Россия / Точка зрения 1 октября 2010 г. 17:31

Беспокойная лужайка

Interfax-Russia.ru - Начало строительства музейного депозитария по соседству с Кремлем совпало с пиком "антилужковской" кампании. Мэра уже сняли, стройку остановили, но страсти все равно не утихли.

"Г" вдоль Александровского сада

В середине сентября на зеленой лужайке у Боровицкой площади неподалеку от дома Пашкова появился забор, бульдозеры и рабочие – верная примета очередного строительства. В этот раз уже в непосредственной близости от Кремля.

Как оказалось, на месте лужайки, известной в народе как "лужайка Никсона" (ее территорию расчистили от ветхих домов исторического центра Москвы около 40 лет назад как раз к приезду американского президента), собираются возводить реставрационно-депозитарный комплекс для "Музеев Московского Кремля". Его появлением озаботились около 10 лет назад, когда стало понятно, что для сокровищ, хранящихся в этих музеях, требуются новые запасники и новые выставочные залы.

Проект депозитария на Манежной улице утвердили на общественном градостроительном совете Москвы еще летом 2006 года. Тогда проект подразумевал строительство четырехэтажного здания с верхним техническим этажом и двумя подземными общей площадью 23 тыс. квадратных метров. В здании планировалось расположить мастерские, фондохранилище, выставочные залы, а также информационно-справочный центр.

Скорой реализации помешало тогда банальное отсутствие финансирования. Кризис ситуацию усугубил, и деньги для строительства появились лишь к концу 2009 года.

То, что к месту строительства нужно подходить бережно, считал еще предыдущий московский мэр. Еще в 2006 году Юрий Лужков предупреждал, что "первая и главная задача не испортить эту важнейшую площадь исторического центра (столицы – ИФ)". Но все же подчеркнул необходимость такого строительства для самого музея. Выход тогдашний московский мэр видел в том, чтобы здание гармонировало с исторической застройкой.

Однако эти слова, будь они произнесены повторно, не утешили и без того распаленную московскую общественность. Она в очередной раз клеймила Лужкова, а кроме того, упрекала организации, начавшие строительство, в нарушении законодательства и в несогласованности решения с различными инстанциями.

Эти мнения довольно быстро опроверг главный архитектор Москвы Александр Кузьмин. "Проект строительства музея утвержден всеми, кем только возможно", - подчеркнул он 23 сентября на пресс-конференции.

Он также рассказал, что здание депозитария будет строиться так, как это было утверждено на трех заседаниях Общественного совета при мэре Москвы, в форме перевернутой буквы "Г" вдоль Александровского сада. Окна основных выставочных залов выйдут на Боровицкую площадь.

Здание будет невысоким и выполнено в стиле ампир, рассказал Кузьмин. Причем, главный архитектор пояснил, что в данный момент формирование Боровицкой площади в архитектурном отношении не завершено. Поскольку сама она не является историческим местом Москвы, а появилась после реализации генплана 1935 года.

Архитектор дал понять, что с появлением здания музея архитектурное формирование Боровицкой площади не завершится. Правда, пока не ясно, чем ее будут застраивать со стороны Волхонки.

О вкусах спорят!

Однако, спор разгорелся не только на юридическом, но и на вкусовом уровне. Так, по мнению критиков, работа архитекторов "Моспроекта-2" (ранее спроектировавшего новые облики гостинице "Москва" и зданию Военторга, и выполнившего проект депозитария) больше напоминает "обком среднеазиатской республики" или "мечеть, построенную архитектором-коммунистом". И то, и другое явно не гармонирует ни с Кремлем, ни с другими зданиями, находящимися по соседству.

Об этом, в частности, говорилось в обращении участников движения "Архнадзор". Они признавали, что строительство депозитария необходимо, но принятый вариант вызывает большие сомнения.

Согласно российскому законодательству о культурном наследии, в охранных зонах памятников архитектуры новое строительство возможно лишь в рамках регенерации (восстановления) историко-градостроительной среды. "Новый проект, вопреки этому, не имеет ничего общего с утраченной историко-градостроительной средой этого участка – ни по высоте, ни по внешнему облику, ни по планировке и объемной композиции", - говорилось в сообщении "Архнадзора".

Опасения в том, что строительство в этом районе вообще возможно, высказал член Общественной палаты РФ Марат Гельман. Давно находившийся "в контрах" с архитектурно-строительными вкусами Лужкова галерист предупредил о возможной подвижке грунтов около дома Пашкова, что в свою очередь может привести к разрушению последнего.

