Урал / Точка зрения 22 августа 2012 г. 17:39

Учесть и отобрать

Interfax-Russia.ru – Начальник свердловской ГИБДД предлагает ввести конфискацию автомобилей за грубые нарушения правил и вернуть балльную систему учета водительских "ошибок".

Свои предложения руководитель ГИБДД Свердловской области Юрий Демин озвучил на пресс-конференции, первой с тех пор, как заместитель генпрокурора РФ Юрий Пономарев поставил вопрос о нахождении главного свердловского автоинспектора в должности.

Юрий Демин считает, что конфискация и балльная система – хороший способ сдержать водителей от совершения правонарушений. Представители движений автомобилистов напоминают о коррупции в правоохранительных органах и с сомнением относятся к эффективности таких мер.

Юрий Демин сообщил, что предложения о введении такой меры были направлены в областное Заксобрание, а оттуда - в Госдуму. "На сегодняшний день мы имеем достоверную информацию о том, что активно прорабатывается вариант по конфискации транспорта. Более того, депутатский корпус на сегодняшний день готов к рассмотрению этого вопроса", - заявил руководитель свердловской ГИБДД.

Он сослался на то, что в некоторых странах, если водитель допускает грубые нарушения, принимается решение о конфискации транспортного средства. Что касается балльной системы, то она также может привести к снижению числа ДТП. "Безусловно, нужна балльная система. Когда водитель получает из 15 баллов уже 12-13, почему-то он ездит с соблюдением скоростного режима, почему-то он ездит на зеленый сигнал светофора, почему-то не нарушает правила", - добавил Юрий Демин.

Он напомнил, что водитель из Краснотурьинска, по вине которого 28 июля в аварии на трассе Серов-Екатеринбург погибли шесть человек и сам виновник происшествия, был злостным нарушителем.

"74 раза водителя останавливали, привлекали к административной ответственности, и очередной раз давали понять - нельзя нарушать. А водитель на это не реагировал. Он ехал 180 км. в час при сплошной стене дождя", - констатировал Демин.

Он подчеркнул, что к водителю применялись "самые адекватные" меры, но необходимо ужесточать наказание для злостных нарушителей на дорогах.

Данное ДТП, а также "устрашающая статистика смертности людей", стали поводом для письма заместителя генпрокурора РФ Юрия Пономарева начальнику свердловской полиции Михаилу Бородину. Пономарев попросил региональное МВД провести служебную проверку в отношении Демина и рассмотреть вопрос о целесообразности его дальнейшего нахождения в должности. При том, что ранее, после истории с пропавшим самолетом Ан-2, на борту которого находился начальник ГИБДД Серова, руководителю свердловской ГИБДД было объявлено неполное служебное соответствие, что является одним из самых серьезных взысканий.

Прокуратура рассчитывает, что проверка результаты проверки в отношении Демина будут представлены не позже 24 августа.

Сам Демин полагает, что вопрос замгенпрокурора о целесообразности его нахождения в должности начальника автоинспекции не носит личный характер.

"Анализируется вся составляющая. И говорить о том, что это представление (о проведении служебной проверки в отношении Юрия Демина - ИФ) направлялось в Главк потому, что вот такой Демин плохой - не надо путать эти вопросы. На сегодняшний день есть организационные вопросы, которые требуют определенных решений не только от Демина", - уверен руководитель свердловской ГИБДД.

По его словам, большое число ДТП в регионе, на которое указывает Генпрокуратура, связано с безответственным поведением водителей на дорогах, при том, что качество самих дорог улучшается.

"Каждое третье ДТП происходит из-за превышения скорости. Это в большей степени безответственность водителей, крайне низкая дисциплина. А мы не можем везде поставить инспектора или установить видеонаблюдение", - констатирует Демин.

Однако способы, предложенные главным свердловским автоинспектором, для изменения ситуации, эксперты не приветствуют. Так, лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что начальник регионального ГИБДД за такие заявления должен быть отправлен в отставку, "поскольку это значит, что он не справляется со своими обязанностями, переваливает собственные проблемы на законодательный уровень".

"Предложение о конфискации неконституционно. Никто не может изъять имущество ни за какие административные правонарушения", - заявил Interfax-Russia.ru Виктор Похмелкин. Он подчеркивает, что не исключен вариант, когда водитель ездит по доверенности, нарушает правила. А страдает собственник автомобиля.

Представитель свердловского регионального отделения общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" Георгий Бадьин, напротив, полагает, что наказание, например, за езду в пьяном виде можно ужесточить, но введение такой нормы как конфискация автомобиля – не лучший способ это сделать.

"Существует категория людей, которые давно лишены прав, штрафы не платят. Отсидят несколько суток, и продолжают ездить пьяными. Согласен, что наказание нужно ужесточать, но за неоднократное управление автомобилем в пьяном виде ввел бы наказание в виде лишения свободы. А конфискация автомобиля, на мой взгляд, не совсем та мера, которая нужна", - высказал Interfax-Russia.ru свое мнение Георгий Бадьин.

Он также отметил, что помнит, как действовала балльная система. "В течение года допускалось набрать определенное количество баллов, и водитель лишался прав на какой-то период. Помню, когда у меня оставалось полбалла, как аккуратно и осторожно ездил. Когда прошло время, появился запас, стал ездить как обычно. Знаю людей, которых лишали", - говорит Георгий Бадьин.

Вместе с тем он подчеркивает, что балльную систему портила коррупционность системы ГИБДД, когда некоторые водители могли откупиться от лишения прав. "Балльную систему убрали, потому что наказывать дважды за одно нарушение не законно", - напомнил представитель свердловского регионального отделения общественного движения.

"В свое время я был инициатором отмены балльной системы, поскольку ее введение привело к жутчайшей коррупции и полной зависимости от инспектора ГИБДД", - также говорит лидер движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.

Он уверен, что изменения, связанные с ужесточением наказания, введенные до кардинальной реформы ГИБДД, могут быть только во вред, так как приведут к росту коррупции.

Впрочем, решать вопрос, вводить или нет конфискацию и балльную систему, в компетенции не начальника свердловской ГИБДД, а Госдумы. Депутаты же такие идеи уже высказывали. Так, год назад глава комитета Госдумы РФ по законодательству Владимир Плигин (есть и в текущем созыве Госдумы) заявлял, что не исключал возвращения к данной системе учета нарушений ПДД. Еще раньше за возвращение такой системы выступал и главный тогда госавтоинспектор России Виктор Кирьянов. Тем не менее, соответствующее решение не было принято. Так что вполне вероятно, что и текущие предложения Юрия Демина останутся без ответа.

Обозреватель Александра Качалова

.

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".