Сыктывкар. 1 октября. ИНТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД - Пролив Карские ворота, который соединяет острова Новая Земля и Вайгач, Баренцево и Карское моря, не замерзает с 2010 года и является серьезным препятствием для белых медведей.
Как сообщил "Интерфаксу" заведующий лабораторией биоресурсов и этнографии Арктики института экологических проблем Севера Владимир Ануфриев, белым медведям, численность карско-баренцевоморской популяции которых на 2010 год составляла около 14 тыс. особей, сейчас не угрожает исчезновение. Но происходящие климатические изменения могут повлиять на хищников.
Ученный поясняет, что зверь постоянно кочует в поисках пищи. Из районов Карского моря и Новой Земли медведь мигрирует на побережье Баренцева моря. При этом пролив Карские ворота, который животное традиционно преодолевает по льду, теперь не замерзает и его приходится переплывать. Из-за сильного течения в проливе звери теперь затрачивают гораздо больше времени на дорогу и приходят к традиционным местам пропитания с серьезным опозданием. Кроме того, из-за сокращения площади ледового покрова животные были вынуждены сменить места ощенки. Все это, подчеркивают ученые, вызывает трудности у медведей, ведь они должны приспосабливаться к новым условиям, вносит изменения в естественные миграционные процессы.
"Изучением этой проблемы сегодня никто не занимается. Просторы Арктики огромны, на тысячу миль можно не встретить ни одного зверя. А методы дистанционного учета трудоемки и не очень эффективны, а эффективные, в свою очередь, не разработаны. Есть опытные работы, которые основаны на данных со всех судов, которые проходили по Северному морскому пути. Но ученым необходимо анализировать огромный пласт информации - такая работа не проводилась", - сказал он.
По его словам, ученые сегодня затрудняются предположить как скажется потепление климата на численности зверей. Тревогу исследователей за будущее популяции животных вызывает деятельность самого человека, поскольку в России охрана белого медведя проводится неэффективно. РФ - единственная страна в мире, где охота на него запрещена, однако коренные народны Севера на него все равно охотятся.