Точка зрения 10 июня 2022 г. 15:03

Соединяя страны

Соединяя страны
Фотография пресс-службы правительства Амурской области

Interfax-Russia.ru – Автомобильный мост через реку Амур, соединяющий Россию и Китай, открыли для транспорта после двухлетнего карантинного простоя.

Международный мост через реку Амур, соединяющий города Благовещенск (Россия, Приамурье) и Хэйхэ (Китай), торжественно открыли для автотранспорта 10 июня. В настоящее время он доступен только для грузовых перевозок. Как пояснила "Интерфаксу" первый заместитель Минвнешэкономразвития Амурской области Екатерина Киреева, это связано с сохраняющимися эпидемиологическими рисками.

"Высокие требования, которые есть на китайской стороне, пока нас ограничивают. Мы к этому относимся с пониманием и уважением. Кроме того, еще не завершено строительство постоянного пункта пропуска. Тем не менее, с сегодняшнего дня начинается стабильное транспортное сообщение между нашими странами в ежедневном режиме", - сказала она.

Как в свою очередь уточнили в пресс-службе правительства Приамурья, первыми по новому мосту проехали 16 автомобилей: восемь российских тягачей автопарка ООО "Газпром гелий сервис" на сжиженном природном газе отправились в КНР, еще столько же грузовиков выдвинулись со стороны Китая им навстречу. Первая партия груза из Амурской области в Китай – амурское соевое масло и пиломатериалы. Из Китая в РФ пришли автомобильные шины и комплектующие для электрооборудования. С 11 июня международный мост переходит в полноценный режим работы - ежедневно с 8 до 23 часов.

Соглашение о совместном строительстве моста через Амур в районе городов Благовещенск – Хэйхэ правительства РФ и КНР подписали еще 27 лет назад – 26 июня 1995 года. Однако из-за отсутствия финансирования стройка так и не началась. К проекту вернулись лишь спустя через 20 лет. В сентябре 2015 года теперь уже бывшие министры транспорта РФ Максим Соколов и КНР Ян Чуаньтан подписали соглашение о начале его реализации. Новый документ также предусматривал и строительство трансграничной канатной дороги между этими же городами.

Строительство моста начали 24 декабря 2016 года. Работы вели круглосуточно. Каждая из сторон (российская и китайская) построила по 540 метров (общая длина моста - 1080 метров). Части возводились синхронно с двух берегов, их состыковали 31 мая 2019 года.

Общая протяженность трансграничного мостового перехода составила 20 км: 6 км дороги в Китае и 13 км подъездных путей в России, в которых 278 метров – это мост через протоку Каникурганскую. Основной мост на российской стороне начинается на острове, к которому ведет Каникурганское сооружение. Для обслуживания моста возводится таможенно-логистический терминал (ТЛТ) "Каникурган".

В мае 2020 года Минстрой России дал разрешение на ввод моста в эксплуатацию, однако открыть движение по трансграничному переходу помешала пандемия коронавируса. Все материалы, из которых построена российская часть моста, - отечественного производства за исключением французских вант.

Как сообщали в правительстве Приамурья, мост построили на заемные средства (фактические расходы составили 19 млрд рублей, из них объем инвестиций на российской территории - 14 млрд рублей), поэтому проезд по нему будет платным. Тарифы стали известны в сентябре 2021 года: максимальный размер платы за проезд составит чуть более 9 тыс. рублей.

"Трансграничный мост построен по уникальной концессионной модели. 5 июня 2016 года в Харбине был подписан договор, согласно которому мост полностью строился за счет внебюджетных источников", - отметила пресс-служба областного правительства.

Так, стороны создали совместную концессионную российско-китайскую компанию, концедентами которой выступили правительство Приамурья и Народное правительство провинции Хэйлунцзян. После завершения строительства пограничный мостовой переход стал собственностью Амурской области и провинции Хэйлунцзян с разграничением права собственности по линии российско-китайской границы.

