Эксклюзив 20 апреля 2021 г. 10:56

Руководитель Центра развития кинопроизводства Заполярья Светлана Солдатова:

"Мода снимать кино на Севере пройдет не скоро"

"Мода снимать кино на Севере пройдет не скоро"
Фото предоставлено Светланой Солдатовой

Мурманская область с 1920-х годов регулярно становится киноплощадкой. Здесь были сняты сказки "Морозко" и "Вечера на хуторе близ Диканьки", картины "Кукушка", "Первый после Бога", "72 метра", "Левиафан" и другие. Сейчас в Заполярье постоянно приезжают съемочные группы для работы над документальным и художественным кино, съемок клипов. Как удалось сформировать этот поток, чем Север цепляет режиссеров и сценаристов и как длинные тени в полярный день и отсутствие клещей влияют на развитие кино в регионе, в интервью "Интерфаксу" рассказала руководитель Центра развития кинопроизводства Мурманской области, директор АНО "Продюсерский центр "Северный характер" Светлана Солдатова.

- Светлана Юрьевна, как сейчас происходит работа над кино в Мурманской области?

- Центр кинопроизводства появился в 2020 году как оперативный орган кинокомиссии Мурманской области. В состав кинокомиссии входят чиновники, это удобно для оперативного решения проблем, возникающих у кинематографистов, но недостаточно для оценки творческого потенциала кинопроекта. Сейчас есть понимание, что в комиссию нужно вводить экспертов, которые понимают, что такое кино, сценарии, драматургия, чтобы объективно принимать решения по тем же кинорибейтам.

В Мурманской области нет членов Союза кинематографистов, существует только представительство этой организации. Однако на Кольском полуострове живут люди, которые хотят снимать на Севере кино и снимают его, как умеют, практически за свой счет. Они не могут претендовать на членство в знаменитой общественной организации. Большинство местных кинематографистов вышли, как и я, из тележурналистики – и нужно было их как-то всех вместе собрать. Так 12 лет назад в Мурманске появился кинофестиваль "Северный характер", он предшествовал появлению Центра кинопроизводства.

- Какого рода помощь вы оказываете съемочным группам, которые проявляют интерес к Северу, какие задачи ставите перед собой?

- Самая глобальная задача – это влюбить людей в Север, чтобы они увидели огромный кинопотенциал этой территории, чтобы слава о регионе разнеслась по всем уголкам России. Поэтому первая задача – привлечение кинематографистов, и мы презентуем регион на разных фестивалях, дискуссиях. Вторая задача – организация location-туров для наших коллег. В этом году мы планируем такой location-тур для киносценаристов. Несомненно, правильно привозить продюсеров, чтобы они увидели неизбитые территории и начали адаптировать уже готовые сценарии, но мы хотим, чтобы кинофильмы выросли на наших историях, чтобы сценаристы встретились с местными жителями, обладателями знания территории, людьми с северным характером, напитались местным колоритом, нашли источник вдохновения для будущего сценария.

К нам обращаются с разными вопросами – от административных согласований до поисков четырех мигрантов, гроба или лодки для съемок, да такой старенькой, чтобы главного героя при ее виде охватила тоска. Запросы возникают самые неожиданные. Наша задача – наладить взаимодействие между кинематографистами и местными жителями, бизнесом, чтобы работа шла корректно, без обмана, чтобы ни для кого не было неудобств.

Мы чувствуем мощный отклик от населения. Жители наших северных городов очень хорошо относятся к деятельности киногрупп. В прошлом ноябре мы запустили флешмоб и всей областью искали снег для Первого канала, чтобы московская съемочная группа не уехала снимать новогодние заставки за Урал. В итоге снег нашли в районе Кировска, в результате в новогодние праздники вся страна видела видеоролики, снятые в Мурманской области.

- Кино помогает обнаружить белые пятна, точки роста для местного бизнеса?

- Еще при предыдущем губернаторе я говорила, что не нужно сажать в тундре огурцы, потому что киноиндустрия – это точки роста для местного бизнеса, и сейчас это все понимают. Инвестиции – это когда внешние деньги приходят в регион. К примеру, бюджет среднего сериала – 140 млн рублей, и когда съёмочная группа приезжает в регион за натурой, снимает сериал, то оставляет здесь около 40 млн рублей. Вот, пожалуйста, загрузка для местного бизнеса – отели, кейтеринг, трансфер. Сейчас кинематографисты даже билеты покупают через мурманскую компанию, потому что часть этих денег можно вернуть через рибейты. Пока для местного бизнеса остаются совершенно белые пятна, связанные со сдачей в аренду техники. Для артистов нет трейлеров, туалетов, а это идеи для создания новых услуг.

Есть сложности с кейтерингом. Обслуживание съемочной группы в 30-80 человек, которая работает смену 12 часов, отличается от обслуживания банкетов. Здесь своя специфика, и мы обязательно расскажем об этом предпринимателям, которые работают в этой сфере. Есть сложности с отелями – на фоне подъема внутреннего туризма ценник на проживание высокий. Удивительно, но сейчас в Мурманской области исчезли понятия "высокий" или "низкий" сезон. Туристы едут на полуостров и зимой, и летом. Мы просвещаем отельеров: стоит немного снизить стоимость проживания для киношников (ведь это не туристы, они едут работать), объясняем, что обязательно будет опосредованный эффект после выхода фильмов – зрители влюбятся в Север, поедут сюда, и вы еще снимете свой урожай.

- Мы говорим о кино на Севере, но насколько разные локации, ландшафты для съемок есть в регионе? Что привлекает съемочные группы?

- В первую очередь, бесконечная тундра, когда на многие километры видно ягель. Безусловно, привлекает море – Баренцево и Белое. Еще есть лесотундра, тайга, пустыня, горы. На Крайнем Севере легко показать противостояние героя и стихии, драматургический конфликт между природой и человеком уже заложен – это работает на идеи режиссера. Сейчас, мне кажется, дефицит цельных героев, способных совершить поступок, взять на себя ответственность. Север подчеркивает эту цельность персонажей, их характеристики. В итоге артист с выразительными чертами смотрится здесь еще круче.

Конечно, Кировск и Териберка уже хорошо освоены кинематографистами. Сейчас в фокусе Мурманск, он привлекает террасами, видами на залив, девятиэтажками, которые расположены на скалах и словно рисуют кардиограмму.

Кино – это бизнес, киноиндустрия считает деньги на производство и понимает, что дешевле всего попасть в мурманские тундры, нежели добираться в тот же Нарьян-Мар, Салехард.

- И все же, почему съемочные группы едут в Мурманскую область, а не пользуются возможностями компьютерной графики?

- Есть кино как аттракцион, и компьютерная графика усиливает залихватские перемещения героя, а есть социальная драма, как "Левиафан". Для этого фильма были куплены только кадры с китами под водой, их в Териберке не снимали. А все остальное в фильме – правда жизни, художественно осмысленная режиссером. Если зритель идет в кино на аттракцион, на супергероя, то он многое принимает на веру, как в сказке, в таком фильме характер героя не меняется в зависимости от обстоятельств действия. В социальной драме характер героя развивается, на него влияют события, взаимодействия с другими персонажами, а атмосфера, природа, ландшафты подчеркивают эти перемены, работают на идею экранного произведения. Это важно для честного авторского фильма. Декорациями этого не сделать, никакую атмосферу графикой не добавить, правды не будет.

- Что стало поворотным моментом для развития кино в Мурманской области? Это постэффект упомянутого "Левиафана"?

- Я думаю, был ряд причин. В 2018 году мы сделали первый location-тур, привезли 25 режиссеров и сценаристов. Тогда в правительстве области прошла встреча, где кинематографисты в один голос говорили про кинокомиссию, рибейты, опыт Калининграда. Тогда ничего не сдвинулось, но что-то запало в голову чиновников. Мне кажется, все зависело от инициативы губернатора, политической воли, и коллеги из других регионов это подтверждают. В 2019 году новый губернатор Андрей Чибис увидел большой потенциал в привлечении киноиндустрии, что есть люди, способные реализовать эти идеи, – и понеслось! Но, что очень важно, территория была уже "раскачана", Мурманская область не была пустым местом или выжженной землей для кино – уже были кинофестивали, визиты, поездки, были местные жители, которые в частном порядке работали с кинематографистами.

"Левиафан", да, это очень красивая точка отсчета новейшей истории кинопритяжения в наш регион. Андрей Звягинцев абсолютно гениальный режиссер, в моем любимом жанре социальной драмы он сделал очень выразительную, удивительную работу, которая выдвигалась на "Оскар", получила "Золотой глобус". Но мы отдаем себе отчет, что продюсер Александр Роднянский сделал невероятную кампанию по продвижению фильма, о нем не слышал разве что глухой.

