Сибирь / Точка зрения 3 ноября 2017 г. 16:14

Курс на Восток

Interfax-Russia.ru – Рособрнадзор разработал модель государственной итоговой аттестации по китайскому языку для школьников.

Курс на Восток
© РИА Новости. Евгений Епанчинцев

Специалисты федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ разработали модель государственной итоговой аттестации (ГИА) по китайскому языку по программам основного общего и среднего общего образования.

"Разработка модели ГИА по китайскому языку была начата в связи с растущим интересом к его изучению в России. Соответствующее распоряжение летом 2014 года дала вице-премьер РФ Ольга Голодец. По своей структуре концепция данного экзамена аналогична модели экзаменов по другим иностранным языкам: она содержит письменную и устную части, но при этом разработана с учетом специфики китайского языка", - сообщила пресс-служба Рособрнадзора.

На выполнение контрольной работы учащимся 9 классов отводится 166 минут (160 минут – письменная часть, 6 минут – устная часть), учащимся 11 классов – 192 минуты (180 минут – письменная часть, 12 минут – устная часть).

Первая апробация модели (тестовый экзамен) прошла в российских школах в 2015 году. По итогам экзамена специалисты доработали концепцию и методические материалы для проведения ГИА, а также усовершенствовали экзаменационные задания. В 2016 году они вновь протестировали модель.

"По итогам второй апробации были разработаны проекты примерных программ основного общего и среднего общего образования по китайскому языку и проведено их общественно-профессиональное обсуждение. Помимо прочего, специалисты подготовили методические материалы для экспертов по оцениванию выполнения заданий", - добавили в пресс-службе Рособрнадзора.

Таким образом, в 2017 году специалисты смогли провести апробацию уже "полного цикла" экзамена по китайскому языку, включающую проверку экзаменационных работ в регионах и подготовку экспертов для их оценивания.

"При разработке моделей экзаменов по китайскому языку была проделана очень большая и сложная работа, и сейчас мы подходим к тому рубежу, когда можем смело заявить, что к 2020 году выдадим действительно качественные контрольные измерительные материалы", - заявил заместитель руководителя службы Анзор Музаев.

Между тем, как рассказал первый заместитель директора Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Михаил Поляков, разработать модель экзамена по китайскому языку оказалось не так-то просто. Большую часть заданий, подобных тем, что сегодня включены ЕГЭ по европейским языкам, пришлось изменить из-за специфики китайского языка.

"Мы очень надеемся, что введение китайского языка в систему государственной итоговой аттестации будет способствовать совершенствованию системы обучения китайскому языку у нас в стране и привлечет к его изучению больше учащихся", - сказал он.

Как уточнили в пресс-службе Рособрнадзора, в настоящее время китайский язык преподают в более чем 120 образовательных организациях в 34 регионах РФ. Число российских школьников, изучающих китайский язык, превышает 17 тысяч человек. Преподают китайский язык более 200 учителей.

"В настоящее время российские школьники имеют возможность сдавать ГИА только по четырем иностранным языкам: английскому, французскому, немецкому и испанскому. Обычно экзамены проходят в конце мая – начале июня. Апробация же экзамена по китайскому языку проходит осенью, в этом году 2-3 ноября", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе Рособрнадзора.

Так, одним из регионов, где прошла апробация модели ГИА по китайскому языку, стала Омская область. Выполнить задания по аудированию, чтению, грамматике, переводу и устной речи пришли 25 гимназистов.

"Введение ГИА по китайскому языку - это необходимый шаг для его системного изучения. Ведь сейчас выпускникам, изучавшим китайский в школе и желающим продолжить изучение в вузе, приходится сдавать ЕГЭ по любому из четырех европейских языков. Но это не отражает картину их знаний", - рассказал "Российской газете" представитель Минобразования региона Илья Крылич.

В Омске "бум" на китайский язык начался несколько лет назад. Однако единственным образовательным учреждением, в котором уже десятый год подряд детям с пятого класса преподают китайский, остается городская гимназия N159.

"Ввести новый предмет предложили сами родители. Они объяснили это тем, что соседняя страна быстро и успешно развивается, а их дети с такими знаниями будут иметь преимущество на рынке труда. После окончания начальной школы мы предлагаем ученикам несколько языков на выбор в качестве второго иностранного", - рассказала изданию директор гимназии Наталья Васильевна.

И китайский язык, по ее словам, несмотря на всю его сложность, пользуется большой популярностью.

"У нас сформированы две группы, изучающие немецкий, одна группа по французскому языку, и сразу четыре - по китайскому. И количество желающих постоянно растет", - добавила она.

Со школьниками работают четыре специалиста по китайскому - выпускницы кафедры восточных языков Омского педагогического университета (ОМУ), прошедшие длительную языковую стажировку в КНР. Педагоги утверждают, что занятия китайским формируют у школьников усидчивость, упорство и целеустремленность, а также развивают фотографическую память и музыкальный слух, ведь один и тот же слог на китайском может иметь четыре разных значения в зависимости от интонации. Тестовая контрольная (апробация модели ГИА по китайскому языку) позволяет учащимся не только ознакомиться со структурой заданий и формой сдачи экзамена, но и еще раз проверить свои знания на практике, а их учителям учесть нюансы при дальнейшей подготовке студентов.

"Нам важно, чтобы было отточено содержание, чтобы школы понимали к чему и как готовить, а дети - к чему и для чего они готовятся", - отметила глава департамента дошкольного, общего и дополнительного образования министерства образования Омской области Елена Куприянова.

О том, что китайский язык будет включен в список предметов Основного госэкзамена (ОГЭ) в 2018 году и в систему Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2020 году, в начале этого года заявила директор Федерального института педагогических измерений Ольга Решетникова.

"Китайский язык планируется ввести в систему основного госэкзамена в девятых классах в 2018 году, а в 2020 году он войдет в ЕГЭ", - сказал она.

Также Решетникова отметила, что с 2022 года, как ожидается, иностранный язык станет одним из обязательных ЕГЭ для получения аттестата наряду с русским языком и математикой.

"Как востоковед могу сказать, что китайский язык сегодня очень востребован. Не секрет, что знание китайского считается большим плюсом при устройстве на работу, особенно если речь идет о выпускниках вузов. Это неудивительно, ведь отношения РФ и Китая сейчас достаточно активно развиваются, эта страна – наш стратегический партнер в Азии. И поэтому, несмотря на всю свою сложность, китайский действительно становится одним из самых популярных иностранных языков в России, это общий тренд", - сообщил Interfax-Russia.ru заведующий кафедрой востоковедения факультета международных отношений МГИМО Дмитрий Стрельцов.

В тоже время, эксперт отметил, что к ЕГЭ по китайскому языку относится весьма настороженно.

"Я не могу сказать, что я однозначно за или против, но я считаю, что все-таки китайский язык – это все-таки предмет больше вузовский, нежели школьный. Все-таки это очень сложный язык, требующий больших усилий для его освоения, требующий квалифицированного преподавания. В общем и целом школьную программу, может быть, и не стоило бы им забивать. Какие-то школы, конечно, могут у себя его преподавать, но делать его таким уж распространенным в системе среднего образования я бы не стал и, тем более, включать в ЕГЭ", - сказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Так, по мнению Стрельцова, школьникам лучше все-таки начинать с изучения европейских иностранных языков, а уже потом, в вузе, переходить к китайскому.

Обозреватель Наталья Пономарева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook