Точка зрения 30 декабря 2009 г. 18:44

Особый год

Interfax-Russia.ru – Дальневосточный федеральный округ заканчивает 2009 год на очень позитивной ноте. Заметно усилил это впечатление продуктивный предпраздничный визит в ДФО премьер-министра РФ Владимира Путина.

Уходящий год Быка в дальневосточном регионе начинался тревожно – кризис свирепствовал с максимальной силой, а местные автомобилисты устраивали громкие акции протеста против повышения пошлин на ввоз иномарок, но затем происходили, главным образом, положительные события. Так, рыбаки ДФО выловили рекордный улов лососевых, были запущены крупные нефтегазовые проекты, при поддержке из федерального центра начало "оживать" судостроение, правительство ввело для граждан льготные авиаперевозки из центральных регионов России на Дальний Восток, а также приняло решение о создании двух федеральных университетов в округе, открылся новый автозавод во Владивостоке.

Увы, не обошлось в этом году без крупных чрезвычайных происшествий. Самыми значительными из них стали две авиакатастрофы – в Якутии и над Татарским проливом, произошедшие в течение одной ноябрьской недели и унесшие жизни 22 человек, а также прорыв дамбы в Магаданской области в конце августа, разрушивший полпоселка Карамкен. К событиям года можно также отнести уход "в связи с переходом на другую работу" полпреда президента РФ в ДФО Олега Сафонова и назначение его преемника – экс-губернатора Хабаровского края Виктора Ишаева – харизматичного и авторитетного политика. Это произошло 30 апреля.

Теперь, подробнее о тех событиях, которые активнее всего обсуждали жители Дальнего Востока России в 2009 году.

Автомобильная тема

В начале года продолжали кипеть нешуточные страсти вокруг повышения пошлин на ввозимые в Россию из-за рубежа новые и подержанные автомобили. Новые ставки таможенных пошлин на такие автомобили вступили в силу с 12 января. Плата за таможенное оформление новых иномарок увеличилась с 25% до 30%, а налог за 1 куб. см двигателя подержанных авто – практически вдвое. К тому же подержанными уже считались не семилетние, а пятилетние автомобили. Как и предсказывали специалисты, в приграничных субъектах РФ, особенно в Приморском крае и Калининградской области, популярный бизнес по перепродаже иномарок, которым занималась огромная часть экономически активного населения, сразу же после новогодних праздников приказал долго жить.

Коммерсантов активно поддержали простые автолюбители. У них на то были свои причины. В Приморье все привыкли к "японкам" – здесь их до 90%, а к российским автомобилям традиционно здесь, как правило, относятся достаточно скептически, указывая на недостаточно современный дизайн и основные характеристики отечественных машин, а также на уровень их безопасности. Теперь, когда через границу в Россию попадают единичные иномарки, цены на них резко выросли, и вместе с тем, любителям импортного БУ настоятельно рекомендуют быть патриотами. Надо отметить, что непопулярные заградительные пошлины были введены не от хорошей жизни – это была одна из мер по спасению российского автопрома, по которому экономический кризис ударил очень ощутимо, но который, вместе с тем, является одним из двигателей всего народного хозяйства государства. По данным Росстата, выпуск легковых автомобилей в РФ в январе-ноябре 2009 года сократился, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на невероятные 60,4%.

Между тем, точный положительный результат от действия пошлин просчитать сложно, однако объективными последствиями этой меры стало десятикратное сокращение потока на Дальний Восток японских и иных зарубежных автомобилей, а также, если опираться на статистику Общества автодилеров Приморья, потеря работы примерно у 150 тысяч приморцев.

В правительстве понимали, что простым введением пошлин интересы отечественного автопрома в ДФО не отстоишь, поэтому РЖД выделили субсидии из госбюджета на перевозки сюда отечественных автомобилей. За 9 месяцев 2009 года в ДФО было перевезено более 1,5 тысяч новых автомобилей отечественного производства. Список произведенных на территории РФ новых легковых автомобилей, при транспортировке которых на Дальний Восток РЖД не взимает плату, был утвержден в марте. В перечень попал почти весь модельный ряд ОАО "АвтоВАЗ" и ОАО "Соллерс", а так же ряд моделей заводов "УАЗ", "ИжАвто", "ГАЗ" и др.

Автомобильную тему в ДФО в уходящем году на мажорной ноте закрыл премьер-министр РФ Владимир Путин, который 29 декабря принял участие в открытии нового автозавода ОАО "Соллерс" во Владивостоке. В беседе с работниками завода премьер напомнил, что автомобильная промышленность стала одной из тех отраслей мировой экономики, по которым наиболее сильно ударил кризис.

