Interfax-Russia.ru – Семерых российских моряков недобросовестный работодатель отправил вместо Кореи в Уругвай, оставив их там наедине с дырявой посудиной и без средств к существованию.
Сахалинских следователей заинтересовала судьба российских моряков, которых работодатель оставил без внимания в порту Монтевидео – столицы латинского государства Уругвай. Об этом сообщает сайт Дальневосточной транспортной прокуратуры.
"По имеющейся информации семеро моряков в мае 2009 года были наняты работодателем на работу в крабовой экспедиции в Республике Корея, но были отправлены в Уругвай, для того, чтобы забрать находящееся там судно и направиться на нем в Корею", - говорится в этом сообщении.
Здесь же уточняется, что после нескольких лет простоя судно оказалось в непригодном для плавания состоянии и нуждалось в ремонте. "Моряки не были обеспечены ни деньгами, ни одеждой. При этом работодатель скрывается, найти его по телефону родственникам моряков не удается", - говорится на сайте.
Невероятные приключения россиян в Уругвае, если голодное ожидание можно назвать таковыми, начались, как было сказано выше, в мае этого года. Стало о них известно только на днях, когда до Сахалина дозвонился один из моряков и рассказал, что три месяца назад ООО "Кормчий" (Корсаков, Сахалинская обл.) наняло семь моряков на Сахалине и в Советской Гавани (Хабаровский край) на работу в Республику Корея для крабовой экспедиции.
После того, как команду набрали, ее привезли в аэропорт Южно-Сахалинска, где моряков известили о том, что им предстоит лететь вовсе не в Пусан, как говорили ранее в компании, а намного дальше – в столицу Уругвая Монтевидео. Представители ООО "Кормчий" обещали, что в Уругвае надо забрать судно, и там моряки проведут всего 2-3 дня.
Но факт остается фактом – моряки до сих пор находятся, по сути, на другом конце света и не могут покинуть Монтевидео из-за отсутствия денег.
Как сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" сахалинский транспортный прокурор Роман Маро, в настоящее время устанавливаются личности всех моряков, находящихся на судне в уругвайском порту. "Устанавливается работодатель этих моряков, проверяется причастность руководства ООО "Кормчий" к их найму на работу, выясняется также размер задолженности по заработной плате", - пояснил собеседник агентства.
По его словам, в ходе проверки будет дана правовая оценка действиям работодателя вплоть до решения вопроса о возбуждении уголовного дела и обращения в суд с заявлением об аресте имущества работодателя для возмещения задолженности по зарплате и иным выплатам нанятым на работу морякам. Ход данной проверки находится на контроле у дальневосточного транспортного прокурора.
Между тем, в этом деле эксперты обнаруживают ряд странностей. Так, бедствующие моряки, по их собственному признанию, получили "подъемные" (по данным СМИ – по $1 тыс.), которые сразу перевели на родину, но это значит, что и сообщить о своей горестной судьбе они тоже могли намного раньше – через тех же родственников. К помощи они при этом воззвали через СМИ, хотя первым делом обычно принято обращаться в консульство, в отраслевую профсоюзную организацию. В то же время, как сообщили Interfax-Russia.ru в профсоюзной организации рыбаков Сахалинской области, к ним "за помощью ни сами моряки, ни их семьи не обращались, поэтому и никакой информации по этому поводу пока дать невозможно". В том же духе комментируют ситуацию и в представительстве МИД РФ в Южно-Сахалинске.
Еще более интересно стало, когда слово взял генеральный директор ООО "Кормчий" Юрий Царев. В начале недели он заявил агентству "Интерфакс – Дальний Восток", что к сахалинским морякам, которые застряли в Уругвае, его компания и он сам "никакого отношения не имеют". "Компания имеет только одно судно, которое работает под российским флагом в российских водах на промысле. Никаких судов в Уругвае у нас нет", - сказал он.
По данным российского морского регистра судоходства, ООО "Кормчий" владеет всего одним судном - "Островка", построенном в 1994 году на Украине. Глава "Кормчего" уверяет, что "Островка" никак не может сейчас находиться в Уругвае.
Но факт остается фактом – моряки взывают к помощи из далекой латиноамериканской страны, как бы ни называлось судно, успевшее стать их домом. Второй механик рыболовного судна, находящегося в Уругвае, Виктор Фазуллин рассказал в интервью дальневосточным СМИ, что до сих пор нанятые корсаковской компанией работники пытаются привести "мертвое" судно в надлежащее состояние, но денег им никто за это не обещает. По его словам, живут дальневосточники на борту "аварийного корабля в антисанитарных условиях". "Питание отвратительное, из всех благ цивилизации – возможность выхода в интернет в городе, но за свой счет, и редкие звонки домой", - рассказал моряк. Ситуацию, по его словам, заметно усугубляет то, что сейчас в Уругвае зима, и температура воздуха не превышает 5-7 градусов тепла по Цельсию.
С тем, кто причастен к этому то ли преступлению, то ли недоразумению, будет разбираться прокуратура. Ну а пока транспортный прокурор Роман Маро настоятельно рекомендует гражданам РФ, устраивающимся на работу на морские суда, в особенности принадлежащие иностранным компаниям, проверять документы этих компаний, требовать от судовладельцев заключения с ними трудовых договоров, получить полную информацию о работодателе и его представителе, их местонахождении и контактных данных.
Добавим, что уругвайские "пленники" отнюдь не первыми переживают такие приключения. В 2006 году в Испании в похожем положении оказались 20 российских моряков с траулера "Владимир Шаруда". Они фактически голодали, так как судно долгое время стояло на якоре вблизи порта Понтеведра без горючего. Кстати, тогда помощь морякам оказали испанские благотворительные и профсоюзные организации, а владелец судна умудрился уйти от ответственности.
Обозреватель Максим Кирчатов