"Так, уже в 1986 году при строительстве станции метро "Боровицкая" осел фундамент дома Пашкова, потрескались его перекрытия, здание оказалось на грани разрушения и до 2007 года находилось на реконструкции. Поэтому до начала строительных работ необходимо проведение дополнительных экспертиз", - говорилось в обращении Гельмана в прокуратуру.

Кроме того, предупредил член Общественной палаты, Московский Кремль рискует потерять статус объекта, находящегося под охраной ЮНЕСКО. Марат Гельман привел в пример Дрезден, лишившийся такого статуса, когда там построили мост, перекрывавший исторические виды.

"Заинтересованным в строительстве сторонам следует провести новый конкурс проектов, согласовав окончательный вариант с ЮНЕСКО и общественностью через публичные слушания", - заключал член палаты, после чего обращался к прокурору с просьбой принять меры соответствующего реагирования.

Здесь вам не Афины, здесь климат иной

Впрочем, прокурор не успел даже отреагировать. Уже на следующий день после вынужденной отставки Юрия Лужкова, его временный "преемник" Владимир Ресин приостановил работы. Они, вопреки всем сообщениям, еще не успели дойти и до археологических изысканий.

"Сегодня я принял решение и подписал указание отозвать разрешение на строительство, забрать ордер, работы приостановить, вынести вопрос на рассмотрение общественного архитектурного совета. Пусть специалисты, историки, архитекторы и т.д. посмотрят и примут решение", - заявил 29 сентября врио московского мэра.

По его словам, проект строительства этого здания был все-таки согласован с ЮНЕСКО, однако он был вынужден сделать это под давлением критики, развернутой в СМИ.

Решение Ресина приветствовали даже в Кремле. Интересно, что сами президентские структуры к строительству депозитария не имели никакого отношения, однако не преминули высказать свое мнение. Возможно, одной из побудительных причин была территориальная близость возможной стройки.

"Музеям Московского Кремля действительно необходимы дополнительные площади, однако строить их в ущерб историческому облику столицы было бы неверным", - сказал высокопоставленный собеседник "Интерфакса" в Кремле. "Рассчитываем, что министерство культуры примет самое активное участие в предстоящих консультациях", - добавил он.

Обращение к министерству культуры была далеко не случайным. Заказчиком строительство объекта выступало именно это федеральное ведомство. Московские власти имели к возводящемуся депозитарию довольно опосредованное отношение. Это признал и врио мэра Владимир Ресин. "Вот, критикуют Лужкова, в частности. Лужков – "не пришей кобыле хвост" на этом объекте. Это федеральный объект ", - подчеркнул Ресин. Он также отметил, что все согласования проходили не на московском уровне, Москва лишь дала разрешение.

Правда, как замечают наблюдатели, хоть формально все обстоит и так, как говорит Ресин, сам проект выполняли дружественные бывшему градоначальнику структуры. Вот почему проектом "обкома-мечети" недовольны многие. Проще сказать, почти все.

"Если бы я выбирала, я бы построила такое здание, которое меньше всего было бы заметно на этом месте. Чем больше там было бы стекла, чем больше там было бы воздуха и облаков, которые бы в нем отражались, тем лучше. Но пришли к такому решению, к какому пришли. И конкурс проводил не музей. Музей никак не мог влиять на выбор этого здания", - рассказала, в частности, гендиректор музея "Московский Кремль" Елена Гагарина в эфире телеканала "Россия-24".

Недовольным проектом осталось даже руководство Минкультуры. "Там есть протесты общественности. И те фасады, которые предложены, нас удовлетворить не могут. Они слишком пафосные", - пояснил "Интерфаксу" замминистра культуры Андрей Бусыгин.

Он, однако, подчеркнул, что место строительства переносить не будут, также не изменится и этажность здания. Вопрос будет заключаться лишь в коррекции его внешнего вида. "Там уже есть Дом Пашкова, галерея Шилова и еще один портик туда – у нас все-таки не Афины и не Рим", - отметил замминистра. Он также заявил, что вопрос о строительстве должен решаться с учетом мнения москвичей. "Если москвичи возражают, то надо пойти навстречу", - пояснил Бусыгин. По его мнению, необходимо искать компромиссное решение проблемы.

По всей видимости, так и произойдет. 6 октября в Москве вновь будет должен провести свое заседание общественный градостроительный совет. На нем, как рассказали "Интерфаксу" в городской администрации, наверняка будет поднята тема строительства депозитария. То есть пресловутое общественное обсуждение все же предполагается.

Его результаты пока достоверно предсказать не сможет никто. Есть шанс, что в условиях "межвластья" в городе обсуждение может стать действительно общественным.

Более того, показательным: ведь по сути именно оно и определит, может ли наследие предыдущего градоначальника подвергнуться ревизии, или любые резкие перемены столице пока противопоказаны.

Обозреватель Алексей Дружников