Как отметил Путин, для Дальнего Востока спад в автомобилестроении был особенно чувствительным: "это было связано с повышением пошлин на иномарки, с положением многих компаний региона, которые занимались завозом импортных автомобилей". "Альтернатива в этой ситуации у нас была только одна – развивать собственное производство. Ваш завод – это первая ласточка, но надеюсь, не последняя", - сказал премьер, обращаясь к рабочим предприятия.

"Это, кроме всего прочего, возможность собственного развития, а не работа на "дядю", - подчеркнул глава правительства. Примечательно, что автозавод был возведен в столице Приморского края всего за полгода.

Нефтегазовый бум

Экономика дальневосточного региона в 2009 году приросла не только автозаводом. Запуск нескольких новых нефтегазовых проектов в ДФО обещает дать новый мощный толчок развитию округа.

Событие номер один – ввод в эксплуатацию первого в России завода по производству сжиженного природного газа (СПГ), который состоялся 18 февраля на юге Сахалина. В церемонии его открытия принимали участие президент РФ Дмитрий Медведев, премьер-министр Японии Таро Асо, а также представители стран, компании которых заняты в реализации проекта – министр экономики Нидерландов Мария ван дер Хувен, а также принц Эндрю герцог Йоркский.

Поставки с завода СПГ "Сахалина-2" законтрактованы на 25 лет вперед. Первая партия была направлена в Японию, являющуюся крупнейшим в мире рынком сбыта СПГ. Остальные объемы СПГ предназначены для потребителей Южной Кореи и Северной Америки.

Мощность нового предприятия – 9,6 млн тонн природного топлива в год. Сжиженный природный газ отправляется в страны-потребители на специальных танкерах. Между тем, как заявил глава "Газпрома" Алексей Миллер, к 2030 году Россия намерена поставлять около 90 млн тонн сжиженного газа.

По оценкам экспертов, доля СПГ в мировом потреблении газа очень быстро растет – если в 2000 году она составляла 5,5%, то к 2015 году может достичь 10,6%. Объем торговли сжиженным газом может вырасти с 215 млрд кубометров в 2006 году до 300-320 млрд кубометров к 2010 году, полагают специалисты.

Перейдем к событию номер два в нефтегазовой сфере. В июле уходящего года началось строительство газотранспортной системы (ГТС) "Сахалин-Хабаровск-Владивосток". По данным ОАО "Газпром", к концу декабря проложено уже больше 300 км газопровода, ежедневно появляется 3-4 километра. Стоимость первого пускового комплекса ГТС производительностью 6 млрд кубометров газа в год составит 200 млрд рублей. В дальнейшем система сможет обеспечить транспортировку около 47,2 млрд кубометров газа. В перспективе это позволит удовлетворить потребность в газе Хабаровского и Приморского краев, Еврейского АО и Сахалинской области, а также сформировать дополнительный потенциал для экспорта газа в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Как ожидается, первый пусковой комплекс ГТС будет введен в эксплуатацию в III квартале 2011 года. Он должен обеспечить газоснабжение Владивостока и ввод генерирующих мощностей в Приморском крае, в том числе к саммиту АТЭС 2012 года. Добавим, что основной ресурсной базой для развития ГТС "Сахалин – Хабаровск – Владивосток" станет газ шельфа Сахалина и месторождений Якутии.

Третье событие произошло всего за несколько дней до конца года. 29 декабря Владимир Путин торжественно запустил работу нефтепроводной системы Восточная Сибирь – Тихий Океан (ВСТО) и дал старт началу отгрузки первого танкера с нефтью одноименного сорта – ВСТО. Новая трубопроводная система призвана диверсифицировать поставки российской нефти и открыть для страны новый перспективный рынок АТР. "Это большое событие для отрасли и региона", - заметил премьер.

Решение о строительстве системы было принято еще в конце 2004 года. Стоимость первой очереди ВСТО составила 360 млрд рублей, и еще 60 млрд рублей направили на строительство порта в Козьмино. Владимир Путин напомнил, что с самого начала реализации проект сталкивался с трудностями. В частности, с вопросом определения направления строительства нового трубопровода: на Север или на Дальний Восток. "Мы приняли решение выйти на Дальний Восток", - сказал он, добавив, что это позволит дать толчок развитию этого региона и диверсифицировать поставки сырья.

