Остались без денег

Interfax-Russia.ru – Иранский судовладелец должен своей команде из Приморья более 8 млн рублей. К расследованию инцидента уже подключилась Международная федерация транспортных рабочих.

С просьбой о помощи в Дальневосточную региональную организацию Российского профсоюза моряков обратился экипаж судна Onyx Mahshahr, находящего на рейде возле острова Киш в Иране.

"С 1 апреля 2015 года по настоящий день судовладелец не платит зарплату 14 морякам, которых набрали в команду в Находке. На сегодняшний день задолженность судовладельца составляет порядка 160 тыс. долларов (более 8 млн рублей - ИФ)", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" председатель организации Николай Суханов.

Как объяснили моряки, их экипаж набирался представителями компании PRISCO crewing в лице некого Виктора Веремеенко, при этом владельцем судна является гражданин Ирана, решивший заняться обеспечением нефтяных платформ. Работникам в устной форме гарантировали, что в случае необходимости организация поможет им получить зарплату и вернуться домой, однако сейчас добиться от руководства фирмы каких-то реальных действий пострадавшим не удается.

"Веремеенко гарантировал капитану, что все выплаты судовладелец произведет и, если, сложится трудная ситуация по зарплате по прибытию на остров Киш, то он решит проблему с возвращением экипажа домой. В настоящее время судно стоит почти месяц на рейде, судовладелец постоянно говорит, что денег у него нет, и отказывается платить", - пояснил Суханов.

По его словам, моряки в свою очередь уже обращались в представительство Международной федерации транспортных рабочих (ITF) в Тегеране, в консульство России в Иране, а также писали официальные письма властям Панамы и в администрацию острова Киш с просьбой оказать влияние на судовладельца, однако все их официальные запросы остались без ответа. Также никаких шагов по решению проблемы не предприняло и руководство компании.

"В связи с этим мы направили письмо в транспортную прокуратуру Находки с просьбой организовать проверку деятельности PRISCO crewing по трудоустройству российских граждан на работу за пределами России", - добавил он.

Также, по словам Суханова, Дальневосточная региональная организация Российского профсоюза моряков направила соответствующий запрос и в головной офис Международной федерации транспортных рабочих.

"Со слов экипажа, на днях им позвонил некий человек, который представился агентом местного ITF, который пытался уговорить экипаж не поднимать "шумиху", но мы уже обратились в соответствующие международные организации в Лондоне", - сказал председатель профсоюзной организации.

Как пояснил Суханов, профсоюз "Защита" (город Находка), который от имени моряков подписал коллективный договор с иранским судовладельцем, не зарегистрирован в Международной федерации транспортных рабочих. Соответственно он не имеет никаких выходов на международные организации, которые могли бы в данном случае повлиять на судовладельца.

"Если бы договор с иранским судовладельцем был подписан от имени нашего национального, российского профсоюза моряков, то таких проблем бы не возникло. У нас в документе четко прописано - если возникают какие-то споры (связанные с невыплатой заработной платы или, например, неудовлетворительными условиями труда), то вопрос решается в английском суде в Лондоне. Это очень серьезно. А в этом коллективном договоре, заключенным "Защитой", ничего такого не указано. Более того, он не одобрен ITF. На территории России для судов с российским флагом такой документ, конечно, может и был бы действительным, а в данном случае, когда мы имеем дело с иностранным судовладельцем, он, по сути, не имеет никакой юридической силы", - пояснил эксперт Interfax-Russia.ru.

В то же время, по мнению Суханова, ситуацию пока не стоит считать такой уж критической. Во-первых, по его словам, экипаж обеспечен всем необходимым - на борту судна имеется достаточный запас топлива, еды и воды. А во-вторых, контракт, подписанный моряками в Находке, заканчивается только через полторы недели, и вполне возможно, что за это время благодаря усилиям профильных организаций вопрос с заработной платой будет решен.

"Международная федерация транспортных рабочих уже принимает все необходимые меры для разрешения данной ситуации. Этим вопросом будут заниматься их инспектора, юристы. Так что я думаю, дело вряд дойдет до суда - судовладелец просто не захочет наживать себе лишних проблем и заплатит деньги", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

В целом же, чтобы избежать повторения подобных историй, Суханов призвал всех российских моряков подписывать коллективные договоры только через национальный профсоюз.

"Бывает ведь еще хуже - некоторые судовладельцы создают на территории своей страны какой-нибудь маленький профсоюз, подписывают через него коллективный договор, и, зная о том, что никакой ответственности перед ним нести не будут, делают все, что хотят. Мы же, подписывая договор с судовладельцем, заставляем его выполнять все международные нормы деятельности моряков – это и достойная заработная плата без задержек, это и нормальные условия труда, это и компенсация за смерть и так далее", - рассказал он.

Кроме того, как отметил специалист, необходимо также раз и навсегда пресечь распространившуюся в мире систему "удобных флагов".

"Подняв флаг какого-то государства - например, Монголии, Панамы или Камбоджи, судно автоматически начинает жить по его законам. А в таких странах, как правило, нормальных нормативных актов, которые бы защищали интересы моряков, нет - отсюда невыплаты заработной платы, плохие условия труда, невыполнение обязательств рядом судовладельцев", - сказал он.

Напомним, что ранее на невыплату заработной платы жаловался экипаж другого российского судна - буксира "Константин Бондаренко" (порт приписки - Находка). Арендатор судна также задолжал и за доковый ремонт, из-за чего корабль на несколько месяцев задержали в порту Нингде на юге Китая.

По данному факту Дальневосточная транспортная прокуратура возбудила два дела по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ ("нарушение законодательства о труде и об оплате труда"). В качестве ответчиков были привлечены хабаровская компания-оператор "Дальневосточные морские буксировки" и ее руководитель.

"Заработанная плата не выплачивалась 12 членам экипажа свыше двух месяцев. Задолженность превысила 900 тыс. рублей", - сообщила пресс-служба ведомства.

В начале июня оператор закрыл долги перед китайским заводом за ремонт, и судно смогло вернуться на родину. Также компания выплатила часть заработной платы и членам экипажа.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook