Сибирь / Точка зрения 2 ноября 2010 г. 14:44

Вслед за начальником

Interfax-Russia.ru- Еще один замминистра из команды скандально известного экс-главы МВД Бурятии Сюсюры оказался в поле зрения правоохранительных органов. Его подозревают в коррупции.

Череда коррупционных скандалов продолжается в МВД Бурятии. На этот раз тень пала на заместителя главы ведомства, начальника тыла Константина Акалелова. Он подозревается в заключении коррупционной сделки.

Как стало известно 1 ноября, отдел по расследованию особо важных дел Следственного управления СКП Бурятии возбудил против него уголовное дело по ч.1 ст.286 УК РФ (превышение должностных полномочий). По данным следствия, в декабре 2009 года полковник Акалелов заключил с одной из коммерческих фирм региона госконтракт на поставку в министерство внутренних дел автомобиля марки Ford. Машина в распоряжение ведомства так и не поступила, хотя деньги за нее были перечислены – платежный документ своей собственной рукой подписал Акалелов. Причем он, по данным следственного управления, заранее знал о том, что поставка не состоится. По предварительной оценке, ущерб от действий замминистра составил без малого один миллион рублей.

Как сообщили Interfax-Russia.ru в республиканском следственном управлении, полковник Акалелов находится на свободе – мера пресечения в отношении него пока не избиралась. Сейчас проводятся следственные действия, направленные на установление всех обстоятельств произошедшего.

Нельзя не отметить, что это далеко не первый коррупционный скандал, связанный с правящей верхушкой МВД Бурятии. Почти год назад, 17 октября 2009 года, милиция задержала главу республиканского ведомства Виктора Сюсюру и его заместителя Андрея Шурупова, а 20 октября Басманный суд Москвы принял решение об их аресте. Как стало известно, они подозреваются в контрабанде.

По данным следствия, за солидное денежное вознаграждение экс-министр согласился не только "закрыть глаза" на поступление контрабандных товаров с Ближнего Востока на территорию Краснодарского края, но и помочь контрабандистам в организации бесперебойной работы. Ежемесячную плату за пособничество он получал через Шурупова, который исполнял обязанности начальника управления по налоговым преступлениям МВД по Бурятии.

Кроме того, установлена причастность Сюсюры к уголовному делу о контрабанде в зоне деятельности таможенных постов Южного таможенного управления ФТС в тот момент, когда он возглавлял Азово-Черноморское управление внутренних дел на транспорте. Это дело было возбуждено 10 ноября 2006 года по факту совершения организованной группой лиц систематического контрабандного перемещения товаров в крупном размере через таможенную границу. По данным СКП, преступные действия Виктора Сюсюры и Андрея Шурупова, в общей сложности, нанесли государству ущерб в размере 20 млн. рублей. Сейчас их дело слушается в Краснодарском краевом суде.

А спустя несколько дней после ареста Сюсюры и Шурупова, следственное управление возбудило уголовное дело против еще одного зама министра – полковника милиции Александра Черных. Его подозревали в превышении должностных полномочий. Тогда следственный комитет сообщил, что "высокопоставленный сотрудник милиции дал незаконное указание сотрудникам ГИБДД об укрытии правонарушения, совершенного его знакомым".

Затем, в ноябре по аналогичной статье против него было возбуждено еще одно дело. На этот раз стажа порядка подозревали в том, что он скрыл факт незаконного создания службы безопасности в одной из крупных коммерческих структур города Улан-Удэ. В феврале 2010 появилась информация о том, что он также может быть замешан в незаконном пособничестве компании, добывающей в Бурятии нефрит. Возбужденные по этим фактам уголовные дела сейчас объединены в одно.

Так, в поле зрения правоохранительных органов постепенно попала почти вся "команда Сюсюры". Напомним, он был назначен на должность главы МВД Бурятии марте 2006 года. До этого он возглавлял Азово-Черноморское УВД на транспорте, которое контролировало черноморские порты, в том числе крупнейший в России Новороссийский порт. Четыре его зама – Олег Калинкин, Александр Черных, Константин Акалелов и Андрей Шурупов прибыли служить в Бурятию вслед за ним. Пока не пострадала репутация лишь одного из них – Олега Калинкина. Впрочем, не исключено, что в ближайшее время он покинет пост заместителя министра – начальника общественной безопасности. О своем намерении назначить нового зама еще в сентябре сообщил нынешний глава ведомства Александр Зайченко.

Действительно ли Константин Акалелов причастен к покупке "автомобиля-невидимки", еще предстоит установить. Пока этого не произошло, обратимся к доподлинно известным фактам. В 2009 году в России за совершение коррупционных преступлений к уголовной ответственности было привлечено 758 должностных лиц, обладающих особым правовым статусом (чиновников, депутатов, адвокатов и т.д.), а только за девять месяцев текущего года – уже 585. Но вот что поражает больше всего: более 90% преступлений коррупционной направленности, выявленных в январе-сентябре 2010 года (а таковых около 35 тыс.), приходится на органы внутренних дел. Как это ни печально, но приходится констатировать: коррупция стала почти обыденным явлением для тех, кто по долгу своей службы сам должен бороться с преступлениями.

Впрочем, в МВД РФ уже давно озаботились решением этой проблемы. Буквально на днях, 1 ноября, глава ведомства Рашид Нургалиев заявил о том, что уже в скором времени всех сотрудников органов внутренних дел будут проверять на "коррупционную устойчивость". Суть метода проверки, предложенного руководством МВД, заключается… в обычной провокации.

"Он (метод – ИФ) подразумевает преднамеренную санкцию уполномоченного должностного лица обращения к госслужащему с предложением о незаконном использовании своего положения", - сказал Рашид Нургалиев. Он также добавил, что сейчас прорабатывается вопрос законодательного закрепления этой "проверки на честность". Дело в том, что действующее законодательство запрещает подобные провокации.

Безусловно, даже приведенные выше цифры не дают права обвинять в нечистоплотности всю российскую милицию. Но статистика дает повод задуматься: закончится ли желанным результатом война, объявленная коррупции в нашей стране, если сама милиция увязла в ней по самые погоны?

Обозреватель Вера Широкова