Добавим, что нефть Восточной Сибири, которую предполагается транспортировать по ВСТО на рынок АТР, качественно превосходит сорт Urals. Как говорят специалисты, она менее сернистая и более легкая, чем западносибирская. Поэтому было принято решение выделить пятый сорт российской нефти под временным названием "ВСТО".

От надежды к возрождению

И еще ряд хороших новостей к новогодним праздникам привез на Дальний Восток премьер-министр РФ. Первой стало распоряжение, которое предусматривает субсидию ОАО "92-го ордена Трудового Красного Знамени судоремонтный завод" (Владивосток) в размере 161 млн рублей. Эти деньги, по сути, спасут предприятие – они помогут погасить задолженности по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей. 92-й судоремонтный завод выполняет государственные заказы по ремонту кораблей и судов ВМФ. В 2009 году предприятие передали из ведения Минобороны РФ в ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК).

Кстати, ОСК в конце года получила ряд крупных контрактов на постройку судов. Соответствующие соглашения были подписаны 28 декабря после совещания по вопросам развития судостроительной промышленности с участием Путина. И здесь каждый контракт – сам по себе большая новость.

Так, "Роснефть" заказала строительство плавучей буровой установки стоимостью 21 млрд рублей, а "Газпром" разместит заказы на строительство двух судов-снабженцев стоимостью около 1 млрд рублей. Компания "Каспийгаз" подписала договор с "Дальневосточным центром судостроения и судоремонта" (предприятие ОСК) о строительстве танкеров-газовозов для перевозки СПГ. Строительство этих судов обойдется заказчику в 26 млрд рублей. Кроме того "Дальневосточный центр судостроения и судоремонта" построит за 3,6 млрд рублей многофункциональное аварийно-спасательное судно для "Росморречфота". Это лишь основные договоренности. "Заказы есть, финансирование есть", - резюмировал Путин подписание соглашений.

Но и это еще не все. В эти же дни премьер заявил, что японские компании заинтересовались возможностью совместных проектов с Россией в сфере судостроения на Дальнем Востоке. "Ведутся переговоры с японскими производителями", - сказал премьер. Он сообщил, что в ходе его пребывания в Приморье уже подписаны контракты объемом порядка $5 млрд с южнокорейскими и сингапурскими партнерами в сфере судостроения.

Полпред президента РФ в ДФО Виктор Ишаев считает, что озвученные в ходе поездки в Приморье главы правительства РФ планы по развитию судостроительной отрасли позволят ей уверенно выйти из кризиса. "Воплощение намеченных планов по развитию судостроения на Дальнем Востоке позволит спасти целую отрасль, в которую около 20 лет не вкладывались средства", - сказал Ишаев.

Рыбный бум

На возрождение мощной судостроительной отрасли в регионе, конечно, уповает и рыбная промышленность округа – еще один важнейший сектор экономики регионов ДФО, имеющих выход к морю. Не секрет, что состояние рыболовного флота оставляет желать лучшего. В частности, по данным министра рыбного хозяйства Камчатского края Владимир Галицына, у 89% судов в регионе возраст превышает 15 лет.

Впрочем, даже с учетом этих и других проблем в рыболовной отрасли, у камчатских и сахалинских рыбаков в уходящем году рекордный за последние 100 лет улов лососевых. По данным Росрыболовства, вылов лосося по итогам года составил почти 540 тыс. тонн, что стало рекордом за весь период наблюдений.

На Сахалине лосось составил около 60% (291,5 тыс. тонн) от общего улова, а совокупный объем вылова тихоокеанского лосося рыбаками Сахалина и Курил более чем вдвое превысил результаты предыдущих рекордов 2007 года. Камчатский край отличился не меньше – здесь в путину выловили почти 193 тыс. тонн лососей. Такого результата Камчатка не добивалась с 1926 года.

Всего же с начала года российские рыбаки добыли 3 млн 285,1 тыс. тонн рыбы и других биоресурсов, что на 312,7 тыс. тонн больше, чем за соответствующий период 2008 года. В огромной степени такой колоссальный прирост обеспечили именно дальневосточные рыбаки.

Льготные авиаперевозки

Механизм субсидирования гражданских авиаперевозок на Дальний Восток был разработан и введен министерством транспорта РФ в 2009 году как антикризисная мера. В конце года руководство министерства констатировало, что эта мера оказалась наиболее успешной из всех заявленных, поэтому субсидирование перевозок в регионе продолжится и в наступающем году.

