Сибирь / Точка зрения 12 декабря 2011 г. 16:09

Полностью оправдан

Interfax-Russia.ru – Суд полностью оправдал зампреда новосибирского правительства Виктора Гергерта, обвиняемого в злоупотреблении полномочиями и в растрате.

Центральный районный суд Новосибирска 12 декабря вынес оправдательный приговор по делу зампреда новосибирского правительства Виктора Гергерта, которого обвиняли в злоупотреблении служебными полномочиями и растрате.

"В судебном заседании не была установлена вина Виктора Гергерта по ч.1 ст. 293, ч.2 ст. 285 прим. и ч.2 285 УК РФ в связи с отсутствием в его действиях состава преступления", - заявил судья Григорий Бракар, оглашая приговор.

Уголовное дело в отношении новосибирского вице-губернатора возбудили еще в июле 2007 года, а судебный процесс по нему начался лишь в ноябре 2010 года. Изначально чиновника, курировавшего агропромышленный комплекс Новосибирской области с 2000 года, обвиняли по четырем статьям Уголовного Кодекса – ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст.285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств), ч.2. ст.285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями лицом, занимающим государственную должность субъекта РФ) и ч.4 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата в особо крупном размере). Но уже в ходе судебных прений гособвинитель попросил исключить последний пункт обвинения.

"Я полагаю, что есть основания для исключения обвинений по части четвертой ст. 160 УК РФ, поскольку его действие полностью охватывается диспозицией ч.2 ст. 285," – заявил он.

Кроме того, по просьбе прокурора ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий) была переквалифицирована на ст. 293 УК РФ (халатность).

Во время следствия Виктор Гергерт находился на свободе и продолжал работать в администрации Новосибирской области. В апреле 2010 года его, в частности, назначили на должность заместителя председателя правительства региона.

По версии следствия, в 2006 году Виктор Гергерт в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года" незаконно выделил субсидии в размере 700 тыс. рублей на строительство жилья жителям рабочего поселка Колывань. Этот поселок имеет статус городского поселения и располагается не в сельской местности. Поэтому правоохранители посчитали, что население поселка было незаконно включено в список получателей субсидий.

Второй, и, пожалуй, ключевой эпизод уголовного дела касался лизинговых платежей. По данным следователей, в 2002-2003 гг. ОАО "Агроснабтехсервис" и "Росагролизинг" под госгарантии Новосибирской области заключили договор на поставку сельскохозяйственной техники по лизингу. В нем оговаривалось, что в случае неисполнения "Агроснабтехсервисом" обязательств по оплате техники, рассчитываться за нее будет администрация региона. "Агроснабтехсервис", в свою очередь, предоставил технику предприятиям АПК на условиях вторичного лизинга с последующим возмещением ее стоимости. А поскольку ряд сельхозпроизводителей финансовые обязательства по договорам в итоге не выполнил, то в 2006 году Виктор Гергерт за счет средств бюджета оказал им материальную помощь в размере 36 млн рублей. Сторона обвинения на суде заявила, что деньги из областной казны можно было использовать только для субсидирования затрат на приобретение техники в собственность, а не на получение ее в сублизинг, как оказалось на деле.

Кроме того, в материалах уголовного дела значилось, что Виктор Гергерт, зная о том, что 18 товаропроизводителям сельхозтехника не поступила или поступила не в полном объеме, перечислил на их счета 15,5 млн рублей. В последствие бюджетные средства на счет ОАО "Агроснабтехсервис" не зачислялись.

Зачитывая приговор по этому затянувшемуся на много лет делу, судья заявил, что следствие не представило доказательств халатности Виктора Гергерта в первом эпизоде уголовного дела - о предоставлении субсидий жителям рабочего поселка Колывань. По мнению суда, обвиняемый не должен был лично проверять обоснованность включения тех или иных лиц в список получателей субсидий.

Что касается второго эпизода - погашения лизинговых платежей за счет бюджета - то здесь суд также не усмотрел нецелевого расходования бюджетных средств. Судья Григорий Бракар посчитал, что в результате действий вице-губернатора цель финансирования была достигнута: хозяйства региона технику получили.

Говоря о третьем эпизоде уголовного дела, судья подчеркнул, что обвинение не указало, какие именно действия Гергерта не были вызваны служебной необходимостью. Он пояснил, что в данный эпизод включены все те же действия обвиняемого, касающиеся предоставления сельскохозяйственной техники во вторичный лизинг.

Сам же Виктор Гергерт после оглашения приговора заявил, что нисколько не сомневался в таком исходе дела и что будет требовать публичных извинений у органов следствия.

"Никогда за пять лет (с момента возбуждения дела - ИФ) у меня не возникало сомнений в правильности своих действий", - сказал он.

В беседе с журналистами чиновник также не исключил, что возбуждение против него уголовного дела имело политический подтекст.

"Целью был не я, цель была выше", - сказал Виктор Гергерт.

На протяжении всего следствия и судебного разбирательства он не признавал вины. В последнем слове на суде Виктор Гергерт заявил, что его действия не только не нанесли ущерба экономике региона, но и имели положительный эффект.

"Был получен и положительный экономический эффект: удалось избежать выплат по госгарантиям Новосибирской области в пользу ОАО "Росагролизинг", ОАО "Агроснабтехсервис", удалось ликвидировать задолженность по просроченным лизинговым платежам перед "Росагролизингом", удалось сохранить и вовлечь в эксплуатацию все 99 единиц ранее изъятой техники. Это в свою очередь позволило в большем объеме собирать урожаи зерновых и других сельхозкультур и после 2006 года, так как все 99 единиц указанной сельхозтехники до сих пор работают", - заявил он.

"Хотелось бы сказать следующее: казалось бы, сделали благое дело! А за это прокурор просит мне 5 лет лишения свободы. Даже в самом дурном сне мне не могло это привидеться", - отметил тогда Виктор Гергерт.

В поддержку чиновника на суде выступил и нынешний полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, который до сентября 2010 года занимал пост губернатора Новосибирской области. Отвечая на вопросы судьи, он с уверенностью заявил, что Гергерт принимал только выгодные для бюджета и эффективные решения.

Полпред пояснил, что поскольку сельскохозяйственная техника была передана во вторичный лизинг от тех хозяйств, которые не выполняли свои обязательства перед "Росагролизингом", бюджет области получил возможность не рассчитываться в качестве гаранта этих платежей.

"Мы должны были около 100 млн рублей заплатить "Росагролизингу" и ничего за это не получить. Это был бы ущерб", - сказал полпред. При этом, по его словам, хозяйствам, которые получали во вторичный лизинг технику, была выделена субсидия из бюджета региона в значительно меньшем объеме, нежели платежи по госгарантии - 36 млн рублей.

Он отметил, что знает обвиняемого с 2000 года, и за это время у него никогда к нему не было претензий. "Гергерт всегда жил по законам и совести. С таким человеком я бы пошел в разведку. Я ему доверял и доверяю", - заявил Виктор Толоконский.

Впрочем, даже теперь, когда с Виктора Гергерта сняты все обвинения, с уверенностью сказать, что в этой истории поставлена точка, нельзя. Не исключено, что сторона обвинения еще обжалует приговор. Как сообщила журналистам гособвинитель на процессе Марина Тимофеева, "это решение будет принято после изучения копии приговора в установленный законом срок".

Как говорилось ранее, сторона обвинения для полностью оправданного чиновника требовала 5 лет заключения.

"Не считаю возможным назначить наказание, не связанное с лишением свободы", - заявил, в частности, выступая на прениях в Центральном райсуде Новосибирска, гособвинитель Денис Кислицын.

Он также просил суд лишить Виктора Гергерта права занимать должности в органах государственного управления сроком на 3 года.

На то, чтобы опротестовать решение суда, у обвинения есть десять дней.

Обозреватель Вера Широкова