Interfax-Russia.ru – Портал госуслуг переработают в соответствии с новой концепцией. Причем, количество оказываемых населению в электронном виде услуг будет сокращено до 20.
Согласно новой концепции, портал государственных услуг будет значительно изменен. В Минэкономразвития решили не предоставлять в электронном виде непопулярные у населения сервисы.
"Вопрос уже согласован с куратором единого портала Минсвязи. Согласно новой концепции, на портале можно будет получить только около 20 наиболее популярных услуг, о прочих можно получить исчерпывающую информацию", – рассказал "Известиям" статс-секретарь, заместитель министра экономического развития Олег Фомичев.
Необходимость реформы, по его словам, возникла в связи с тем, что перевод всех федеральных, региональных и муниципальных услуг в электронный вид к 2014 году оказался невозможен. Причем, так считают почти во всех ведомствах.
Сейчас на портале доступна информация о более чем 34 тыс. услуг, но работающая кнопка "Получить услугу" есть только у 250 федеральных услуг. "По региональным и муниципальным ситуация еще хуже", – добавляет Фомичев.
Причину замминистра Минэкономразвития видит в слабом межведомственном взаимодействии. "Для реализации многих услуг требуется согласованное действие двух и более ведомств. Каждое из них отчитывается, что работа проведена, но в итоге услуга не оказывается", - отмечает он.
Также замминистра сообщил, что не все доступные на портале услуги пользуются у населения спросом. На некоторые сервисы поступает не более 2-3 заявок в год, но при этом тратится столько же бюджетных средств.
Пересмотр концепции не вызвал удивления в экспертном сообществе, так как портал государственных услуг уже не раз подвергали критике. Так премьер-министр Дмитрий Медведев указывал на некачественный контент на первом заседании правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий предпринимательской деятельности.
"Как человек любопытный, я залез (на портал – ИФ). Это, конечно, просто нечто. Есть Росохранкультура, есть ссылка на сайт. Захожу на сайт, последняя новость – от апреля 2013 года: "Ксению Собчак бросил возлюбленный", – заявил Медведев. Такое состояние дел премьер назвал "дискредитацией работы" в данной сфере.
Суть новой концепции в том, чтобы оставить на портале 20 услуг, которые удовлетворяют 80% запросов, и постепенно добавлять к ним новые, но только после тщательного тестирования. Вся новая информация на портале будет структурироваться в зависимости от жизненных ситуаций: рождение ребенка, строительство дома и т.д.
Напомним, что проект электронного правительства предусматривает, что к 2015 году 90% граждан РФ должны иметь доступ к госуслугам по принципу "одного окна" по месту пребывания. Кроме того, к 2018 году госуслугами в электронной форме должны пользоваться не менее 70% граждан.
Сейчас наиболее популярными у граждан услугами по статистике портала являются заявка на выдачу загранпаспорта, проверка штрафов ГИБДД, проверка состояния пенсионного счета в Пенсионном фонде РФ, проверка налоговой задолженности, подача налоговой декларации и несколько других.
По словам Дмитрия Медведева, один из важных показателей, по которым необходимо достичь высокого результата – уровень удовлетворенности людей качеством государственных и муниципальных услуг. "Там поставлена очень высокая планка - не менее 90%, а для граждан, которые получают такие услуги в электронном виде - не менее 70%", - сказал премьер.
Однако согласно результатам совместного исследования ВЦИОМ, SAP СНГ и НИИ "Восход", проводившегося с февраля по март 2013 года среди 3200 респондентов, около 41% граждан не знают о существовании портала госуслуг. 79% опрошенных заявили, что никак не используют имеющиеся сервисы электронной демократии. Остальные участвовали в опросах или голосованиях, направляли в электронном виде коллективные обращения, участвовали в обсуждении законодательных инициатив.
"У населения большой запрос на сервисы электронного правительства и электронной демократии. За развитие механизмов ЭП высказались 79% респондентов, а ЭД – 80%", – прокомментировал журналистам результаты опроса первый заместитель руководителя управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин.
Граждане отзываются о работе портала по-разному. По хэштегу #госуслуги в твиттере встречаются как жалобы на мелкие недоработки, так и положительные отзывы. Причем, портал критикуют, например, за то, что в выборе страны на первом месте стоит Албания, а не Россия.
В свою очередь, устраивает пользователей процедура получения загранпаспорта или смс о получении денег в счет уплаты штрафа.
По словам заместителя гендиректора SAP СНГ Дмитрия Красюкова, к настоящему времени в России на проекты (федеральный и региональные – ИФ) электронного правительства затрачено около 8 млрд рублей. При этом портал госуслуг запущен в 2009 году, а 2012 году была представлена версия 2.0.
"Этот портал переделывают раз в два-три года, выделяя на него кучу денег, делая все с нуля – новые исполнители, новые работы и так далее. Главное, чтобы они там все совсем не поломали. Тут вопрос не столько в концепции, сколько в некоторой государственной непоследовательности", – прокомментировал ситуацию Interfax-Russia.ru директор некоммерческого партнерства "Информационная культура", эксперт в сфере электронного правительства и открытых данных Иван Бегтин.
Эксперт назвал прошлую концепцию сверхамбициозной и отметил, что все сразу понимали, что в настолько короткие сроки перевести все госуслуги в электронный вид нереально.
"Сейчас, когда пошли сокращения бюджета, стало понятно отсутствие результата по некоторым темам, начали вот таким образом реорганизовывать. Это, конечно, шаг назад, потому что всего 20 услуг в электронном виде – это очень-очень мало. Но то, что они стали приоритезировать (услуги – ИФ), по крайней мере, по запросам граждан, правильно", – говорит Бегтин.
Стоит отметить, что на развитие портала в соответствии с программой "Информационное общество" до конца 2013 года планируется потратить 450 млн рублей, на создание и поддержку мобильных версий – 70 млн, а на "обеспечение перехода на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде" – почти 700 млн рублей. При этом, какие конкретно услуги можно будет получить на обновленном портале, чиновники пока не уточняют.
Обозреватель Александра Галактионова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"