Субсидии предоставляются авиакомпаниям ежемесячно и рассчитываются как произведение количества фактически перевезенных пассажиров по специальному тарифу за отчетный месяц и размера субсидии на одного пассажира. Действие постановления правительства РФ распространяется на граждан в возрасте моложе 23 лет и старше 60 лет - они приобретают билеты за 50% от стоимости перевозки. Максимальная величина специального тарифа в одном направлении составляла 9 тыс. рублей, минимальная - 6,5 тыс. рублей.

В 2009 году льготники летали за полцены по 18 маршрутам из городов ДФО в Москву, Санкт-Петербург и Сочи. В следующем году Росавиация предлагает расширить маршрутную сеть субсидированных перевозок: включить в программу Кызыл и Норильск, а также увеличить число направлений как в Сочи, так и обратно.

В период "льготного окна" – с 15 мая по 31 октября – программой воспользовались более 163 тыс. человек. В федеральном бюджете на 2009 год на выплату субсидий было зарезервировано 1,7 млрд рублей, в 2010 году на эти цели будет выделено уже 2,5 млрд рублей.

Экономика и Стратегия

Основные предварительные макроэкономические показатели ДФО в 2009 году озвучил во время рабочей встречи с президентом России Дмитрием Медведевым полпред главы государства в округе Виктор Ишаев. По словам последнего, Медведев был приятно удивлен, что, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, в округе сохранилась положительная динамика социально-экономического развития.

В частности, по данным пресс-службы полпредства, только за 10 месяцев текущего года в округе рост промышленного производства составил 102,4%, ввод в строй нового жилья превысил 100%, увеличился грузооборот, положительная динамика развития отмечена и в сельском хозяйстве региона.

Отвечая на вопрос Медведева, чем вызваны позитивные данные, Ишаев сказал, что "таких результатов в округе удалось достичь благодаря государственной поддержке и реализации крупных инвестиционных проектов, таких как строительство объектов ВСТО в Амурской области и Якутии, открытие первого в России завода по производству сжиженного природного газа на Сахалине, возведение объектов в рамках подготовки Владивостока к саммиту АТЭС 2012 года".

Полпред также отметил, что увеличилась добыча золота в Чукотском автономном округе, открываются новые шахты по добыче алмазов. При этом в округе снижается задолженность по выплате заработной плате, а ситуация с занятостью населения выравнивается. "В целом у президента России осталось доброе благоприятное впечатление о Дальнем Востоке", - резюмировал тогда Ишаев.

Между тем, в самом конце года стало известно о появлении на свет "Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года". Об этом 28 декабря сообщил премьер Путин.

Говоря о стратегии, он подчеркнул, что "это важнейший программный документ, конечная цель которого – обеспечить формирование здесь устойчивой экономики и комфортной среды для жизни граждан". "У нас есть федеральная целевая программа, но этот документ носит фрагментарный характер, и по объему и по масштабу задач он не отражает всей важности Дальневосточного региона для РФ", - отметил Путин.

Он сообщил, что стратегия определяет перспективные потребности дальневосточных регионов, а также Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края в транспортной, энергетической и другой инфраструктуре, содержит конкретные предложения по созданию зон опережающего экономического роста, прежде всего в крупных населенных пунктах, городах.

В интервью журналистам по итогам совещания во Владивостоке, которое провел Путин, Виктор Ишаев заявил, что принятый долгосрочный документ позволит провести корректировку федеральной целевой программы и определить векторы государственной политики на Дальнем Востоке. "Стратегия развития Дальнего Востока определяет перспективу развития Востока России. В ней определяется и демографическая политика, и цели по развитию промышленности, добывающей отрасли, образования, здравоохранения. В стратегию мы включили предложения по преференциям гражданам, проживающим на Дальнем Востоке", - рассказал полпред.

ЧП года

Теперь о грустном. Наиболее громкими чрезвычайными происшествиями в дальневосточном регионе в 2009 году стали две подряд авиакатастрофы и прорыв дамбы в Магаданской области.

1 ноября в Якутии при взлете с аэропорта города Мирный потерпел крушение военно-транспортный самолет Ил-76, принадлежавший МВД России. Все 11 членов основного и сменного экипажей, находившиеся на борту в момент аварии, погибли. Жертв и разрушений на земле не было – самолет разбился в удалении от жилых домов и предприятий. По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по статье 351 УК РФ ("нарушение правил полетов или подготовки к ним"). Основной причиной крушения самолета специалисты считают техническую неисправность воздушного судна.

