Interfax-Russia.ru – Политика и искусство оспаривают важность друг друга. Государство предпочло поддержать российский экшн о войне в Южной Осетии и "недодать" потенциальному триумфатору Венеции.
Компания "Movie Research" и исследовательский холдинг "Ромир" к грядущему Дню российского кино (27 августа) провели опрос общественного мнения среди россиян, чтобы узнать их отношение к отечественному кинематографу. Выяснилось, что предпочтение отечественным картинам отдают лишь 11% респондентов. В то время как пятая часть опрошенных (18%) настроена к ним негативно. При этом доля тех, кто редко или вообще не смотрит российское кино в кинотеатрах, особенно высока среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет (почти 30%).
О непопулярности отечественного кино в начале февраля говорил и премьер-министр России Владимир Путин на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии.
Одной из мер борьбы за развитие отечественного кинематографа стало расширение задач "Федерального фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии", или "Фонда кино". В феврале фонд получил право содействовать наиболее перспективным с его точки зрения проектам и заниматься производством и продвижением национальных художественных фильмов.
В 2011 году на поддержку кинематографа из федерального бюджета было выделено более 4,3 млрд руб. При этом - 1,4 млрд руб. для Министерства культуры и около 2,9 млрд руб. для "Фонда кино".
Детское, дебютное, авторское, документальное и анимационное кино, проведение фестивалей и конкурсов осталось за Министерством культуры. Остальное перешло в ведомство фонда.
"Фонд кино" теперь частично финансирует проекты компаний-лидеров, фильмы которых принесли больше всего выручки и премий, – это своеобразный гарант, что вложенные средства вернутся государству. Кроме того, компании, картины которых собрали более 1 млн зрителей, получают бонусы. Также фонд поддерживает социально-значимые фильмы: патриотические, просветительские, ориентированные на молодежь.
Подобное деление "ролей" между Минкультуры и "Фондом кино" должно способствовать "созданию ярких, конкурентоспособных российских фильмов", - сказал премьер-министр России Владимир Путин на заседании правительственного совета по развитию отечественной кинематографии.
Борьба со страхами
"Единственный способ избавиться от своих страхов – снять о них фильм", - говорил Альфред Хичкок. Кино на современном этапе развития не только призвано избавлять от страхов, но и "делать историю".
Со времени военного конфликта между Грузией и Россией в Южной Осетии и Абхазии в 2008 году прошло три года. Однако тема до сих пор остается актуальной - в основном потому что за это время так и не удалось прийти к общему мнению, кто виноват в этой войне. Режиссеры разных стран по-своему трактуют события.
Южноосетинской теме уже посвятили шесть картин, ни одна из которых не пользовалась успехом в прокате. Фильмы, обвиняющие в развязывании войны Россию, попеременно сменяются лентами, обвиняющими в том же Грузию.
Одним из последних фильмов, поддерживающих точку зрения грузинских властей, стал "5 дней в августе" режиссера Ренни Харлина.
Премьера американо-грузинской картины состоялась 14 апреля на международном фестивале приключенческих фильмов в Валенсии. В мае ее показали на закрытом сеансе Каннского кинофестиваля (под называнием "Georgia"), а в Грузии премьера прошла 5 июня.
"Этот фильм против войны и насилия", - сказал Харлин на пресс-конференции в Тбилиси.
По сообщению радио "Свобода", фильм передает грузинскую версию событий августа 2008 года: войну спровоцировали югоосетинские вооруженные силы, грузинские власти были вынуждены ответить на это огнем, а Россия воспользовалась случаем и оккупировала грузинские территории.
Для фильма подобрали по-настоящему звездный состав: режиссер Ренни Харлин (в числе его работ "Крепкий орешек-2" и "Скалолаз"), актеры Энди Гарсиа (он исполнил роль Михаила Саакашвили), Вэл Килмер и Хизер Грехем. На премьеру в Тбилиси пригласили даже Шэрон Стоун.
"5 дней в августе" обошелся создателям в $30 млн. По данным "Свободы", картину спонсировал известный бизнесмен Коба Накопия, хотя генеральный секретарь грузинской лейбористской партии Иосиф Шатберашвили убежден, что президент Грузии Михаил Саакашвили потратил на съемки фильма государственные деньги.
"У нас есть конфиденциальная информация, что господин Саакашвили заплатил - ни больше ни меньше – $100 млн создателям этого фильма", - признался генсек лейбористов.
Российском ответом стал приключенческий экшен "Август. Восьмого", снятый студией "Главкино" на средства государственного "Фонда кино" и частные инвестиции.
"Это же наш политический контекст, который нельзя замалчивать. Существуют проблемы, которые эта война вскрыла. Для игрового кино это может стать замечательным материалом", - рассказал в интервью "Новой газете" руководитель "Фонда поддержки кинематографии" Сергей Толстиков.
Картину снимали в Москве, Абхазии и Осетии, задействовали более тридцати единиц настоящей боевой техники, 1,5 тыс. военных и 3 тыс. человек массовки.
Звездный режиссер Джаник Файзиев (известный по фильмам "Турецкий гамбит" и "Старые песни о главном-2", продюсер "Адмирала") вместе с голливудским сценаристом Майклом Лернером под совместным продюсированием Константина Эрнста и Федора Бондарчука расскажет историю про девушку Ксению, которая спасает своего сына Артема из охваченного войной Цхинвала.
19 августа стало известно, что на эту ленту "Фонд кино" выделил 250 млн руб., почти треть своего бюджета. Заметим, что Александру Сокурову на фильм "Фауст", который отобран в конкурсную программу ближайшего Венецианского фестиваля, выделили намного меньше - 42 млн. рублей.
"Мы, правда, просили 56 млн. рублей - ровно столько нам было нужно, чтобы закончить картину, а нам выделили 42 млн.", - признался позже "Интерфаксу" продюсер картины Андрей Сигле.
С распределением средств "Фонда кино" уже возникали вопросы. Вот и в этот раз "социально значимую" (именно на такое кино Фонд выделял средства) картину оценили "дороже" потенциального триумфатора. Один из экспертов, арт-директор киноклуба на "Винзаводе" Ольга Паперная рассказала Interfax-Russia.ru, что социальные фильмы не слишком популярны у аудитории.
"Киноманы ходят на социальное кино, которое интересно сделано. Как, например, "Вальс с Баширом" Ари Фольмана. К российским фильмам доверие очень маленькое", - рассказала Interfax-Russia.ru Ольга Паперная.
Она также заметила, что, несмотря на невостребованность, "социально значимые" фильмы нужно показывать.
"Если мы не будем раздвигать эти горизонты, не будем снимать сложные социальные фильмы – ничего не изменится, зрители по-прежнему будут отдавать предпочтения зарубежным картинам", - заявила она.
Впрочем, остается вопрос: может ли блокбастер с явным идеологическим подтекстом являться социально значимым кино? Эксперты, не видевшие фильма, затрудняются дать ответ на этот вопрос, но пророчат подобным фильмам кассовое забвение. Однако создатели уверяют, что их кино не столько о войне и Цхинвале, сколько о героине, которая мечтает измениться и в конце концов "перерождается" в сложных условиях.
Обозреватель Татьяна Кочеткова