До сих пор трансграничное сообщение между Благовещенском и Хэйхэ обеспечивали речные суда в период навигации, понтонная переправа и суда на воздушной подушке в межсезонье, зимой работала ледовая дорога.

"Состоялось историческое событие - открыт мост. Он был готов два года назад, но из-за коронавируса пришлось отложить церемонию открытия. Сегодня ситуация позволила это сделать. Открытие моста окажет серьезное влияние на развитие торгово-экономических связей между Россией и Китаем. По мосту каждый день смогут проезжать более 600 грузовых автомобилей. Современные пункты пропуска в перспективе способны обеспечить до 4 млн тонн грузов и 2 млн пассажиров ежегодно", - заявил губернатор Амурской области Василий Орлов.

Министр транспорта РФ Виталий Савельев, который удаленно присутствовал на открытии перехода, в свою очередь отметил, что новый автомобильный мост через Амур позволит сократить затраты при транспортировке груза во внешней торговле.

"Уверен, открытие моста, которое очень ждали наши перевозчики, позволят сократить затраты при транспортировке груза во внешней торговле. Объект станет драйвером развития приграничных регионов России и Китая. Это важный шаг в развитии российско- китайского экономического сотрудничества", - сказал он.

Также значимость проекта отметил вице-премьер правительства РФ, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев.

"В сегодняшнем разобщенном мире мост Благовещенск – Хэйхэ имеет особое символическое значение. Он станет еще одной нитью дружбы, который связывает народы России и Китая", - отметил вице-премьер.

Полпред напомнил, что 27 апреля также было завершено строительство российской части железнодорожного перехода через Амур в районе села Нижнеленинское (Россия, Еврейская автономная область) и города Тунцзян (КНР, провинция Хэйлунцзян). Стоимость проекта - более 9 млрд рублей.

Строился железнодорожный мост с 2008 года с двух сторон. В марте 2019 года специалисты соединили его пролеты. Длина моста составляет 2 тыс. 209 метров, 309 из них приходится на сторону РФ. Общая длина российской части моста с подходами составляет 5 тыс. 272 м (длина железнодорожных подходов - 4 тыс. 963 м). Мост стоит на 21 опоре и имеет два судоходных пролета. Он рассчитан на поочередный пропуск поездов по железнодорожному пути с колеей двух стандартов: шириной 1520 мм для российского подвижного состава и 1435 мм для китайского.

Помимо сооружения самого моста и подъездных путей проект предусматривает строительство новой железнодорожной станции "Михайло-Семеновская" ("Ленинск-2") и железнодорожного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска "Нижнеленинское", а также реконструкцию действующей станции "Ленинск-1". Специалисты уже построили пункт пропуска и реконструировали "Ленинск-1". С китайской стороны в настоящее время строят дезинфекционное сооружение. После завершения этого строительства мост откроют для поездов.

"Уверен в том, что, развивая приграничную инфраструктуру, мы создаем условия для развития экономики обеих стран (России и Китая - ИФ), совместного использования преимуществ, способствуем улучшению жизни граждан РФ и КНР", - отметил Трутнев.

Губернатор Амурской области также сообщил, что в настоящее власти региона ведут переговоры с правительством КНР, с министерством транспорта РФ и РЖД о строительстве еще двух трансграничных железнодорожных мостов.

"Прежде всего, это мост Джалинда - Мохэ, мы уверены: он будет загружен трафиком. Второй объект - непосредственно здесь, в Каникургане, - железнодорожный мост Благовещенск - Хэйхэ. Перспектива достаточно отдаленная, потому что нужно просчитать очень много составляющих. Будем отталкиваться от трафика, нужно посмотреть, как будет загружен введенный в эксплуатацию трансграничный железнодорожный мост в Еврейской автономной области, насколько он справится с нарастающей нагрузкой грузооборота между нашими странами", - сказал он.

Обозреватель Наталья Пономарева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще