Россия / Точка зрения 18 сентября 2009 г. 15:01

Цыплята кризиса

Interfax-Russia.ru – Мало кто заметил, что экономический кризис в России отметил свою первую годовщину.

Безусловно, этот год каждый воспринимает через призму событий собственной жизни: была ли понижена зарплата, удалось ли сохранить работу, тяжело ли даются выплаты по кредитам, легко ли взять кредит сейчас, были ли потеряны сбережения в закрывшихся банках… В общем, как раз та ситуация, когда сколько людей, столько и мнений, от положительных до отрицательных.

Показательны в этом отношении проводившиеся опросы общественного мнения. Исследовательский холдинг "Ромир" в ходе очередного опроса выявил, что экономический кризис затронул не только финансовое, но и психологическое состояние людей. Более половины (54%) респондентов в мире признаются, что за время экономического кризиса испытали, по крайней мере, одно из перечисленных состояний: депрессию, нарушения сна, беспокойство или стресс. Большинство опрошенных россиян жалуются на чувство тревоги.

Более половины (53%) наших соотечественников считают, что экономическая ситуация в России в ближайшие три месяца останется неизменной, каждый пятый (21%) выразил надежду, что экономику государства ожидает подъем, а без малого четверть (23%) россиян высказали мнение, что экономическое положение в России в ближайшие три месяца ухудшится. Сокращение расходов – третий фактор, который брался во внимание холдингом "Ромир" при анализе результатов исследования. В среднем, более половины потребителей сократили свои расходы – в основном на одежду, обувь, аксессуары, развлечения, крупные покупки.

Исходя из полученных результатов, "Ромир" условно поделил страны на несколько категорий: Россия оказалась в одной категории с Китаем. Для обеих стран характерны оптимистический настрой, некоторое сокращение расходов и эмоциональная подавленность кризисом.

От этих выводов кардинально не отличаются данные, полученные Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). По данным ВЦИОМ, россиянам, с одной стороны, трудно оценить вероятность наступления "второй волны" кризиса в России (об этом заявили 42%). С другой стороны, респондентов, считающих, что подобное не случится, больше, чем тех, кто делает пессимистичные прогнозы (34% против 24% соответственно).

Наиболее реальной "вторая волна" кризиса кажется уральцам и сибирякам (28% и 30% соответственно), а также малообеспеченным респондентам (28% и 27% соответственно). В том, что она не наступит, уверены, как правило, жители Центрального, Северо-Западного и Южного округов (39-42%) и материально обеспеченные граждане (53%).

Любопытно, что по сравнению с дефолтом 1998 года оптимистов стало больше. На выход из кризиса в течение ближайшего года-двух рассчитывают 32% (против 21%). И напротив вдвое снизилось число респондентов, ожидающих преодоления нестабильной ситуации в долгосрочной перспективе - не ранее, чем через 10 лет (9% против 19% соответственно).

Но все-таки, отвлекаясь от частного, стоит посмотреть: что было год назад, и что страна пережила в целом? В сентябре прошлого года россияне, даже далекие от игр на биржах, вовсю следили за их обвалом. Между тем, вчера индексы обновили годовые вершины. В цене поднялось большинство "голубых фишек", те же тенденции характерны для акций второго эшелона. Стабилизацию на фондовых рынках эксперты связывают с позитивными статданными из США, свидетельствующими о восстановлении экономики.

Однако если фондовый рынок способен восстановиться, как говорится, на одних лишь эмоциях и статданных, то о реальном секторе экономики этого не скажешь. И речь идет прежде всего о России, где последствия кризиса изначально прогнозировались как более затяжные.

"Главное "критическое" событие, произошедшее в экономике за этот год, то, что сама экономика оказалась в глубоком кризисе, производство в важнейших отраслях экономики сократилось в разы, резко упал спрос на многие товары и услуги, уменьшились доходы бюджета, произошло увеличение числа безработных, сократились объемы внешней торговли", – сказал Interfax-Russia.ru ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его мнению, в течение года большинство из этих тенденций нарастали, что объясняется развитием кризиса в стране.

Впрочем, эксперт "Финам Менеджмент" не считает ситуацию безнадежной. "Кризису не удалось совсем парализовать жизнь государства и развитие экономики, - говорит он, - производство хотя и оказалось в тяжелой ситуации, но товары все равно производились, розничная и оптовая торговля работала, сектор финансовых услуг устоял, хотя и увеличилось число "плохих" долгов и невозвратов по кредитам". В числе плюсов также и то, что часть безработных смогла найти новую работу, бюджет за счет того, что были использованы средства различных фондов, смог и помочь отечественным компаниям, и выполнить основные социальные обязательства перед населением.

"Цыплят по осени считают", - гласит народная мудрость. Сентябрь этого года и по календарю, и фактически стал таким месяцем. Помощник президента РФ Аркадий Дворкович на пресс-конференции в Москве заявил, что необходимо продолжить реализацию антикризисных мер в полном объеме, и это позволит избежать второй волны кризиса.

"Исходя из оценки ситуации, что достигнута некоторая стабилизация, но она достигнута именно на основе стимулирующих мер, нужно продолжать эти меры в полном объеме", - сказал Дворкович. Причем, сохранить антикризисные меры необходимо не только в России, но и во всех странах мира.

Характеризуя в целом эффективность антикризисных мер, принятых по результатам решений G20, помощник президента сказал, что они были достаточно эффективными. "Именно синхронные действия правительств и ЦБ отдельных стран позволили стабилизировать ситуацию летом этого года", - уверен он. По мнению Дворковича, достаточно быстро были увеличены ресурсы кредитных организаций. Кроме того, он полагает, что если бы не обязательства, принятые странами "двадцатки", то торговых барьеров в настоящее время в мире было бы гораздо больше.

Говоря о ближайшей перспективе, Дворкович отметил, что руководство России не планирует менять характер антикризисных мер. "Мы считаем, что важно в полном объеме реализовывать то, что уже было решено. Сейчас мы интенсивно занимаемся гарантиями. Особое внимание уделяем региональным программам занятости. Возможно, что постепенно будет меняться структура этих программ: чуть меньше будет акцент на общественные работы, больше будет акцент на создание новых рабочих мест. Особенно это касается моногородов", - отметил он, напомнив, что по этому вопросу есть специальные поручения президента и премьера. По словам помощника президента, структура поддержки экономики в РФ не сильно отличается от других стран, за исключением ставок рефинансирования, которые связаны с нашей более высокой инфляцией.

В свою очередь эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов не склонен переоценивать меры господдержки. "Действительно, антикризисные меры оказали определенное воздействие на реальный сектор, - соглашается Баранов, - но не надо преуменьшать и роль самих компаний. Многие из них смогли относительно быстро перестроиться и устояли под ударами кризиса. Свою роль сыграла и отечественная модель потребительского поведения. Несмотря на сократившиеся доходы, многие граждане не сократили свои расходы и продолжали приобретать товары в прежних объемах. Все это позволило поддержать отечественную экономику на протяжении нескольких месяцев".

Гораздо более радикален ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" в оценках необходимости продолжения реализации заявленных мер стабилизации. "Следует изменить и сами меры, и подход к ним. В настоящее время большинству предприятий уже не требуются денежные вливания от государства, сейчас наилучшими условиями для поддержки предприятий и выводу экономики из кризиса будут меры административные и законодательные, направленные на облегчения правил ведения бизнеса, уменьшения налоговой нагрузки на него, сокращения числа и сроков различных проверок. Также можно законодательно и экономически стимулировать бизнес к повышению эффективности, разработке и принятию мер долгосрочного характера, направленных на повышение готовности к будущим кризисам и увеличение финансовой устойчивости", - говорит эксперт. Наметившуюся стабилизацию он объясняет тем, что постепенно начал увеличиваться спрос на товары и услуги.

Кстати, некоторые экономисты еще на заре экономического кризиса предлагали "активнее стимулировать спрос и производство". "Требуется в 3-4 раза увеличить пенсии, поднять зарплаты, сократить рабочий день, чтобы у людей было время воспользоваться деньгами", - такое мнение отдельным СМИ, например, высказывал руководитель центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Василий Колташов.

Большинству россиян подобное кажется утопией. Многим в минувшем году, чтобы сохранить прежний уровень оплаты, пришлось гораздо больше работать. А кто-то продолжал работать и за гораздо меньшие деньги для того, чтобы сохранить рабочее место.

"Восстановление экономики будет напоминать подъем пожилого человека по лестнице, - говорит Баранов, - то есть общее направление экономики будет вверх, но этот подъем будет идти с остановками. Резкого подъема ждать не стоит, как по причине сократившихся доходов государства, бизнеса и граждан, так и потому что кризис у всех в памяти, он не отпускает, и ожидание "второй волны" неизбежно будет влиять на модель поведения и компаний, и простых обывателей".

Что ж, будем надеяться, следующей осенью нам будет чего считать, а сами "цыплята" станут более откормленными, чем ныне.

Обозреватель Любовь Третьякова

Фото ИТАР-ТАСС