Interfax-Russia.ru – Тела погибших в авиакатастрофе над Синаем доставляют в Санкт-Петербург. Россияне соболезнуют семьям погибших, а эксперты пытаются понять причину трагедии.
Причины катастрофы самолета А321 авиакомпании "Когалымавиа", выполнявший рейс из Шарм-Эш-Шейха в Петербург, сейчас выясняет египетская сторона совместно с Международным авиационным комитетом (МАК) и Росавиацией. Кроме того, своих экспертов на место трагедии направило агентство по безопасности гражданской авиации Франции BEA и корпорация Airbus.
По состоянию на 2 ноября эксперты приступили к расшифровке речевого и телеметрического черных ящиков. Сначала специалисты расшифруют речевой самописец, где содержится запись всех разговоров пилотов лайнера.
При этом говорить о сроках окончательного расследования авиакатастрофы пока рано.
"Специалистам из египетской комиссии с участием российских специалистов предстоит еще расшифровать бортовые самописцы, прослушать наземные магнитофоны в службе управления воздушных движением, в центре управления наземным движением, ознакомиться с записями с экранов локаторов", - отметил глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Александр Нерадько в эфире телеканала "Россия 24".
Однако эксперты уже рассматривают несколько основных версий трагедии.
Техника подвела
Пока основной причиной авиакрушения считается техническая неисправность, сообщил глава египетского комитета мониторинга последствий катастрофы Айман аль-Мукадам.
О том, что причиной крушения российского пассажирского самолета, скорее всего, был отказ техники, заявил и глава Egyptian Airports Co., обслуживающей египетские аэропорты, Адель аль-Махжуб.
В пользу версии говорит то, что командир экипажа разбившегося самолета после вылета якобы докладывал о неполадках. Кроме того, он делал запрос об изменении маршрута, сообщалось на сайте британской газеты Mirror.
Однако, по другим данным, самолет был технически исправен. Так, информированный источник в Каире сообщил "Интерфаксу", что экипаж А321 не подавал наземным службам сигналы бедствия, не сообщал о неполадках и не просил аварийной посадки.
Кроме того, служащий египетского аэропорта, который проводил предполетную проверку разбившегося самолета, заявил, что в ходе осмотра лайнера не было найдено никаких неисправностей, сообщило агентство АП.
"Это был хороший самолет. Все было проверено за 35 минут", - сказал собеседник агентства на условиях анонимности.
Разбившийся самолет накануне трагедии прилетел в аэропорт Шарм-эш-Шейха из Самары. При этом в самарском аэропорту Курумоч экипаж на состояние судна также не жаловался.
"От экипажа в ходе предполетной подготовки никаких замечаний к техническому состоянию самолета не поступало", - сообщила "Интерфаксу" старший помощник приволжского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Майя Иванова.
Руководство "Когалымавиа" также полностью исключила версию технической неисправности разбившегося А321.
"Мы полностью исключаем техническую неисправность воздушного судна и ошибку пилотов", - заявил журналистам замгендиректора авиакомпании по летной работе Александр Смирнов.
В компании считают, что даже если бы двигатель отказал или загорелся, это бы не привело к резкой потере высоты самолетом, которая была зафиксирована.
"Существует версия, что был отказ двигателя, пожар в двигателе, опять-таки хочу сказать, что из-за этого самолеты с эшелона не падают. Да, это серьезная ситуация, но отказ двигателя не приводит к катастрофе. Такая ситуация отрабатывается на тренажерах, которые полностью имитируют полет, с периодичностью раз в шесть месяцев", - заявил в эфире телеканала "Россия 24" представитель авиакомпании.
Авиаперевозчик также утверждает, что все самолеты авиакомпании своевременно проходят предполетную подготовку. В частности, разбившийся самолет проходил процедуру глубокого технического обслуживания D-check в 2014 году, сообщила "Интерфаксу" представитель холдинга TH&C (в состав которого входит авиаперевозчик) Оксана Головина.
"Тяжелое ТО было в прошлом году, сертификат подтверждался в 2015 году", - сказала она.
D-check - самая глубокая форма обслуживания самолета, во время которой проверяется весь самолет, все его узлы и детали. Эта проверка происходит примерно раз в 12 лет и длится 30-40 дней.
По данным французского авиапроизводителя Airbus, самолет А321-200 с регистрационным номером EI-ETJ и заводским серийным номером 663 был поставлен в 1997 году.
"В общей сложности этот самолет выполнил более 21 тыс. рейсов общей продолжительностью около 56 тыс. часов. На самолете были установлены двигатели IAE-V2500", - отметили в Airbus.
Самолет эксплуатировался в парке авиакомпании "Когалымавиа" с 2012 года. Согласно данным отраслевого портала Planespotters.net, с 1997 года до марта 2012 года этот самолет эксплуатировался в ближневосточных странах: Ливане, Турции, Саудовской Аравии и Сирии.
Внешнее воздействие
Помимо версии о технической неисправности, рассматривается вероятность террористического акта. Вечером того же дня, когда произошла трагедия, одно из подразделений ИГ заявило, что якобы оно сбило российский пассажирский самолет. Как уточнялось в западных СМИ, эту запись террористы опубликовали в Twitter, однако его название не приводилось и больше подобных заявлений никто не делал.
Версии о крушении самолета вследствие внешнего воздействия придерживается сам авиаперевозчик, который считает это "единственной разумной причиной разрушения самолета".
"Никакой отказ систем не может привести к разрушению самолета в воздухе", - заявил заместитель генерального директора "Когалымавиа" по летной работе Александр Смирнов журналистам.
К выводу, что лайнер, скорее всего, разрушился в воздухе, пришли представители Росавиации.
"Все признаки свидетельствуют о том, что происходило разрушение конструкций самолета в воздухе на большой высоте", - сообщил глава ведомства Александр Нерадько в эфире телеканала "Россия 24".
Такую же версию озвучил исполнительный директор МАК Виктор Сороченко после осмотра места крушения.
"Рано говорить пока о выводах. Разрушение произошло в воздухе, и фрагменты разбросаны на большой площади около 20 кв км", - сказал он журналистам.
Руководство "Когалымавиа" считает, что даже комплексные сбои в системе не могли бы стать причиной разрушения самолета в воздухе. Перевозчик не исключает теракта, однако призывает дождаться выводов комиссии, расследующей катастрофу.
"Единственной объяснимой причиной может быть механическое воздействие на воздушное судно", - заявил Смирнов.
В районе Синайского полуострова, действительно, находятся боевики, однако они вряд ли могли бы сбить самолет с земли. Вооружений, способных "зацепить" самолет на такой высоте, у террористов нет, сообщил директор Центра изучения стран Ближнего Востока и центральной Азии Семен Багдасаров.
"На Синайском полуострове действует ряд террористических группировок, одни связаны с Аль-Каидой, другие с ИГ. Могли ли быть у них на вооружении ракетные комплексы ПЗРК? Да, могли. Но дело в том, что ПЗРК работают на высоте не более 4-5 тыс. метров. Если на такой высоте шел самолет, тогда это могло быть. Если самолет шел выше, а я так понял, что он шел выше, то конечно, никакой переносной зенитно-ракетный комплекс не может достать", - сказал Багдасаров в эфире телеканала "Россия-24".
Кроме того, египетские власти не зафиксировали в регионе никаких подозрительных обстоятельств, которые могли бы объяснить крушение, заявил западным СМИ премьер Египта Шериф Исмаил.
В египетском военном командовании также назвали не соответствующими действительности утверждения, что рухнувший на Синае самолет якобы был сбит террористами.
"Они (террористы - ИФ) могут выпускать любые заявления, но на данном этапе нет доказательств того, что именно террористы спровоцировали крушение", - заявил европейским журналистам представитель вооруженных сил Египта Мухаммед Самир.
Министр транспорта РФ Максим Соколов ранее назвал версию о том, что самолет был сбит зенитной ракетой террористов, недостоверной.
Тем не менее, зарубежные авиакомпании Air France-KLM, Lufthansa и Emirates на время прекратили полеты своих авиалайнеров над Синайским полуостровом до выяснения всех обстоятельств.
Представитель Lufthansa пояснил, что в его авиакомпании "приняли решение избегать данного района с учетом того, что обстановка там, равно как и причины крушения (российского самолета - ИФ) вызывают вопросы".
Техника и человек
Менее вероятными остаются версии, что крушение стало причиной ошибки пилотов или плохого качества топлива. Прилетевший в аэропорт Шарм-эль-Шейх из Самары самолет перед полетом в Санкт-Петербург должен был дозаправиться.
В Самаре с места заправки самолета уже изъяли образцы топлива и иную документацию, сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СКР Владимир Маркин. Первичное исследование топлива не выявило нарушений качества.
"По поручению Приволжской транспортной прокуратуры проведено первичное исследование проб топлива топливо-заправочной компании, которой и осуществлялась дозаправка 30 октября 2015 года А321 в Самаре. Данное исследование показало, что качество соответствует установленным требованиям", - сообщила "Интерфаксу" помощник Приволжского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ Майя Иванова.
Пробы топлива в аэропорту Шарм-эш-Шейха также взяты на экспертизу. Но смешение российского и египетского топлива не могло повлиять на работу систем лайнера, заявил журналистам заместитель гендиректора авиакомпании "Когалымавиа" по летной работе Александр Смирнов.
"Топливо, поставляемое в египетских и в российских авиакомплексах, смешивается и не оказывают никакого влияния на работу систем самолета. Топливо сертифицировано, заправочные комплексы тоже", - сказала Смирнов.
Также в "Когалымавиа" не видят оснований считать причиной катастрофы человеческий фактор, заявила представитель холдинга TH&C (в его состав входит перевозчик) Оксана Головина журналистам.
"Командир Валерий Юрьевич Немов имеет больше 12 тыс. часов налета (то есть это человек, безусловно, опытный, безусловно, уважаемый, безусловно, очень заслуженный пилот). Из них больше 3100 часов был налет именно на данном типе воздушного судна. То есть, у нас нет оснований предполагать, что была какая-то ошибка сделана со стороны воздушного экипажа", - заявила Головина.
При этом замгендиректора авиакомпании по летной работе Александр Смирнов заявил журналистам, что в последние моменты перед крушением "был неуправляемый полет", не уточнив, что случилось в этот момент с пилотами.
Обозреватель Елизавета Паршукова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook