Пешком по шпалам

Interfax-Russia.ru – Вслед за Вологодской областью электрички могут отменить в ряде других регионов России. Всего после новогодних каникул под угрозой окажутся 220 маршрутов.

Регионы и вагоны

Жителей ряда российских регионов в 2015 году может коснуться отмена электричек.

Еще в конце 2014 года стало известно, что с 1 января электрички перестанут ходить на территории Вологодской области, если регион не оплатит услуги ОАО "Северная пригородная пассажирская компания" (СППК) по перевозке пассажиров.

В конце прошлого года начальник департамента управления бизнес-блоком "Пассажирские перевозки" компании ОАО "Российские железные дороги" Геннадий Верховых заявлял журналистам, что также с 1 января из-за задолженностей местных властей могут быть частично сокращены перевозки в Ленинградской области.

Также СППК в конце 2014 года сообщила, что власти Кировской области не будут делать заказ на организацию пригородных железнодорожных перевозок в 2015 году, поэтому СППК отменяет ряд электричек в регионе.

Кроме того, часть электричек в начале 2015 года отменят также и в Центральной России, сообщили в ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания" (ЦППК).

В частности, в Курской области отменяются 6 электричек, у 2 сокращается маршрут. Два состава, правда, при этом, переводятся на ежедневный режим. В Брянской области отменяются 9 составов, назначается один, сокращается маршрут следования у 5. В Смоленской области из графика исчезнут 7 поездов, 1 будет следовать на укороченном участке. В Калужской области отменяется 4 поезда, в Орловской - 18 (еще у 2 изменится маршрут), в Тверской - 2. В Рязанской области будет продлен маршрут следования у 4 составов. Кроме того, с 14 декабря в Брянской области уже сокращен маршрут у 4 поездов, в Калужской - отменены 4 состава (при этом, правда, продлены 3 электрички), в Тульской - из расписания выведены 2 поезда.

Также с 1 января 10 электричек отменят в Забайкальском крае, оставив 40 курсирующих поездов. Сократят объем пассажирских перевозок также в Тамбовской, Псковской, Белгородской областях и ряде других регионов, подчеркивается на сайте РЖД.

Всего после новогодних и рождественских каникул в регионах России может быть сокращено до 220 электричек, сообщили в компании.

"Отмены пригородных поездов связаны с нежеланием региональных властей сотрудничать с пригородными компаниями по вопросам компенсации разницы между комфортным для граждан "социальным" тарифом и экономически обоснованными затратами перевозчика. Напомним, что тариф устанавливается региональными властями", - сообщается в материале.

В РЖД сетуют на то, что большинство регионов не берет на себя ответственность за организацию перевозок и не заключает с ППК долгосрочные контракты.

Как пояснил журналистам представитель РЖД, организация совместно с пригородными пассажирскими компаниями является лишь исполнителями услуги, в то время как заказывают ее местные власти для жителей региона.

В 2014 году правительство России одобрило концепцию развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. Согласно документу, власти каждого региона должны сами просчитать, по каким маршрутам и как часто перевозчик будет обеспечивать жителей услугой. Исходя из этого, размещается государственный заказ на осуществление перевозок. Кстати, местные власти могут и отказаться от электричек, если сочтут их нецелесообразными.

Местные администрации также устанавливают тариф на проезд для населения, который обычно меньше рыночной стоимости услуги. Выпадающие доходы ППК должны оплачиваться из регионального бюджета. Однако в РЖД сообщили, что не все регионы выполняют свои обязательства.

"Десять регионов полностью выполняют свои обязательства по возмещению выпадающих доходов перевозчиков. Еще 22 из 73 субъектов РФ в 2014 году компенсируют не более 50% выпадающих доходов перевозчиков, в том числе три субъекта РФ компенсаций не предусмотрели вовсе (Вологодская область, Ленинградская область, Ставропольский край)", - говорится в сообщении.

В РЖД утверждают, что в 2014 году общий объем убытков пригородных компаний составит 14 млрд рублей, при этом регионы возместят только 8,7 млрд рублей.

Местные власти, в свою очередь, ссылаются на непрозрачность структуры расходов пригородных пассажирских компаний, которая не позволяет объективно оценить размер выпадающих доходов. Правительство Вологодской области, в свою очередь, обжаловало решение СППК по отмене электричек в Арбитражном суде Ярославской области и Втором апелляционном суде.

"На сентябрьской сессии Законодательного собрания области было принято решение о выделении 22 млн руб. для компенсации недополученных СППК доходов за 2012 год. Тем не менее, компания-перевозчик игнорирует нас и не принимает эти деньги, отказывается направить в наш адрес расчетный счет, по которому мы должны перевести деньги. По мнению РЖД, сумма недостаточна, чтобы компенсировать все убытки", - отмечал губернатор Вологодской области Олег Кувшинников.

Средства на эти цели

Эксперт Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Владимир Савчук пояснил Interfax-Russia.ru, что регионы получили не только обязанность по организации пригородного железнодорожного сообщения, но и деньги на это: так, в 2013-2019 годах налог на имущество для предприятий железнодорожного транспорта будет увеличен в 10 раз. В результате если в 2013 году РЖД дополнительно выплатило налогов в региональные бюджеты на сумму около 8 млрд рублей, в 2014 году – более 15 млрд рублей, в 2015 году ожидается более 23 млрд рублей, а к 2019 году эта сумма возрастет до 50 млрд рублей.

Однако, по мнению эксперта, некоторые регионы пока не торопятся платить за услуги, полагая, что РЖД в любом случае будут работать.

Пытаясь решить возникший конфликт между местными властями и перевозчиками, правительство России 6 января установило льготный тариф для ППК за пользование инфраструктурой РЖД, сообщается на сайте правительства РФ.

"Одна из основных статей расходов пригородных пассажирских компаний (ППК) - плата владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта (ОАО "РЖД") за предоставление услуг по использованию указанной инфраструктуры", - говорится в сообщении.

При этом на компенсацию потерь в доходах РЖД в федеральном бюджете на 2015 год предусмотрены субсидии для в размере 25 млрд рублей, подчеркнули в правительстве РФ.

"Принятое решение направлено на обеспечение безубыточной деятельности РЖД в сфере пригородных перевозок", - отметили в правительстве.

Однако, по мнению эксперта ИПЕМ, фактически федеральное правительство своим решением сократило льготы для ППК с 99 до 75%. В свою очередь, ППК, скорее всего, вновь вынуждены будут обращаться за дополнительными субсидиями в регионы. В результате регионы вновь могут дополнительно увеличить цены на перевозку пассажиров.

"Вместо 1 % за услуги инфраструктуры ППК должны будут платить 25 %, то есть 6 млрд рублей дополнительно должны будут заплатить за услуги инфраструктуры РЖД. В результате увеличится потребность в дополнительных субсидиях, либо росте цены к существующему уровню, либо сокращение объема перевозок", - заключил Савчук.

Принятые правительством России меры по состоянию на 12 января 2015 года никак не повлияли на решение РЖД по отмене электричек.

"Где должны были отменить электрички, там отменят с начала рабочей недели (12 января – ИФ)", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе РЖД.

В компании также отметили, что с конца декабря критическая ситуация с пригородным сообщением по существу не изменилась, и РЖД свою позицию не поменяла.

В частности, как пояснил Interfax-Russia.ru источник, знакомый с ситуацией, электрички в Вологодской области, как и обещали РЖД, полностью отменили, а диалог между властями региона и компанией из-за нового постановления правительства РФ пока никак не продвинулся.

"Все остается в тех же параметрах, как это было в декабре. Роли для разрешения конфликта между администрациями областей и РЖД постановление правительства, к сожалению, не сыграло", - рассказал собеседник агентства.

В РЖД отмечают, что эффективное решение вопроса пригородных перевозок возможно за счет принятия нового закона "Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации".

"В настоящий момент законопроект готовится правительством для внесения на рассмотрение в Государственную Думу РФ", - сообщается на сайте РЖД.

Эксперт ИПЕМ, в свою очередь отметил, что во избежание конфликтов цены на перевозки должны формировать федеральные ведомства по собственной методике.

"Когда РЖД предоставляет подвижной состав надо сформировать цену. Сейчас эта услуга не регулируется государством, в частности, Федеральной службой по тарифам (ФСТ). Между тем, именно ФСТ, на мой взгляд, должна эту цену регулировать, создав методику. Сейчас цену на подвижной состав устанавливают сами РЖД, а регионам это не нравится по ряду причин", - отмечает специалист.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"