Точка зрения
18 февраля 2020 г. 15:03

В начале пути

В начале пути
Фото ВИС

Interfax-Russia.ru – Изыскательные работы для строительства моста через реку Лена начались в Якутии.

Власти Якутии и консорциум госкорпорации (ГК) "Ростех" и группы "ВИС" "Национальная инфраструктурная компания" (НИК) 13 февраля в Москве подписали концессионное соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации моста через реку Лена. Подписи под документом поставили министр экономики Якутии Майя Данилова и член совета директоров "ВИСа" Сергей Ромашов. На встрече также присутствовали глава Якутии Айсен Николаев, генеральный директор "Ростеха" Сергей Чемезов и председатель совета директоров "ВИСа" Игорь Снегуров.

"Фактически стартовал первый этап - изыскательские работы, в ходе которых предстоит детально проработать проект, определить его финальную стоимость, подготовиться к госэкспертизе. Параллельно во взаимодействии с администрацией республики, партнерами из группы "ВИС", федеральными ведомствами необходимо решить ключевые вопросы финансирования проекта", — сообщил глава "Ростеха" Сергей Чемезов.

Конечная стоимость капитальных затрат на сооружение моста будет определена только после завершения проектирования и прохождения государственной экспертизы. Реализация проекта будет проходить в несколько этапов. При этом подготовительные работы планируется начать на 6 месяцев раньше установленного срока.

"Создана межведомственная рабочая группа, разработана пошаговая "дорожная карта", — отметил председатель совета директоров "ВИСа" Игорь Снегуров.

Кроме того, по его словам, инвесторы уже заказали космические снимки участков трассировки, после завершения инженерных изысканий они понадобятся для разработки детального топографического плана.

Как сообщили в департаменте по корпоративным коммуникациям группы "ВИС", на место будущей стройплощадки уже перебазированы четыре буровые установки для проведения изыскательских работ "со льда".

"Специалисты получили первые образцы мерзлого грунта и передали их для исследования в лабораторию Якутского государственного научно-исследовательского института строительства (ЯКУТПНИИС). Для определения оптимальной трассировки и мест расположения опор моста в русле реки начат анализ космических стереоснимков, по итогам которого будет сформирована цифровая модель местности", — говорится в пресс-релизе группы "ВИС".

Также до начала ледохода специалисты установят на участке термометрические колонны, которые позволят определить температурные характеристики грунтов под основания опор моста.

"В летний бесснежный период также запланировано проведение археологических исследований. Их цель — обнаружение и сохранение возможных памятников культурного наследия в зоне строительства. Результаты будут учтены при корректировке оси трассы", — отмечается в сообщении группы.

Все работы на этапе изысканий и проектирования будут финансироваться концессионером – ООО "Восьмая концессионная компания" (управляется консорциумом ГК "Ростех" и группой "ВИС"). Помимо концессионера в проектно-изыскательных работах примут участие Ленское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства, МЧС России по Якутии и Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства региона.

В "ВИС" отметили, что Ленский мост — это единственный вантовый мост в России, который будет построен в суровых условиях Крайнего Севера. Он располагается в так называемой зоне развития вечной мерзлоты с близким залеганием скального основания и сейсмичностью до 8 баллов.

Кроме того, реку Лена отличают интенсивный ледоход и сильные паводки. С учетом этого, строительство будет вестись с применением современных технологических решений, включая BIM-технологии. Как полагают специалисты, это позволит сократить сроки проектирования, свести к минимуму так называемый "человеческий фактор", а также контролировать последующие строительные работы в режиме "online".

Так, вести строительство моста предполагается с трех временных островков в русле реки, а собирать железобетонные строения, узлы и соединения — в специально возведенных на берегу ангарах. Работы "с воды" планируется выполнять с привлечением судов Ленского государственного бассейнового управления водных путей и судоходства. График строительства будет учитывать судоходный трафик на реке, а также периоды ледохода и ледостава.

Проектирование единственного в Якутии моста через Лену должно быть завершено во II квартале 2021 года, сдача его в эксплуатацию планируется в I квартале 2026 года. По предварительным оценкам, общая протяженность трехпилонного вантового перехода с двухполосной дорогой составит более 3 км, протяженность подходов — около 11 км.

При этом концессионное соглашение будет действовать в течение 25 лет. Из них шесть лет отведены на проектирование и строительство объекта, 19 лет — на эксплуатацию моста концессионером (НИК).

Как сообщала пресс-служба группы "ВИС", бюджетные средства на начальном этапе строительства моста через Лену не потребуются, изыскания оплатит концессионер.

"Федеральное финансирование на начальном этапе проекта не предполагается. Все проектно-изыскательские работы по условиям проекта концессионного соглашения должны быть выполнены за счет средств инвестора (концессионера — НИК). Средства федерального бюджета могут потребоваться на инвестиционной стадии проекта в период с 2021 по 2024 годы", — говорится в сообщении компании.

В конце 2019 года ООО "РТ-Развитие бизнеса" (дочерняя компания "Ростеха") и группа "ВИС" создали консорциум — "Национальная инфраструктурная компания" (у "Ростеха" 33,4%, у "ВИС" - 66,6%) — для реализации проекта строительства моста через Лену в Якутии. В январе правительство Якутии определило консорциум концессионером строительства. Также о планах присоединиться к строительству моста через Лену говорил и глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев.

"Мы рассматриваем возможность партнерства с "Ростехом" в строительстве моста через Лену. Наши соинвесторы заинтересованы в этом, мы сейчас как раз обсуждаем с "Ростехом", с "ВИС" возможный совместный консорциум по строительству моста", — сказал он журналистам в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе.

Он также сообщал, что участием в реализации проекта интересуются партнеры фонда из Азии и стран Ближнего Востока.

"Мы видим интерес от ближневосточных инвесторов — от Саудовской Аравии, Эмиратов и от наших традиционных партнеров — это Китай — к данному проекту", —говорил глава РФПИ в конце ноября 2019 года.

Всего на реализацию проекта консорциум должен получить от государства 54,3 млрд рублей. Еще 9,5 млрд рублей вложат инвесторы.

В последние 40 лет вопрос о строительстве моста через Лену не раз поднимался на государственном уровне. Из-за отсутствия круглогодичного сухопутного сообщения между Восточной и Западной частью Якутии 80% ее населения не имеет связи с "большой землей" по 5-6 месяцев в году. Чтобы обеспечить людей всем необходимым в эти периоды, властям региона приходится заранее завозить им продукты питания и топливо.

Новая мостовая переправа позволит сократить затраты на "северный завоз" более чем на 4 млрд рублей в год и придет на смену небезопасным зимникам и переполненным паромам, которые работают на реке летом. Планируется, что с запуском в эксплуатацию моста пассажиропоток вырастет до 8 млн человек в год. Совокупный положительный эффект на рост ВРП республики может составить до 3% ежегодно.

"Мост через Лену — вековая мечта якутян. Он не только соединит западную и восточную части Якутии, но и станет важным стратегическим звеном магистральной инфраструктуры России — обеспечит пространственную связность Дальнего Востока и Арктики, огромных территорий, рассеченных великой рекой от Байкала до Ледовитого океана", — заявил глава Якутии Айсен Николаев.

По его словам, Ленский мост свяжет также три федеральные и пять региональных автодорог, Амуро-Якутскую железнодорожную магистраль, крупнейший речной порт и международный аэропорт.

"В перспективе — это основной элемент будущей трассы Иркутск-Магадан", — добавил он.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax–Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще