Interfax-Russia.ru – В Большом театре не считают Дмитриченко организатором покушения на худрука балета Сергея Филина. Полиция убеждена, что все фигуранты дела причастны к преступлению.
Коллектив Государственного академического Большого театра (ГАБТ) считает, что солист театра Павел Дмитриченко не был конечным заказчиком нападения на балетмейстера Сергея Филина, а стал невольным орудием в чьих-то руках.
Напомним, что наряду с Дмитриченко, которого следствие считает заказчиком и организатором покушения на худрука балетной труппы ГАБТ, задержаны непосредственный, по версии следствия, исполнитель нападения Юрий Заруцкий и водитель Андрей Липатов, утверждающий, что он лишь привез напавшего на место преступления.
Таганский суд Москвы 7 марта санкционировал арест до 18 апреля всех троих подозреваемых по делу, после чего Дмитриченко, Заруцкому и Липатову предъявили обвинение по ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью). Мотивом нападения следствие считает неприязненное личное отношение Дмитриченко к Филину, связанное со служебной деятельностью.
Максимальным наказанием за данное преступление может стать тюремное заключение на срок до 12 лет. Суд при вынесении приговора обязан учесть позицию потерпевшего, поэтому Дмитриченко и другим фигурантам дело, возможно, не удастся добиться снижения срока даже после признания вины. При этом сам потерпевший собирается настаивать на максимальном наказании для участников нападения и намерен потребовать от фигурантов дела материальной компенсации причиненного ему вреда.
Между тем в Большом театре не верят в то, что их солист мог быть заказчиком нападения на балетмейстера. "Возникают сомнения, что Дмитриченко был окончательным заказчиком нападения на Филина. Такой точки зрения придерживается и руководство Большого театра", - сообщила "Интерфаксу" пресс-атташе ГАБТ Катерина Новикова.
"Возникает ощущение, что за Павлом стоит кто-то еще, на чье влияние он поддался, или невольным исполнителем чьей воли он стал", - сказала Новикова, подчеркнув, что все точки над "i" должно расставить следствие.
Свою точку зрения артисты театра изложили в открытом письме: "Для всех знающих Дмитриченко даже мысль о том, что он мог быть вдохновителем и заказчиком преступления, совершенного в столь жесткой форме, является абсурдной".
По мнению авторов письма, принципиальные разногласия с Филиным относительно его художественной и кадровой политики в балете… "не могли выйти за рамки закона", а выводы, сделанные следствием, "представляются поспешными, доказательства - неубедительными, а признание самого Павла, впоследствии измененное, - результатом оказанного на него жесткого давления".
Письмо коллег Дмитриченко, поступившее в "Интерфакс", адресовано президенту, правительству, председателю попечительского совета ГАБТ Александру Жукову, поклонникам балетного и театрального искусства в России и за ее пределами, а также театральной общественности.
Подписи под письмом поставили более 300 сотрудников театра, в том числе артисты балета, оперы, оркестра, представители администрации. В числе подписавшихся премьеры балета Николай Цискаридзе и Александр Волчков, прима-балерины, народные артистки России Мария Александрова, Анна Антоничева, заслуженная артистка России Марианна Рыжкина, солисты балета Анжелина Воронцова, Юлия Гребенщикова, солисты оперы, народные артисты СССР Владимир Маторин и Елена Зеленская, дирижеры Павел Клиничев и Алексей Богорад.
Авторы письма рассчитывают, что "истинные причины и обстоятельства этого преступления будут установлены, а мнение коллектива Большого театра, в котором произошла эта трагедия, поможет общественности увидеть ситуацию в гораздо более объективном свете - без склонных к сенсациям СМИ и возможного давления со стороны судебных и исполнительных органов власти, желающих поскорее поставить точку в этом деле".
В документе говорится, что противопоставление двух артистов - художественного руководителя Сергея Филина и ведущего солиста балета Большого театра Павла Дмитриченко - "само по себе порочно, ибо до решения суда в отношении П.Дмитриченко действует презумпция невиновности; поспешные выводы некоторых СМИ, назвавших его преступником, нарушают не только правовые, но и морально-этические нормы".
По следам письма заявление в правоохранительные органы готовит и руководство Большого театра. "Я готовлю заявление в правоохранительные органы с просьбой обратить внимание следствия на некоторые странные вещи, которые не попали в поле зрения следователей", - заявил журналистам генеральный директор ГАБТ Анатолий Иксанов.
Он напомнил про угрозы и некоторые действия в адрес руководителя балетной труппы театра, в частности про атаку на почту Филина, создание его якобы сайта с ложной информацией, а также блокировку служебного телефона, из-за чего он был лишен возможности контактировать с труппой.
Иксанов пояснил, что цель его заявления - обратить внимание следствия на серию фактов, которые помогли бы раскрыть главного заказчика преступления. "Множественные факты говорят о том, что заказчиком мог быть не Павел Дмитриченко, а кто-то другой", - заявил гендиректор ГАБТ.
Кстати, сам Филин, как сообщила "Интерфаксу" его адвокат Татьяна Стукалова, считает версию о причастности к нападению на него еще как минимум одного человека небезосновательной. "Дмитриченко пока, видимо, покрывает этого "кукловода" из определенных побуждений. Знаете, как у нас, у юристов говорят, может быть, пройдет какое-нибудь определенное время - там у всех есть время подумать, и он переоценит все эти события",- отметила адвокат.
"Изначально было нашим мнением, мы это прекрасно понимаем, что дело вовсе не в Анжелине Воронцовой (гражданская жена Дмитриченко, в СМИ озвучивались версии о том, что она стала причиной его конфликта с Филиным - ИФ), есть кукловод",- сказала Стукалова.
Вместе с тем защита Филина расценивает письмо сотрудников ГАБТ в поддержку Дмитриченко как попытку оказать давление на следствие. "Сейчас никто не говорит о конкретных выводах, все понимают, что признать виновным может только суд. Но кто-то создает мнение, что расследование ведется некачественно. Это очень кому-то выгодно, чтобы оказать одному из задержанных поддержку", - заявила Стукалова.
Она пояснила, что когда выносится санкция об аресте, это делается не для того, чтобы, например, обезвредить лицо, совершившее общественное деяние, но и чтобы оградить подследственного от общения с третьими лицами, чтобы как раз расследование шло качественно.
При этом, считает адвокат, за письмом в поддержку обвиненного в организации нападения на него солиста балета может стоять лицо, которое было заинтересовано в совершении преступлении. "Я считаю, что ситуация выгодна тем людям или тому человеку, которого покрывает Павел Дмитриченко, и если этот человек не будет показывать массовых работ в защиту Дмитриченко, тот потащит его за собой", - отметила Стукалова.
Между тем в МВД РФ считают преждевременными утверждения о том, что Дмитриченко не является истинным заказчиком нападения на Филина. Полиция не сомневается, что солист балетной труппы Большого театра и два других задержанных в рамках уголовного дела о нападении причастны к преступлению.
"В части, касающейся уголовного розыска, могу сказать, что мы убеждены, что те лица, которые были задержаны в результате нашей работы, причастны к совершению этого преступления", - заявил заместитель начальника управления уголовного розыска ГУ МВД по Москве Максим Ваничкин.
По его словам, с момента задержания подозреваемых и по настоящее время московский уголовный розыск не получал информацию, которая бы свидетельствовала об обратном. "Мы проверяем по поручению следователей все сообщаемые ими факты - характер взаимоотношений, последовательность событий. В процессе этой работы мы не выявили ни одной нестыковки в сообщенных ими следователям фактах", - пояснил Ваничкин.
При этом полиция готова проверить факты о возможной непричастности Дмитриченко к нападению на худрука, если их представит представитель коллектива театра. "Что касается писем, мы всегда относимся с пониманием к деятелям культуры. Если ими будут сообщены какие-то факты, свидетельствующие о том, что кто-либо из них непричастен к совершению преступления, мы, безусловно, будем их проверять", - сообщил замначальника управления уголовного розыска ГУ МВД по Москве.
Однако пока, по его словам, в МУР такой информации не поступало. "В моем понимании, это алиби кого-то из участников, наличие другого подозреваемого, который, возможно, совершил преступление, но пока этого нет", - рассказал Ваничкин.
Он заверил, что следствие отслеживает ситуацию и доведет дело до логического конца: "Проверим все факты, не только известные нам, но и то, что сами эти люди говорят. Учитывая, что с проблемами оговора и самооговора нам приходится сталкиваться, наверное, еще чаще, чем адвокатам, я также не заинтересован, чтобы здесь фигурировала подобная информация".
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"