Россия / Калейдоскоп 28 марта 2022 г. 15:38

Как не стать жертвой телефонных мошенников

Россияне часто становятся жертвами телефонных мошенников, которые представляются сотрудниками банков или правоохранительных органов и даже используют роботов для того, чтобы завоевать доверие жертвы, а затем заполучить ее деньги. Как распознать злоумышленников и сохранить свои деньги, «Интерфаксу» рассказал начальник отдела управления уголовного розыска ГУ МВД по Ростовской области Александр Горлов.

Как не стать жертвой телефонных мошенников
Mohamed Hassan, Pixabay
Как понять, что тебе звонят мошенники
RODNAE Productions, Pexels

Как понять, что тебе звонят мошенники

К сожалению, россияне по-прежнему продолжают верить неизвестным людям, звонящим по телефону, и выполняют все действия по их инструкции. Главная цель злоумышленников – ввести в заблуждение, получить данные номеров карт, пин-кодов, номеров счетов, с помощью которых можно вытянуть из жертвы все деньги, а иногда даже оформить кредит на крупную сумму. В основном преступники рассказывают своей жертве, что с ее счетом происходят сомнительные действия, и деньги необходимо срочно перевести на резервный счет, который в итоге остается подконтрольным только злоумышленникам. Телефон, с которого они звонили, перестает отвечать.

Как действуют телефонные мошенники
Sammy-Sander, Pixabay

Как действуют телефонные мошенники

 Чтобы убедить свою жертву, злоумышленники пользуются различными способами. Они обращаются к потенциальному потерпевшему по имени и отчеству, и, как правило, знают его фамилию. Преступники звонят с номеров, которые очень похожи на номера реальных кредитных организаций, представляются сотрудниками банков. Зачастую они имитируют работу call-центров, на заднем фоне обычно разговаривают люди или кто-то печатает на клавиатуре. Иногда злоумышленники могут разыграть сцену и переключают разговор на другого «сотрудника» банка или робота.

Наша справка

Мошенники зачастую используют информацию о гражданах, которую получают в результате утечки при обработке персональных баз данных. В 2021 году Роскомнадзор (РКН) провел более 3,9 тыс. проверок операторов персональных данных – в более 80% из них выявили те или иные нарушения. Граждане, чьи персональные данные оказываются в свободном доступе, все чаще получают навязчивые рекламные сообщения и звонки, становятся жертвами телефонных мошенников. Всего в 2021 году таких звонков было более 3,7 млн. По оценке Роскомнадзора, персональные данные граждан РФ содержатся в 3 млн различных баз данных. Фактически, по оценкам экспертов, о каждом гражданине есть информация как минимум в 10 базах данных.

Как обезопасить себя от телефонных мошенников
Gundula Vogel, Pixabay

Как обезопасить себя от телефонных мошенников

 Если вам звонят, представляются службой безопасности банка и говорят о том, что нужно срочно перевести деньги на какие-то специальные защищенные счета, то это 100% звонят мошенники. Службы безопасности банков и кредитно-финансовых организаций никогда не звонят и никогда не просят переводить куда-то деньги. Call-центры банков звонят только в тех случаях, когда происходит сомнительная операция по карте клиента. При этом они исключительно запрашивают подтверждение на проводимую операцию.

Как распознать брокера-мошенника и не стать его жертвой
Mikhail Nilov, Pexels

Как распознать брокера-мошенника и не стать его жертвой

 Сейчас часто используется схема, когда мошенники представляются брокерами или их помощниками и предлагают потерпевшим быстро и много заработать. Они убеждают и подталкивают свою жертву открыть, а затем пополнить инвестиционный счет. Но только внесенные средства с этого счета потерпевший вывести уже не может, так как этот счет остается подконтрольным только звонящему. Начинается своего рода «игра», когда потерпевший кладет на свой счет 50-100 тысяч рублей, а через несколько дней видит, что там уже 400 тысяч рублей. Это подстегивает его к тому, чтобы получить еще больше, он переводит на счет новые и новые суммы. Такие переводы достигают 10 млн рублей. В итоге, когда потерпевший желает вывести деньги со счета, мошенники сообщают, что они «сгорели», хотя на самом деле они были выведены преступниками. Чтобы избежать подобных случаев полиция напоминает, что настоящие брокеры обычно не звонят гражданам. Если вам все же позвонили, в первую очередь стоит проверить, находится ли предлагаемый брокер в реестре Центробанка РФ. Но лучше вовсе отказаться от предлагаемых услуг.

Признаки того, что вам позвонил псевдо-брокер:
  1. Настоящий брокер никогда не позвонит первым.
  2. Брокеры-мошенники осуществляют навязчивые звонки в любое время суток.
  3. От мошенников звонки поступают с мобильного или скрытого номера. У серьезной брокерской компании всегда есть единый телефонный номер – федеральный или местный.
  4. Вам обещают легкодоступный и быстрой заработок. Инвестиции – это всегда риск. Поэтому обещание баснословной прибыли в короткие сроки - это всего лишь схема заманивания жертв в ловушку к мошенникам.
  5. Звонящий отказывается назвать адрес сайта брокерской компании, а информации о ней нет в открытых источниках.
  6. На сайте, на котором вам предлагают зарегистрироваться мошенники, нет сведений о собственнике компании, лицензии ЦБ РФ, юридического адреса и контактных данных.
  7. Вам отказываются предоставить информацию о лицензии. Лицензия брокера – это документ, который подтверждает профессионализм и дает право заниматься финансовой деятельностью на фондовом рынке.
  8. Брокер отказывается встретиться в офисе и заключить брокерский договор. Предлагает быстро открыть счет без проверки ваших документов и заверяет, что достаточно оформить личный кабинет на сайте.
Что делать, если мошенники представляются сотрудниками полиции
Mikhail Nilov, Pexels

Что делать, если мошенники представляются сотрудниками полиции

 Если вам позвонил мошенник, который утверждает, что он сотрудник правоохранительных органов (полицейский, следователь, сотрудник прокуратуры) и начинает говорить о сомнительных действиях с вашей банковской картой или счетом, рекомендуется немедленно прекратить разговор и обратиться в полицию. Сотрудники правоохранительных органов никогда не звонят по поводу блокировки банковских карт, а также сомнительных операций. Соответственно, такой звонок вам может поступить только от мошенников.

Чего нельзя говорить мошенникам по телефону
Mikhail Nilov, Pexels

Чего нельзя говорить мошенникам по телефону

 Если в ходе беседы вы понимаете, что вам звонит мошенник, то самый безопасный способ – это положить трубку. Таким способом вы обеспечиваете безопасность своих денег на 100%. Мошенникам ни в коем случае нельзя называть реквизиты банковских счетов, данные карт, пин-коды, паспортные данные или любую другую информацию, которая поможет им похитить ваши денежные средства. Все эти сведения конфиденциальные. Если вас просят их назвать – вас пытаются обмануть.

Наша справка:

Телефонные мошенники начали использовать тему санкций против российских банков в целях собственного обогащения. По данным МВД РФ, если ранее мошенники, которые называли себя представителями банков, пытались просто узнать данные вашей карты, то теперь предлогом для этого служит информация об отключении российских кредитно-финансовых учреждений от международной платежной системы. Также мошенники пугают граждан якобы предстоящим полным запретом на снятие наличных денег со счетов либо блокировкой банковских операций.

Что делать, если стал жертвой телефонных мошенников
SHVETS production, Pexels

Что делать, если стал жертвой телефонных мошенников

 Если вы все же стали жертвой мошенников, нужно позвонить в банк и заблокировать все счета, которые находятся под угрозой. Затем вам необходимо обратиться в полицию по месту жительства и написать заявление о факте мошеннических действий. В отделение полиции при этом желательно принести выписку по движению денежных средств, где будет указано, когда похитили деньги. Для сотрудника полиции это будет подспорьем для того, чтобы быстрее провести все необходимые мероприятия для установления личности преступников и последующего раскрытия преступления.