Через пять дней – 6 ноября – над Татарским проливом, разделяющим Сахалин и "большую землю", потерпел аварию противолодочный самолет Ту-142МЗ Тихоокеанского флота РФ (ТОФ). Самолет выполнял тренировочный полет. На его борту, как и в случае с якутской катастрофой, находились 11 человек. Точное место падения самолета обнаружили только в конце декабря. В настоящее время военные водолазы готовят к поднятию со дна крупные части Ту-142М3, а именно два двигателя самолета, части фюзеляжа и крыльев. Работа по поиску других частей воздушного судна, а также тел погибших будет продолжаться, пока будут позволять погодные условия, сообщает пресс-служба ТОФ. Комиссия Минобороны по расследованию инцидента рассматривает в качестве основных причин аварии три версии: отказ техники, человеческий фактор и попадание птиц в двигатель. Уголовное дело возбуждено по статье 351 УК РФ ("нарушение правил полетов или подготовки к ним").

В конце лета новостные ленты всколыхнула новость о прорыве дамбы в районе поселка Карамкен Магаданской области. Сначала жители поселка испытали на себе удар природной стихии. Всю ночь на 29 августа шел ливень, а ближе к рассвету огромный водно-грязевой поток прорвал дамбу хвостохранилища (хранилище отходов обогащения полезных ископаемых, именуемых "хвостами" – ИФ) бывшего Карамкенского горнооборгатительного комбината (ГОК) и хлынул на поселковые улицы… В результате 11 из 27 домов здесь были разрушены, 24 человека оказались в зоне бедствия, один из них погиб, еще одна жительница поселка пропала без вести. Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Дальневосточного регионального центра (ДВРЦ) МЧС, всего около трех десятков жителей Карамкена остались в это утро без крова. По данным синоптиков, непосредственным виновником ЧП стал активный дождевой циклон. Тем не менее, следственные органы возбудили уголовное дело по ч. 2 ст. 293 УК РФ ("халатность, повлекшая по неосторожности смерть человека"). Следствие выясняет, халатные действия каких именно должностных лиц привели к случившему.

Всего, по данным МЧС, на Дальнем Востоке в 2009 году произошло 32 чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера.

Федеральные университеты

Закончим подведение итогов 2009 года еще одним позитивным событием. В этом году российское руководство приняло окончательное решение о создании двух новых федеральных университетов на Востоке России. Ими станут Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке и Северо-Восточный федеральный университет в Якутске.

Как говорят в Минобрнауки РФ, на базе российских федеральных университетов в последствии будет сформирована новая структура российской высшей школы. Проекты программ развития новых университетов, как ожидается, будут внесены в правительство России уже в первом квартале 2010 года. Государство будет поддерживать эти программы в течение последующих пяти лет, что позволит создать в федеральных вузах не только современную инфраструктуру, но и собственный потенциал для развития.

Дальневосточный федеральный университет создают на базе Дальневосточного госуниверситета. Расположится он на острове Русский, строительство новых корпусов уже начато. В частности, строители возвели каркасы зданий, начали закладку пресс-центра и конференц-центра. В последствии к ДФУ планируется присоединить Тихоокеанский государственный экономический университет и Уссурийский государственный педагогический институт.

Дальневосточный федеральный университет планируется открыть во время саммита АТЭС, который пройдет во Владивостоке в 2012 году. "Это будет один из самых современных университетов в мире, где будут созданы все условия не только для учебы, но и для проживания, науки, спорта, чтобы молодежь могла себя проявить во время учебы в университете", - заявил губернатор Приморского края Сергей Дарькин.

В свою очередь, Северо-Восточный федеральный университет создается в Якутии также на базе уже существующих вузов – Якутского госуниверситета имени М.К.Аммосова и Якутского государственного инженерно-технического университета, а также Государственной педагогической академии и ряда научно-исследовательских институтов.

Особый год

Таким образом, Год Быка Дальний Восток провожает на подъеме и в какой-то степени даже с благодарностью, ведь прошедшие 365 дней подарили региону целый ряд знаковых событий, которые могут серьезно повлиять на дальнейшую историю округа, и, что самое главное, на жизнь самих его жителей. Это определенно был особый год для региона. Будем надеяться, что в наступающий Год Тигра все благие начинания, о которых мы рассказали в этом материале, будут успешно реализованы, экономика округа продолжит удивлять, а все плохое минует. С Новым Годом!

Обозреватель Максим Кирчатов

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще