Interfax-Russia.ru – Фронтовой бомбардировщик Су-24 разбился в Челябинской области. Пилотам удалось увести самолет от населенных пунктов и благополучно катапультироваться.
Су-24 разбился 30 октября днем в 67 км юго-восточнее аэродрома Шагол (Челябинская область), когда совершал плановый облет перед тем, как отправиться на авиаремонтное предприятие. По предварительным данным, экипаж в составе двух человек попытался совершить аварийную посадку, но неудачно. Тогда, согласно сообщению управления пресс-службы и информации Минобороны РФ, пилоты решили увести падающий самолет от населенных пунктов и катапультировались. Причиной аварии стал, скорее всего, срыв радиопрозрачного обтекателя самолета. Специалисты отмечают, что это очень редкая неисправность.
Как сообщил Interfax-Russia.ru руководитель отдела по делам ГО и ЧС администрации Еткульского муниципального района Михаил Козин, прибывший на место происшествия, самолет упал примерно в 6 км от населенных пунктов (по данным регионального МВД в 3 км) – Лесное, Лебедевка и Николаевка. Су-24 после падения взорвался, трава загорелась, но ее удалось быстро потушить.
"(Самолет – ИФ) упал, взорвался. Траву потушили, огонь немного зашел в лес", - отметил Михаил Козин. Он добавил, что огонь на деревья не перекинулся, поэтому опасности лесного пожара не было.
Катапультировавшихся пилотов долго искать не пришлось. В этот же день их вертолетом Ми-8 доставили на авиабазу "Шагол". Состояние летчиков медики оценивают как удовлетворительное, но они все же пройдут углубленное медицинское обследование в челябинском филиале окружного военного клинического госпиталя.
Тем временем, на военном аэродроме "Шагол", как сообщил агентству "Интерфакс-АВН" руководитель пресс-службы Центрального военного округа Ярослав Рощупкин, выясняют причины инцидента. Полеты всех самолетов на авиабазе временно приостановлены.
Военный следственный отдел СК РФ по факту крушения возбудил уголовное дело по ст. 351 УК РФ (нарушение правил полетов или подготовки к ним). Обломки разбившегося самолета, как сообщил агентству "Интерфакс-Урал" руководитель военно-следственного отдела Челябинского гарнизона Андрей Чернооков, будут в течение нескольких дней находиться на месте аварии, пока с ними не закончат работать специалисты комиссии.
"Сейчас место крушения оцеплено военными. Ведутся первоначальные следственные действия, осматриваем обломки, место крушения, опрашиваем руководителей этого полета, самих летчиков, изъята документация полета", - сказал Андрей Чернооков.
На месте крушения самолета обнаружены и бортовые самописцы, заявил агентству "Интерфакс-АВН" Ярослав Рощупкин. Правда, по его данным, они, возможно, и не помогут узнать причины инцидента. "По предварительной информации, состояние "черных ящиков" не очень хорошее, специалистам предстоит оценить, насколько они могут помочь расследованию причин происшествия", - сказал Рощупкин.
Это не первое крушение Су-24, вылетавшего с челябинского аэродрома "Шагол". Так, 13 февраля Су-24М упал в озеро Большой Кошкуль в Курганской области. Экипаж выполнял тренировочный полет по упражнению "дозаправка топливом в воздухе", когда заклинило заправочный шланг. Инструкция предписывает в таком случае шланг сбросить, но экипаж решил подтолкнуть его штангой дозаправки.
В итоге шланг зацепился за острые элементы антенной системы и оборвался, топливо, смешавшись с воздухом, попало в воздухозаборники двигателей самолета, прогремел взрыв. Пилоты катапультировались, а потом стали фигурантами уголовного дело о нарушении правил полетов. По данным главного военного следственного управления СКР, ущерб министерству обороны от крушения самолета оценивался в 169 млн рублей.
Помимо финансового ущерба, как заявляла пресс-служба департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, был нанесен ущерб и экологии: в озере специалисты обнаружили повышенную концентрацию нефтепродуктов.
Инциденты с Су-24 также происходят в других регионах России. Например, 30 декабря 2011 года такой самолет взорвался во время посадки на военном аэродроме в Волгоградской области. Оба пилота также успели вовремя катапультироваться. 20 октября 2011 года Су-24 разбился при посадке в Амурской области, пилот и штурман погибли.
Су-24М приняли на вооружение в 1974 году. Максимальная скорость его полета на высоте 11 км - 1430 км/ч, у земли - 1320 км/ч. Самолет предназначен для нанесения ракетно-бомбовых ударов в любых метеоусловиях, днем и ночью, в том числе на малых высотах с прицельным поражением наземных и надводных целей.
ВВС России планируют полностью заменить к 2020 году парк Су-24 на новые самолеты Су-34. По мнению заместителя директора Института политического и военного анализа Александра Храмчихина, до этого времени, вероятно, катастрофы с Су-24 будут происходить и далее. "Самолетам уже достаточно много лет. И, чем больше они летают, тем чаще они будут биться", - заявил Interfax-Russia.ru Александр Храмчихин.
Военный эксперт Игорь Коротченко отмечает, что Су-24 вполне надежен, эксплуатируется десятки лет, но всегда есть технический и человеческий факторы, из-за которых происходят крушения, и не только бомбардировщиков, но и гражданских воздушных судов.
"К эксплуатации этого самолета претензий нет, те потери, которые происходили, обусловлены техническими и человеческими факторами", - сообщил Interfax-Russia.ru Игорь Коротченко.
Тот факт, что самолет должен был отправиться на ремонт, по его мнению, вряд ли мог стать причиной крушения, ведь пилоты "не могут перегонять неисправный самолет, если он поднялся в воздух, значит, в соответствии с действующими техническими регламентами, способен совершать полеты".
Озвученная же причина падения – срыв радиопрозрачного обтекателя – сама по себе не критичная. "Я вспоминаю только один случай, когда на гражданском самолете такое произошло, и пилот благополучно посадил машину. Срыв радиопрозрачного обтекателя – достаточно редкое явление, у него нет негативной статистики", - подчеркнул Игорь Коротченко.
Он добавил, что, в любом случае, точные причины крушения установит специальная комиссия, но, самое главное, что экипаж жив. "Как правило, прежде чем катапультироваться, летчик докладывает диспетчеру ситуацию. В критической ситуации, например отказ двигателя, пожар на борту, пилоты могут принять решение самостоятельно. Выводы, действовал ли экипаж правильно, сделает комиссия", - отметил военный эксперт.
Пока специалисты устанавливают все причины произошедшего, жители Челябинска на форумах обсуждают, как им повезло, что бомбардировщик не свалился на жилые дома. "Слава богу, гражданские не пострадали, сколько надо еще доводов, чтобы авиабазу перенесли от миллионного города с опасными предприятиями подальше", - возмущается один из посетителей местного форума.
"Опять случай нас спас. Только чудом старая железка не грохнулась на наши головы", - соглашается еще один участник обсуждения.
"Любимая трасса захода на посадку - над жилыми районами Тракторозаводского и Калининского районов", - напоминает еще один посетитель.
В начале октября Челябинский областной суд частично удовлетворил иск пяти горожан, благотворительного общественного фонда "За природу" и прокурора области, которые требовали прекратить полеты истребителей над Челябинском и жаловались на шум от бомбардировщиков. В частности, суд решил обязать Минобороны РФ приостановить полеты военных самолетов по глиссаде, в которой самолеты набирают высоту после взлета и снижаются при заходе на посадку над территорией жилых домов в пяти районах города.
Военные же сдаваться не намерены. Министерство обороны РФ обжаловало решение Челябинского областного суда о приостановлении полетов Су-24 над Челябинском. "Минобороны обжаловало решение суда. Оно требует отменить решение о приостановлении полетов и вынести новое", - сообщила 31 октября, на следующий день после крушения самолета, агентству "Интерфакс-Урал" руководитель пресс-службы облсуда Елена Вериго.
Тем не менее, вне зависимости от решения суда, бомбардировщики не будут летать над Челябинском до тех пор, пока специалисты не выяснят причины крушения Су-24.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".