- Вы говорили, что кино и развитие туризма связаны, как это произошло с "Левиафаном" и Териберкой.

- Да, можно говорить, что после "Левиафана" к нам поехали. Но притяжение территории нужно постоянно поддерживать. После этой картины еще не было такой реперной точки, такого же по силе и удачной фестивальной судьбы фильма, но я его жду, что-то непременно выстрелит. Это зависит от таланта режиссера, сценариста – и мы привлекаем сюда людей интересных, умных, толковых, талантливых, гениальных.

- Что в этом году будет сниматься в Мурманской области?

- Вскоре к нам приезжает продюсерский центр "ВГИК-Дебют", они будут снимать социальные драмы – "Шинед О’Коннор" и "У самого Белого моря". Летом будет сниматься сериал о военной истории "Баренцево море". Пройдут съемки сериалов "Полярный", "Морские дьяволы". Будут сниматься фильмы "Три минуты молчания" Бориса Хлебникова, "Адмирал" Дарьи Хреновой, "Мерзлая земля" Валерии Гай Германики, "Туман" Натальи Гугуевой.

В этом году мы ожидаем выхода ранее отснятых картин "Море", "Молоко", "Иван", "Чтобы чаще Господь замечал", "Полярный". Ранее в этом году вышел фильм "Белый снег" и наш мурманский "Карантин", был презентован музыкальный проект "Свидание" к 130-летию Мандельштама. Ждем новостей о судьбе съемок Натальи Водяновой. Четыре проекта уже смогли получить рибейты – это сериалы "Молоко" и "Иван", фильмы "Кольская сверхглубокая", "Море".

- На ваш взгляд, достаточно ли тех мер, которые уже приняли в Мурманской области для развития кино на Севере?

 - Как и в любом бизнесе, чем больше вклад в продвижение, тем больше отдача на выходе - усилий мало не бывает. Я считаю важным, что обратили внимание на местных кинопроизводителей – Минкульт Мурманской области готовит конкурс грантов для мурманских режиссеров. Для федеральных кинематографистов будет увеличена сумма, которую можно потратить на рибейты, в прошлом году было 5 млн рублей, в этом - уже 10 млн рублей.

- Есть ощущение, что мода на Север будет иметь какой-то срок?

- Всегда бывает какой-то всплеск. Если смотреть по фестивалям, то в конце 1990-х – начале 2000-х был всплеск интереса к норвежскому кино, потом к индийскому. Все зависит от того, где и что удачно выстрелило. Это определяет интерес к территории.

Мода, конечно, не бесконечна. Но наши ландшафты еще не скоро станут заезженными, мода на характер, людей и сдержанную красоту северной природы будет долгой. Наши коллеги-конкуренты из других регионов – Новгород, Калининград – не дремлют. Но сейчас на всю страну действует 18 кинокомиссий, у каждой задача заманить кинематографистов. Предполагаю, что Минкультуры России поставит задачу создать такие кинокомиссии в каждом регионе. Но мы среди первых уже поняли тонкости этой работы и возможные ошибки. Пока у других будет пора ученичества, мы уже перейдем в следующий класс.

- Вскоре наступит полярный день, и это наводит на вопрос: климатические и географические особенности Крайнего Севера для кино мешают или помогают?

- Полярная ночь – это провальный период для съемок, в гражданские сумерки работать невозможно, поэтому в декабре-январе съемки проходят крайне редко. А в полярный день кинооператоры получают роскошный бонус: это самый длинный период режимных съемок. Они любят снимать на рассвете или закате, когда на землю падают низкие лучи солнца, тени длинные, все становится необычно ярким и выразительным. У нас это возможно на протяжении восьми часов, всю ночь в полярный день, а не 10-15, минут как в средней полосе.

Более того, у нас вообще нет клещей, а время массового выхода комаров, мошки, в отличие от таежных регионов, очень короткое. К нам легко добраться по железной и автомобильной дороге. На наших исторических зданиях нет кондиционеров, поэтому легко снимать XX век.

Это особенности, которыми может похвастать только Мурманская область. И мы регулярно об этом говорим, приглашая киношников на потрясающую съемочную площадку - Кольский полуостров.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще