Interfax-Russia.ru - Программа по утилизации старых автомобилей продолжает действовать: в регионах Сибири открываются новые пункты утиля и растет объем переработанного автохлама.
Государственная программа по утилизации старых автомашин, стартовавшая в России в марте 2010 года, будет действовать и в нынешнем, 2011 году. На ее развитие правительство намерено выделить около 13,5 млрд рублей – существенную часть от средств, которые планируется направить на стимулирование спроса на продукцию автопрома. Напомним, в рамках этой программы россияне, сдающие старый автомобиль в утиль, могут купить новый из перечня, утвержденного Минпромторгом, со скидкой в 50 тыс. рублей.
В общей сложности государственные расходы на поддержку автомобильной промышленности составят 17 млрд рублей. Из них около 2,8 млрд пойдет на программу льготного кредитования и около 1 млрд - на перевозку машин на Дальний Восток и произведенных там машин в другие регионы.
"Мы посчитали необходимым подставить плечо рынку в ближайшее время, создать страховочный резерв до полного восстановления спроса. Поэтому в 2011 году мы продолжим программу стимулирования спроса на автомобили", - заявил премьер-министр Владимир Путин на совещании в конце прошлого года.
В настоящее время пункты по утилизации старых автомобилей есть более чем в 40 регионах страны. Субъекты Сибирского федерального округа также активно включились в госпрограмму: здесь продолжают открывать новые пункты утиля и наращивают объемы переработанного автохлама.
Так, например, в Новосибирской области в 2010 году в пунктах утилизации уничтожили 4 тыс. 373 автомобиля, а в январе нынешнего года – еще около 500 старых машин.
"По состоянию на начало января 2011 года дилеры выдали 7 тыс. 160 свидетельств об утилизации авто, дилерские центры продали 4 тыс. 470 автомобилей, принято 6 тыс. 726 заявок на приобретение машин от граждан, желающих участвовать в реализации этой программы", - сообщает пресс-служба администрации Новосибирской области.
По данным правительства региона, лидером по заявкам является дилер "АвтоВАЗа" - ООО "Автоцентр" (он принял 4 тыс. 394 заявки) и ОАО "Новосибирск-Лада" (1 тыс. 636 заявок). Кроме того, активно участвуют в программе ООО "Сибтрансавто-Новосибирск" (200 заявок), ООО "Автомир-Новосибирск" (184 заявки), ООО "Альт-Парк" (73 заявки) и ЗАО "СЛК-Моторс" (58 заявок).
По количеству автомобилей, проданных по программе утилизации, лидируют "Автоцентр" (2 тыс. 842 автомобиля), "Новосибирск-Лада" (1 тыс. 202 автомобиля) и "Автомир-Новосибирск" (136 автомобилей).
Всего в области действует пять пунктов утилизации автохлама - ООО "Авторециклинг", ООО "Комета", ООО "Сибвторресурс", ФБУ ИК-3 ГУФСИН России по НСО и ООО "Вторчермет НЛМК Сибирь".
Жители Томской области в прошедшем году в рамках госпрограммы сдали на утилизацию более 1 тыс. 600 автомобилей. Там работают 13 дилерских центров, продающих автомобили по госпрограмме утилизации, и пункт утиля. Всего благодаря участию в программе утилизации обладателями новеньких автомобилей стали более 1 тыс. 300 жителей этого региона.
"Наибольший спрос наблюдается на автомобили "ВАЗ" (около 62% от общего объема продаж), Renault (10%) , Skoda (10%), Chevrolet (9%) и "УАЗ" (6%)", - сообщает пресс-служба администрации Томской области.
В Алтайском крае федеральная программа также пользуется большой популярностью. Сейчас там работают 16 торговых организаций - автодилеров, утвержденных Минпромторгом, и два пункта по переработке отживших свое "железных коней".
Жители Алтая активно используют возможность приобрести новое авто со скидкой в 50 тыс. рублей и одновременно избавиться от старого, отмечают в управлении края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Только через ОАО "Алтай-Лада" за время действия программы было продано более 2 тыс. автомобилей. Всего за период действия программы к официальному представителю завода в Алтайском крае поступило более 3 тыс. заявок на приобретение автомобилей.
Эти регионы, впрочем, с самого начала были участниками программы по утилизации, но даже там, где программа стартовала позже, достаточно много желающих избавиться от автохлама на условиях, предложенных государством.
Так, например, в Иркутской области, где утилизация началась в мае, в специализированные пункты приема, утвержденные Минпромторгом России, поступило уже 800 машин.
"Программа заработала. Это небольшой, но конкретный результат развития малого и среднего бизнеса, который государство должно поддерживать", - приводит пресс-служба региона слова губернатора Дмитрия Мезенцева.
Сейчас в области действует два пункта автоутиля, но уже в этом году они откроют еще пять филиалов – в Тулуне, Тайшете, Усть-Куте, Свирске и в Вихоревке. Тогда, по данным министерства экономического развития, труда, науки и высшей школы Иркутской области, количество утилизированных автомобилей может вырасти до полутора тысяч.
Причем регионы, которые изначально не планировали становиться участниками программы, из-за ее большой популярности все же были вынуждены подключиться к всеобщему "утиль-марафону". В конце августа 2010 года о своем участии заявил Забайкальский край, и уже совсем недавно – в ноябре - возможность принять участие в госпрограмме получили жители Бурятии.
В Минпромторге тем временем опасаются, что рост продаж новых автомобилей в России после ее завершения может замедлиться. Именно поэтому решением правительства она была продлена. "Согласен, что есть определенный риск замедления роста рынка со сворачиванием этой программы. Именно поэтому мы предложили концепцию постепенного выхода из нее, не сделали резкой остановки этой программы. Она идет и сегодня. Тот темп, который мы имеем сегодня по обращению за свидетельствами об утилизации, показывает, что рынок движется в сторону естественного спроса, и считаю, что первое полугодие 2011 года, пока мы будем завершать программу, позволит рынку войти в стадию естественного развития, и мы не получим того отката, который получили наши коллеги в Германии и ряде евростран", - заявил заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев в ходе онлайн-интервью на сайте "Газета.ru".
Обозреватель Вера Широкова