвердится версия воздействия (члена экипажа - ИФ) на педали тормоза и одновременного оттягивания штурвала на себя, "то это, очевидно, конструктивные недостатки в эргономике кабины". Хотя, как заметил замминистра, за всю историю пилотирования Як-42 подобных случаев не было.
"Технической комиссией анализируются авиационные происшествия, в том числе катастрофы, самолета Як-42 за весь период его эксплуатации (с 1980 года – ИФ). По имеющимся в Технической комиссии данным, за период эксплуатации самолета Як-42 ни одного авиационного происшествия, в том числе катастрофы, по причинам, связанным с эргономикой кабины, не было", - отмечают в МАК.
Однако вся сложность заключается в том, что подтвердить или опровергнуть версию о нажатом тормозе нельзя, поскольку на Як-42 не стоят датчики нажатого тормоза, и видеофиксации в кабине пилота не ведется.
Как сообщили "Интерфаксу" в МАК, техническая комиссия уже располагает всеми данными, необходимыми для установления причин катастрофы. Кроме того, завершена разработка комплексных мер по обеспечению безопасности полетов – известно, что еще во время экспериментов МАК отправила во все авиакомпании, эксплуатирующие Як-42, телеграммы с требованием провести занятия с летным составом по правильному положению ног на педалях на различных этапах полета.
21 октября на сайте комиссии появилось сообщение о том, что причины, по которым под Ярославлем потерпел крушение Як-42, будут опубликованы в течение двух недель. До этого времени любые предположения, пусть и подкрепленные комментариями экспертов, не больше чем игра в угадайку.
Обозреватель Татьяна Кочеткова